ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5370/18 от 23.10.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5370/2018

30 октября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен октября 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от ООО «РН-Востокнефтепродукт»: ФИО1, представителя по доверенности от 01.01.2018;

от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска: ФИО2, представителя по доверенности от 29.12.2017;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска

на решение от  02.08.2018 по делу № А73-9252/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей Шапошниковой В.А.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт»

к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска

о  признании недействительным предписания

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – ООО «РН-ВНП», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – Департамент) от 23.05.2018 № 03-39/12-07.

Решением суда от 02.08.2018 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой настаивает на его отмене по мотиву несоответствия выводов фактическим обстоятельствам спора, а также неверному применению к спорным отношениям  положений Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017  №677 (далее - Правила благоустройства), считает, что спорная информационная конструкция, будучи размещенная на территории города без регистрации в администрации города, подлежит демонтажу.

В судебном заседании второй инстанции представитель Департамента поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Представитель общества не признала позицию заявителя жалобы, по основаниям, указанным в отзыве.

Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Департаментом зарегистрирована информационная конструкция – «флаги» по адресу: <...> АЗС № 16, принадлежащая ООО «РН-ВНП»,  сроком  на 5 лет – с 22.10.2012  по   22.10.2017.

По окончании данного срока общество не демонтировало информационную конструкцию, что послужило основанием   для выдачи ему Департаментом  предписания от 23.05.2018, которым указано на необходимость  провести работы по  демонтажу  в срок до 10.06.2018.

Несогласие заявителя с указанным предписанием послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя  заявленное требование, пришел к выводу о наличии совокупности таких условий, полагая, что размещение информации на флагах о наименовании (фирменном наименовании, логотипе) организации с учетом специфики деятельности указанного объекта соответствует требованиям законодательства и состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении АЗС.

Возражения заявителя направлены на несогласие с данным выводом.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, среди прочего, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

На основании вышеуказанной нормы Закона № 131-ФЗ решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 утверждены Правила благоустройства, разделомIIкоторых  регламентировано, в том числе оформление города и  информации.

Пунктом 2.6.4  Правил благоустройства  установлено, что  размещение информационных конструкций (за исключением вывесок) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска.

Учет зарегистрированных информационных конструкций ведется в электронном городском реестре информационных конструкций.

Порядок регистрации информационных конструкций устанавливается муниципальным правовым актом.

Установка и размещение информационных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, полномочия по распоряжению которыми осуществляет администрация города Хабаровска, в соответствии с законодательством осуществляются на основании договора на размещение информационных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, заключенного с департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска (пункт 2.6.5).

Согласно пункту 2.6.6. Правил благоустройства установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города Хабаровска без их регистрации в администрации города Хабаровска (самовольная установка) не допускается.

Таким образом,  действующим законодательством императивно установлено, что установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города без их регистрации в администрации города (самовольная установка) не допускается. Эксплуатация информационных конструкций, срок действия регистрации которых истек либо регистрация которых досрочно прекращена по основаниям, определенным постановлением администрации города,  также не допускается.

В силу положений подпункта 14 пункта 1.4  названных Правил  информационные конструкции - это конструкции, размещаемые непосредственно на зданиях, строениях, сооружениях, землях или земельных участках в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг и не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно подпункту 34 пункта 1.4  самовольная установка информационной конструкции - установка информационной конструкции на территории города Хабаровска без регистрации в администрации города Хабаровска.

В силу  пункта 1.3.2 Приложения № 3 к Порядку регистрации информационных конструкций, утвержденных  Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442, флагштоки АЗС - информационные конструкции, состоящие из основания, одного или нескольких флагштоков и мягких полотнищ. Площадь одной стороны информационного поля флага не может быть более 2,5 кв. м. Площадь информационного поля таких конструкций определяется суммой площадей всех сторон полотнищ.

Флагштоки АЗС устанавливаются в непосредственной близости к автомобильной дороге в целях информирования о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС.

Из системного и буквального анализа вышеуказанных норм Правил благоустройства и Порядка регистрации информационных конструкций,  следует, что признанными самовольно установленными и в дальнейшем демонтированными  могут быть лишь информационные конструкции, отличные от вывески и не зарегистрированные в администрации города (либо срок регистрации которых истек или досрочно прекращен).

Арбитражный суд, делая вывод о незаконности   предписания о демонтаже спорной информационной конструкции, принадлежащей обществу, исходил из того, что на названной конструкции размещена в силу положений статей  9 и 10  Закона о защите прав потребителей, Правил  технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229,  и  в силу специфики деятельности АЗС,  информация,  размещенная на ней, фактически является вывеской, регистрация которой в администрации города не требуется.

Между тем, как усматривается из буквального толкования положений Правил благоустройства и  Порядка регистрации информационных конструкций,  формат информационной конструкции отличен от формата вывески, в том числе в части способа, места размещения информации, рекомендованного размера, следовательно, спорная информационная конструкция  подлежала регистрации в администрации города в предусмотренном порядке.

Так как факт отсутствия таковой регистрации ни обществом, ни Департаментом не отрицается, рассматриваемая информационная конструкция в виде флагов является самовольно установленной, вследствие чего она  подлежит демонтажу.

Учитывая выше изложенное,  у Департамента имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания.

При таких обстоятельствах,  заявленная апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.08.2018 по делу А73-9252/2018 отменить.

В удовлетворении требования  Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности Администрации города  Хабаровска от 23.05.2018 № 03-39/12-07 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец