ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5356/18 от 24.10.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5356/2018

31 октября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Арктик-Экспорт" представитель не явился;

от Управления Министерства культуры  Российской Федерации  по Дальневосточному федеральному округу: Жигаревич М.В. представителя по доверенности  от 28.05.2018 № 08 (сроком по 31.12.2018);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью "Арктик-Экспорт"

на решение от  03.08.2018

по делу № А73-7257/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Руденко Р.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арктик-Экспорт"

к Управлению Министерства  культуры Российской Федерации  по Дальневосточному  Федеральному округу

о  признании незаконным решения от 09.04.2018 № 405/01-42 об отзыве справки  от 07.07.2017 № 175

УСТАНОВИЛ:

общество  с ограниченной ответственностью "Арктик-Экспорт" (далее – ООО "Арктик-Экспорт"; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления  Министерства  культуры Российской Федерации  по Дальневосточному  Федеральному округу  (далее – Управление Министерства культуры; Управление; Министерство)  от 09.04.2018 № 405/01-42 об отзыве справки  от 07.07.2017 № 175.

         Решением суда от 03.08.2018 отказано в удовлетворении заявленных требований общества.

         Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Арктик-Экспорт" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

         Заявитель жалобы, в том числе  утверждает следующее: согласно положениям статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон РФ № 4804-1) и Приказа Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 № 117 (далее – Приказ № 117) на культурные ценности, заявленные к вывозу с территории Российской Федерации соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей либо, если предметы, заявленные к вывозу с территории Российской Федерации, не являются  культурными ценностями -  оформляется  справка, подтверждающая, что для их вывоза  не требуется свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, и таможенный орган допускает  к вывозу предметы, только при наличии имеющегося у собственника вещи свидетельства на вывоз (если вещь имеет  культурные ценность) либо справку (если предмет не является культурной ценностью, соответственно,  утверждение Управления Министерства культуры о том, что только экспертное  заключение (разрешительный документ), а не справка,  является документом, подтверждающим законность вывоза культурных ценностей, является ложным, а вывод суда о том, что  справка не носит обязательного характера, так как ее выдача не предусмотрена Законом  РФ № 4804-1, противоречит Приказу № 117 и иному нормативному правовому акту; беспричинный отзыв Управлением справки, которая явилась основанием  для пропуска через границу фрагментов бивней мамонта  за пределы Российской    Федерации, порождает для заявителя негативные последствия, ибо предполагается, что товар  перемещен через таможенную границу Российской Федерации с использованием документов, содержащих недостоверные сведения.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление Министерства культуры доводы жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

         Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

         Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

         Представитель Министерства в судебном заседании  отклонила доводы апелляционной жалобы  как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

         Заслушав представителя Министерства, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         Как видно из материалов дела, 14.06.2017  уполномоченным экспертом по культурным ценностям доктором биологических наук ФИО2 по обращению ООО «Арктик- Экспорт» на основании  представленных документов было выдано Заключение экспертизы, согласно которому представленные к исследованию предметы палеонтологии – фрагменты бивней мамонта общим весом 1377,8 кг.  не являются культурными ценностями, не подпадают под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»; на них не распространяется разрешительный порядок вывоза (вывозу подлежат без оформления разрешительного документа (Заключения).

23.06.2017 ООО «Арктик-Экспорт» обратилось в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу (далее - Управление) с заявлением об оформлении справки подтверждающей, что заявленные к вывозу 70 предметов палеонтологии – фрагментов бивней мамонта общим весом 1377,8 кг. не являются культурными ценностями, и на них не распространяется разрешительный порядок вывоза.

07.07.2017 Управление выдало ООО «Арктик-Экспорт» справку № 175 о том, что вывозимые 70 предметов палеонтологии – фрагментов бивней мамонта общим весом 1377,8 кг. согласно прилагаемому списку не являются культурными ценностями и в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (раздел 2.20 Приложения 2), на них не распространяется разрешительный порядок вывоза.

18.07.2017 ООО «Арктик-Экспорт» на основании выданной Управлением Справки № 175 и договора поставки продукции вывезло за пределы Российской

Федерации 70 предметов палеонтологии – фрагментов бивней мамонта общим весом 1377,8 кг.

09.04.2018г Управление письмом от 09.04.2018г. № 405/01-42 проинформировало ООО «Арктик-Экспорт» об отзыве Справки от 07.07.2017

№ 175 - документа подтверждающего, что в отношении заявленных к вывозу предметов не установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза.

Не согласившись с указанным решением Управления, ООО «Арктик- Экспорт» обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также Порядок перемещения культурных ценностей между государствами - членами Евразийского экономического союза и перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, определяются в соответствии с правом Евразийского экономического союза, регулируется Законом  РФ  № 4804-1, статьей 5 которого   определены основные понятия, используемые в настоящем Законе, так  - культурные ценности -движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение; экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - эксперты по культурным ценностям), в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.

В соответствии со ст. 35.2 Закона  РФ № 4804-1  - вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется физическими лицами для личного пользования на основании заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, а физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридическими лицами – на основании лицензии на вывоз культурных ценностей.

Заключение (разрешительный документ) на вывоз культурных ценностей и лицензия на вывоз культурных ценностей выдаются в каждом случае вывоза культурных ценностей.

Вывоз культурных ценностей, в отношении которых правом Евразийского экономического союза не установлен разрешительный порядок вывоза, осуществляется с учетом положений статьи 35.11 настоящего Закона.

Согласно ст. 35.4 Закона РФ № 4804-1 - лицензия на вывоз культурных ценностей выдается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на выдачу таких лицензий, на основании согласованного с уполномоченным органом заявления физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или юридического лица о выдаче лицензии на вывоз культурных ценностей.

Согласование заявления о выдаче лицензии на вывоз культурных ценностей осуществляется уполномоченным органом посредством выдачи заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей в порядке, предусмотренном статьей 35.3 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 11.2 Закона РФ  № 4804-1 - экспертиза культурных ценностей проводится в следующих целях: отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям; отнесение (неотнесение) исследуемых культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение; определение подлинности и состояния сохранности культурных ценностей, указанных в статье 35.1 настоящего Закона, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза; отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза.

Экспертиза культурных ценностей проводится по заявлению физического или юридического лица, а также по обращению уполномоченного органа, таможенного или иного правоохранительного органа.

Обязательная экспертиза культурных ценностей проводится в отношении: заявленных в качестве культурных ценностей движимых предметов, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза; культурных ценностей, указанных в статье 35.1 настоящего Закона, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза.

Экспертное заключение должно содержать следующие обоснованные

выводы: об отнесении (неотнесении) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям; об отнесении (неотнесении) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза; об отнесении (неотнесении) культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое значение; о подлинности и состоянии сохранности культурных ценностей, указанных в статье 35.1 настоящего Закона, возвращенных в Российскую Федерацию после временного вывоза.

До принятия Федерального закона от 28.12.2017г. № 435-ФЗ о внесении

изменений в Закон РФ № 4804-1 действовал следующий порядок вывоза культурных ценностей.

В соответствии со статьей  16 Закона РФ  № 4804-1 (в ред. Федерального закона от 18.06.2017г. № 127-ФЗ) - экспертизу заявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза культурных ценностей осуществляют уполномоченные Министерством культуры Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в пределах своей компетенции на осуществление этой деятельности специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иные специалисты.

Согласно ст. 17 Закона РФ  № 4804-1 - вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие пункта 1 статьи 9 настоящего Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными настоящим Законом.

По статье  18 Закона РФ № 4804-1 - культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе; отказ лица, ходатайствующего о вывозе культурных ценностей, представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы рассматривается как отказ заявителя от их вывоза; в случае, если результаты экспертизы дают основание для внесения заявленного к вывозу предмета в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего о вывозе этого предмета; при несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный к вывозу, представляется на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации или уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в пределах его компетенции.

Порядок проведения экспертизы определяется Положением о порядке экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 27.04.200                № 322 утверждено Положение о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей (далее - Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 № 322).

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 27.04.2001                № 322 - экспертиза культурных ценностей, заявленных к вывозу или временному вывозу с территории Российской Федерации, осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Министерство культуры Российской Федерации или его территориальные органы.

Согласно статье  16 Постановления Правительства РФ от 27.04.2001                   № 322 - экспертное заключение (в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей с территории Российской Федерации и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

В соответствии с пунктами  19, 21, 22 Постановления Правительства РФ от 27.04.2001 № 322 - на основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, а также по результатам проверки культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам Министерство культуры Российской Федерации или его территориальные органы принимают решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации.

При принятии Министерством культуры Российской Федерации или его территориальными органами решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей ими выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации по форме согласно приложению (далее именуется - свидетельство).

Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности; учет и хранение указанных бланков осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.

Свидетельство оформляется в двух экземплярах, каждый из которых скрепляется печатью Министерства культуры Российской Федерации или его территориального органа, выдавшего свидетельство;  к свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные указанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временному вывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельство должностного лица.

При временном вывозе культурных ценностей в свидетельстве указываются цель и срок их вывоза, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории Российской Федерации.

Министерство культуры Российской Федерации и его территориальные органы ведут в установленном Министерством порядке реестр выдаваемых ими свидетельств.

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что   основным документом,  определяющим отнесение (неотнесение) исследуемых движимых предметов к культурным ценностям,  является заключение эксперта.

Проанализировав также Методические рекомендации по оформлению документации на вывоз, временный вывоз культурных ценностей из Российской Федерации от 25.12.2015 (далее – Методические рекомендации) (пункты 12, 54, 55, 56), на которые общество ссылалось при обращении  в суд с настоящим заявлением, суд первой инстанции установил, что  справка, подтверждающая, что для вывоза  предметов из Российской Федерации, не являющихся культурными ценностями (далее – Справка), может выдаваться по желанию физического или юридического лица и не носит обязательного характера  (за исключением предметов, вывозимых посредством международных почтовых отправлений, согласно пункту 64 Методических рекомендаций).

Таким образом, верен вывод  суда первой инстанции, о том, что поскольку    Методические рекомендации  не носят обязательного характера, а являются рекомендательными, то и  справка не носит обязательного характера, ее выдача не предусмотрена Законом РФ  № 4804-1, является правомерным.

Ссылка заявителя жалобы на Приказ № 117, не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта, поскольку исходя из анализа пункта 2 данного Приказа оформление соответствующей справки уполномоченным органом не является обязательным (может оформляться справка  установленного образца, подтверждающая, что для вывоза предметов, не являющихся культурными ценностями, не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей  с территории Российской Федерации).

Кроме того, как верно определено судом, выводы эксперта по культурным ценностям, изложенные в заключении экспертизы 14.06.2017,  в установленном порядке не оспорены, и не признаны незаконными, и по выданной,  на основании заключения экспертизы,   справке от 07.07.2017                    № 175, общество 18.07.2017 вывезло   за пределы Российской Федерации 70 предметов палеонтологии – фрагментов бивней мамонта общим весом 1377,8 кг.

Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев  обжалуемое решение Управления в виде  письма  от 09.04.2018  № 405/01-42, и определив, что оно  не нарушает прав заявителя, не возлагает на него каких либо обязанностей, поскольку как указано ранее, какими-либо положениями действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, не предусмотрена обязанность Управления выдавать заявителю справку - документ подтверждающий, что в отношении заявленных к вывозу предметов не установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, суд первой инстанции сделал  правильный вывод  о необоснованности доводов заявителя о том, что отзыв Управлением Справки от 07.07.2017г. № 175 письмом от 09.04.2018г. № 405/01-42 подвергает сомнению законность и легитимность действий ООО «Арктик-Экспорт» по вывозу за пределы Российской Федерации 70 предметов палеонтологии – фрагментов бивней мамонта общим весом 1377,8 кг.

          На этом основании, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований общества.

         Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, так как они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба, по содержащимся в ней доводам, удовлетворению не подлежит.

Судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, с выяснением всех обстоятельств дела и оценкой доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  03 августа 2018 года по делу № А73-7257/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                                   Е.И. Сапрыкина

                                                                                               Е.А. Швец