ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5331/2022 от 11.10.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5331/2022

октября 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Сапрыкиной Е.И.

судей                                                  Мильчиной И.А., Швец Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от ОАО  «Российские железные дороги»: ФИО1, представитель по доверенности от 30.07.2021;

от Управления жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края: не явились;

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края

на решение от  13.07.2022

по делу № А73-5741/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края

третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

о взыскании 9 282 879,77 руб.

УСТАНОВИЛ:

 Открытое акционерное общество  «Российские железные дороги»  (далее – ОАО «РЖД», истец, получатель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с иском к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее – ответчик, управление) о взыскании субсидии в размере 9 282 879,77 руб. на компенсацию организации убытков в связи с производством (реализацией) электрической энергии, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Решением суда от 13.07.2022 исковое требование удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств по делу.

В отзыве на жалобу и заседании суда второй инстанции ОАО «РЖД» просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, заслушав пояснения представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что 26.01.2021 сторонами заключено Соглашение №2 о предоставлении из районного бюджета субсидии на компенсацию организации убытков в связи с производством (реализацией) электрической энергии, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Ванинского муниципального района, предметом  которого  является предоставление из районного бюджета в 2021 году субсидии в целях компенсации убытков получателя в связи с производством (реализацией) электрической энергии, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Ванинского муниципального района.

Согласно пункту 2.1 Соглашения, субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 соглашения, в общем размере 10 722 388,11 руб., в том числе, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края как получателю средств районного бюджета.

Пунктом 3.3 согласовано, что перечисление субсидии осуществляется (при зачислении средств (с получением копии платежного поручения поступившей суммы субвенции) и суммы возврата переплаты субсидии на лицевые счета управления жизнеобеспечения района) на счет, открытый в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных учреждениях для учета операций со средствами юридических лицу (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, в течение 5 рабочих дней: на расчетный счет получателя субсидии, указанный в соглашении.

Согласно пункту 4.1.3 Соглашения, главный распорядитель средств районного бюджета обязуется обеспечивать перечисление субсидии на счет получателя, указанный в разделе 8 соглашения, в соответствии с пунктом 3.3 Соглашения.

В связи с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию, поставляемую для нужд населения, проживающего на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края, согласно представленным актам выполненных работ (оказанных услуг) за 2021 год, истец недополучил доходы за заявленный период в размере 10 579 794,42 руб.

Ранее сторонами было заключено Соглашение  от 22.01.2020 №2  о предоставлении из районного бюджета субсидии на компенсацию недополученных доходов в связи с производством (реализацией) электрической энергии, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Ванинского муниципального района.

В 2021 году на расчетный счет истца ответчиком перечислена субсидия на компенсацию убытков в общем размере 10 500 000 руб., которые направлены на погашение задолженности за 2020 год по соглашению  от 22.01.2020  №2 в размере 9 203 085,30 руб.,  и на компенсацию убытков, возникших в 2021 году, - в размере 1 296 914,70 руб.

Учитывая несоответствие между суммой субсидии, предусмотренной в соглашении от 26.01.2021, и суммой субсидии, отраженной в отчете (10 579 794,42 руб.; расхождение составило 142 593,69 руб.), 03.08.2021 ответчик направил в адрес истца дополнительное соглашение об увеличении размера предоставляемой субсидии. Указанное соглашение истцом не подписано.

Ввиду неисполнения ответчиком обязательств по перечислению субсидии, с учетом частичной оплаты и погашения задолженности по соглашению №2 от 22.01.2020, сумма долга по перечислению субсидии по состоянию на 01.01.2022 составила 9 282 879,77 руб., в связи, с чем 18.02.2022 истец направил в адрес ответчика претензию о необходимости погашения  указанной задолженности.

Ответчик в ответе от 11.03.2022 сообщил, что погашение задолженности будет произведено в 2022 году после подписания соглашения о предоставлении из районного бюджета субсидии и по мере поступления средств субвенции из краевого бюджета.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно положениям статьи 15 лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ  от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - постановление Пленума № 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 постановления).

За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).

В силу статей 2 и 3 Закона Хабаровского края № 142 возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, является расходным обязательством Хабаровского края и производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает установленный тариф на электрическую энергию для населения.

В соответствии со статьей 1 Закона № 143 администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края отнесена к муниципальным образованиям, наделенным государственными полномочиями Хабаровского края на возмещение организациям, предоставляющим на территории района соответствующие услуги.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 №73-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения» утверждены Порядок расчета компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.

Согласно пункту 2.1 указанного Порядка, расчет плановой суммы компенсации убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, производится организациями по формуле, указанной в данном пункте. Организации представляют в органы местного самоуправления края расчет плановой суммы компенсации убытков на очередной год в срок до 20 июня текущего года (пункт 2.2 Порядка расчета компенсации).

Расчет фактической суммы компенсации убытков в текущем году производится по формуле, указанной в пункте 3.1 Порядка расчета компенсации.

Порядок перечисления организациям средств на компенсацию убытков определяется органами местного самоуправления (пункт 3.2 Порядка расчета компенсации).

Пунктом 1 Постановления №73-пр предусмотрено, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по контролю  за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления субвенций, субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство) в соответствии с распределением Субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.

В силу пункта 2.2 Порядка предоставления субвенций, перечисление субвенций местным бюджетам осуществляется министерством на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

Согласно пункту 2.5 Порядка предоставления субвенций, по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения министерством расчетов, отчетов и (или) документов между министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.

Порядок предоставления из районного бюджета субсидий на компенсацию организациям убытков в связи с производством (реализацией) электрической энергии, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края утвержден постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 05.04.2021 №266.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 указанного Порядка, финансовое управление при получении денежных средств, поступивших из краевого бюджета в виде субвенций по компенсации убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в течение трех рабочих дней производит зачисление средств на лицевой счет управления жизнеобеспечения района. В течение одного дня управлению жизнеобеспечения района направляется копия платежного поручения поступившей суммы субвенции. Управление жизнеобеспечения района в течение пяти рабочих дней при зачислении средств субвенций (с получением копии платежного поручения поступившей суммы субвенции) и (или) суммы возврата переплаты субсидии на лицевые счета управления жизнеобеспечения района, с учетом отчетных данных по начислению и кодов бюджетной классификации, производит распределение суммы субсидии; перечисляет субсидии на расчетный счет получателя субсидии, указанный в соглашении.

Как установлено арбитражным судом,  истцом в спорный период поставлена электрическая энергия потребителям Ванинского района по тарифам, установленным постановлениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2019 №42/14, №42/4 и от 18.12.2020 №41/1, №35/38, которые превышают предельно максимальный тариф для населения, установленный Постановлениями Губернатора Хабаровского края.

С учетом положений пунктов 2.1, 3.1 Порядка расчета компенсации установлено, что общий объем убытков от применения тарифов по расчетам истца в 2021 году составил 10 579 794,42 руб., исходя из объема отпущенной населению электрической энергии 656782,00 кВт.ч.

Истцом в материалы дела представлены подписанные ответчиком акты об оказанных услугах энергоснабжения за 2020-2021 годы, отчеты об использовании субсидии, сведения о направлениях использования отпущенной населению электрической энергии за 2020 год, отчеты возмещения организациям убытков за спорный период.

Между сторонами отсутствует спор по поводу объема предоставленной истцом в 2020-2021годы  электроэнергии по регулируемым тарифам.

Министерством ЖКХ края представлены сведения о том, что запланированные в краевом бюджете ассигнования по представленным ответчиком расчетам необходимых средств выделены в необходимом объеме. Доказательства недофинансирования муниципального образования по представлявшимся расчетам суду не представлены.

По сведениям Министерства ЖКХ края всего по Ванинскому району за период январь-декабрь 2021 года начислено текущих выпадающих доходов 51 838 371,95 руб. Финансирование за этот период составило 55 227100 руб. (то есть даже с учетом погашения текущими платежами долга за предыдущий 2020г. имеется итоговое перефинансирование за 2021год  на 2 543 051,98 руб.).

С учетом положений статьи 158 БК РФ  ответчик является обязанным лицом по доведению конечному получателю – истцу,  в рамках настоящего спора средств, полученных в целях исполнения обязательств по переданным государственным полномочиям, в связи с чем заключение (незаключение) соглашения об увеличении размера предоставляемой субсидии не может являться основанием для отказа в перечислении субсидии.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд первой инстанции признал подтвержденным факт наличия у истца убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Ванинского муниципального района, и неисполнение Управлением обязанности по возмещению истцу данных убытков и пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания убытков с ответчика в заявленном размере 9 282 879,77 руб.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  13.07.2022 по делу № А73-5741/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.А. Мильчина

Е.А. Швец