Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5370/2018
30 октября 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2018 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от ООО «РН-Востокнефтепродукт»: ФИО1, представителя по доверенности от 01.01.2018;
от Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска: ФИО2, представителя по доверенности от 29.12.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
на решение от 02.08.2018 по делу № А73-9252/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт»
к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – ООО «РН-ВНП», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – Департамент) от 23.05.2018 № 03-39/12-07.
Решением суда от 02.08.2018 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой настаивает на его отмене по мотиву несоответствия выводов фактическим обстоятельствам спора, а также неверному применению к спорным отношениям положений Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 №677 (далее - Правила благоустройства), считает, что спорная информационная конструкция, будучи размещенная на территории города без регистрации в администрации города, подлежит демонтажу.
В судебном заседании второй инстанции представитель Департамента поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель общества не признала позицию заявителя жалобы, по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Департаментом зарегистрирована информационная конструкция – «флаги» по адресу: <...> АЗС № 16, принадлежащая ООО «РН-ВНП», сроком на 5 лет – с 22.10.2012 по 22.10.2017.
По окончании данного срока общество не демонтировало информационную конструкцию, что послужило основанием для выдачи ему Департаментом предписания от 23.05.2018, которым указано на необходимость провести работы по демонтажу в срок до 10.06.2018.
Несогласие заявителя с указанным предписанием послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о наличии совокупности таких условий, полагая, что размещение информации на флагах о наименовании (фирменном наименовании, логотипе) организации с учетом специфики деятельности указанного объекта соответствует требованиям законодательства и состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении АЗС.
Возражения заявителя направлены на несогласие с данным выводом.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, среди прочего, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
На основании вышеуказанной нормы Закона № 131-ФЗ решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 утверждены Правила благоустройства, разделомIIкоторых регламентировано, в том числе оформление города и информации.
Пунктом 2.6.4 Правил благоустройства установлено, что размещение информационных конструкций (за исключением вывесок) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска.
Учет зарегистрированных информационных конструкций ведется в электронном городском реестре информационных конструкций.
Порядок регистрации информационных конструкций устанавливается муниципальным правовым актом.
Установка и размещение информационных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, полномочия по распоряжению которыми осуществляет администрация города Хабаровска, в соответствии с законодательством осуществляются на основании договора на размещение информационных конструкций на имуществе города Хабаровска и земельных участках, заключенного с департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска (пункт 2.6.5).
Согласно пункту 2.6.6. Правил благоустройства установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города Хабаровска без их регистрации в администрации города Хабаровска (самовольная установка) не допускается.
Таким образом, действующим законодательством императивно установлено, что установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города без их регистрации в администрации города (самовольная установка) не допускается. Эксплуатация информационных конструкций, срок действия регистрации которых истек либо регистрация которых досрочно прекращена по основаниям, определенным постановлением администрации города, также не допускается.
В силу положений подпункта 14 пункта 1.4 названных Правил информационные конструкции - это конструкции, размещаемые непосредственно на зданиях, строениях, сооружениях, землях или земельных участках в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг и не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно подпункту 34 пункта 1.4 самовольная установка информационной конструкции - установка информационной конструкции на территории города Хабаровска без регистрации в администрации города Хабаровска.
В силу пункта 1.3.2 Приложения № 3 к Порядку регистрации информационных конструкций, утвержденных Постановлением Администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442, флагштоки АЗС - информационные конструкции, состоящие из основания, одного или нескольких флагштоков и мягких полотнищ. Площадь одной стороны информационного поля флага не может быть более 2,5 кв. м. Площадь информационного поля таких конструкций определяется суммой площадей всех сторон полотнищ.
Флагштоки АЗС устанавливаются в непосредственной близости к автомобильной дороге в целях информирования о приближении к автозаправочной станции (АЗС) или непосредственно на территории АЗС.
Из системного и буквального анализа вышеуказанных норм Правил благоустройства и Порядка регистрации информационных конструкций, следует, что признанными самовольно установленными и в дальнейшем демонтированными могут быть лишь информационные конструкции, отличные от вывески и не зарегистрированные в администрации города (либо срок регистрации которых истек или досрочно прекращен).
Арбитражный суд, делая вывод о незаконности предписания о демонтаже спорной информационной конструкции, принадлежащей обществу, исходил из того, что на названной конструкции размещена в силу положений статей 9 и 10 Закона о защите прав потребителей, Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229, и в силу специфики деятельности АЗС, информация, размещенная на ней, фактически является вывеской, регистрация которой в администрации города не требуется.
Между тем, как усматривается из буквального толкования положений Правил благоустройства и Порядка регистрации информационных конструкций, формат информационной конструкции отличен от формата вывески, в том числе в части способа, места размещения информации, рекомендованного размера, следовательно, спорная информационная конструкция подлежала регистрации в администрации города в предусмотренном порядке.
Так как факт отсутствия таковой регистрации ни обществом, ни Департаментом не отрицается, рассматриваемая информационная конструкция в виде флагов является самовольно установленной, вследствие чего она подлежит демонтажу.
Учитывая выше изложенное, у Департамента имелись законные основания для выдачи оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах, заявленная апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.08.2018 по делу А73-9252/2018 отменить.
В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от 23.05.2018 № 03-39/12-07 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |