ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5401/17 от 10.11.2017 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5401/2017

10 ноября 2017 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                      Вертопраховой Е.В.,

рассмотрев апелляционную жалобу  Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

на решение (резолютивная часть) от 22.08.2017

по делу № А73-8669/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Зверевой А.В.

по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов  по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края; Министерство; заявитель; должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов  по исполнению особых исполнительных производств  по Хабаровскому краю (далее – МОСП по исполнению особых исполнительных производств; межрайонный отдел; МОСП; административный орган) от 16.06.2017, которым Министерство ЖКХ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства   № 13395/15/27027(номер исполнительного производства до перерегистрации 38226/13/01/27).

Заявление должника на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда, выраженном в виде резолютивной части, от 22.08.2017 отказано  в удовлетворении заявленных требований Министерства.

Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.

МОСП отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует  из материалов дела, в Отделе судебных приставов по Центральному району города Хабаровска (далее – ОСП по Центральному району города Хабаровска; ОСП) на исполнении находился исполнительный лист серии ВС № 046873866 по делу № 2-537/2013 от 23.05.2013, выданный Николаевским-на-Амуре городским судом Хабаровского края 03.09.2013.

Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ обязано предоставить Лондаревой Александре Сергеевне  благоустроенное жилое помещение  по договору специализированного жилого помещения, в виде отдельной квартиры  общей площадью не менее 28 кв. метров, в пределах города Николаевск-на - Амуре Хабаровского края.

17.09.2013 в отношении Министерства ЖКХ  возбуждено исполнительное производство № 38226/13/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление, где должнику установлен  срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – немедленное исполнение, в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.

10.01.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление (с учетом постановления от 22.01.2014 об исправлении описок, ошибок в постановлении судебного пристава-исполнителя)  о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Так как требования исполнительного документа не были исполнены 27.02.2015 ОСП  вынесено постановление, которым  Министерство ЖКХ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.05.2015 по делу № А73-2655/2015, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015, в удовлетворении заявления  Министерства ЖКХ о признании незаконным постановления ОСП от 27.02.2015, отказано.

После передачи исполнительного производства в МОСП по исполнению особых исполнительных производств, произошла перерегистрация его номера, исполнительному производству                         № 38226/13/01/27 присвоен номер 13395/15/27027.

По состоянию на 05.06.2017 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Министерству выдано требование об исполнении решения суда в срок до 09.06.2017. Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (решение суда), здесь же указано время (13.06.2017 в 09 час. 00 мин.) и место рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с указанной выше нормой, в случае неисполнения решения суда. Требование получено Министерством 06.06.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

13.06.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств, в отсутствие законного представителя Министерства ЖКХ, составлен протокол № 736/17/27027-АП по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Определением от 13.06.2017 (полученным Министерством 14.06.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции), рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 16.06.2017 в 09 час. 00 мин.

16.06.2017 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб.

Несогласие заявителя с постановлением межрайонного отдела послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1  статьи  6 Федерального Конституционного закона  от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации,  а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения  являются обязательными  для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов  и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона № 229-ФЗ (в редакции, действующей в рассматриваемый период), содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 105 Федерального закона                    № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения; если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа,   в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти  тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Апелляционным судом по материалам дела установлено и не оспаривается Министерством ЖКХ, что ОСП по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии                                               ВС № 046873866  по делу № 2-537/2013 от 23.05.2013 возбуждено исполнительное производство   № 38226/13/01/27  (после перерегистрации номер исполнительного производства – 13395/15/27027), во исполнение которого на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность,  предоставить  Лондаревой А. С.   благоустроенное жилое помещение по договору  специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 28 кв. метров, в пределах города Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. 

 Доказательства исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе  в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем (после наложения административного штрафа), Министерством ЖКХ в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Министерством ЖКХ не представлены доказательства того, что им были предприняты все необходимые и своевременные меры по исполнению требований исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в этом листе требования.

В материалах дела также не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, вновь  установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.

Отсутствие таких ресурсов, как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения  для передачи взыскателю не может быть признано  уважительной причиной неисполнения в течение длительного  периода, вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Таким образом, решение  арбитражного суда об отказе в удовлетворении требований Министерства ЖКХ о признании незаконным и отмене постановления МОСП  от 16.06.2017 о наложении административного штрафа по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, является правильным.

Довод Министерства ЖКХ о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданке                Лондаревой А.С.  благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В статье 105 Федерального закона № 229-ФЗ раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Следовательно, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Николаевского-на Амуре городского суда Хабаровского края  на должника возложена обязанность совершить определенное действие – предоставить гражданке жилое помещение.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, суд первой инстанции  правомерно признал оспариваемое постановление МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 16.06.2017 законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного выше,  у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения суда.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  (в виде резолютивной части) Арбитражного суда Хабаровского края от 22 августа 2017 года по делу № А73-8669/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Вертопрахова