Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5442/2022
октября 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Комитета госзаказа Правительства Хабаровского края: ФИО1,
от УФАС России по Хабаровскому краю: ФИО2, от КГКУ «Краевой имущественный комплекс» и от ФИО3: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края
на решение от 27.07.2022 по делу № А73-9735/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее – комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) от 25.05.2022 № 7-1/101и предписание от 25.05.2022 № 32.
К участию в деле привлечены: Краевое государственное казенное учреждение «Краевой имущественный комплекс» (далее – КГКУ «Краевой Имущественный Комплекс»), ФИО3 (далее – ФИО3).
Решением суда от 27.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву законности оспариваемых ненормативных актов управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
В судебном заседании второй инстанции представитель заявителя жалобы на доводах настаивал.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие; отзывы не представили.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, 22.04.2022 комитетом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки посредством проведения электронного аукциона, на предмет приобретение в собственность Хабаровского края жилого помещения (квартиры).
На участие в электронном аукционе подана только одна заявка от ФИО3, которая в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 отклонена на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ, а именно: несоответствие участника закупки требованиям, установленным соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, пункту 4.1.2 раздела I «Инструкция участникам аукциона в электронной форме», пункту 3 раздела II «Информационная карта» извещения об осуществлении закупки. В обоснование причины отклонения заявки указано, что согласно пункту 1.2.1 раздела III «Техническая часть» извещения об осуществлении закупки на момент передачи квартира должна не иметь обременении (ограничений), установленных в соответствии с действующим законодательством, в том числе не состоять в споре, в залоге, не находиться под арестом, не являться предметом право притязаний третьих лиц; в составе заявки участник приложил выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в которой указано ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ипотека.
Не согласившись с указанным решением аукционной комиссии комитета, ФИО3 обратилась в управление с жалобой, которая признана обоснованной решением от 25.05.2022 № 7-1/101, поскольку в действиях конкурсной комиссии при проведении конкурса нарушение подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленных нарушений управлением комитету выдало предписание от 25.05.2022 № 32, которым указано на необходимость в срок до 25.06.2022 устранить допущенные нарушения путем аннулирования протокола подведения итогов определения поставщик (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2022 № ИЭА1; повторного рассмотрения заявок участников электронного аукциона с учетом замечаний, изложенных в решении; продолжения осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Не согласившись с данными решениями антимонопольной службы, комитет обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя апелляционной жалобы, поддержанные департаментом, направлены на несогласие с данным выводом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии со статьей 6 названного Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 3 раздела 2 «Информационная карта» извещения о спорной закупке установлен перечень документов, копии которых должны быть предоставлены в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а именно: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, или свидетельство о государственной регистрации права собственности, или правоустанавливающие документы (в случае, если право зарегистрировано до 1998 года: договор приватизации, или договор купли-продажи, или договор дарения, или договор мены, или договор ренты, или договор долевого строительства, или свидетельство о праве на наследство по закону, или свидетельство о праве на наследство по завещанию, или иной документ, предусмотренный статьей 14 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с пунктом 1.2.1 раздела 3 «Техническая часть» извещения о закупке на момент передачи квартира должна не иметь обременении (ограничений), установленных в соответствии с действующим законодательством, в том числе не состоять в споре, в залоге, не находиться под арестом, не являться предметом право притязаний третьих лиц.
Материалами дела подтверждается, что в составе заявки, поданной ФИО3, представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, из которой следует, что на заявленную квартиру наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки. В свою очередь, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара соответствуют условиям извещения о закупке.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ определено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы ФИО3 управлением установлено, что пункт 1.2.1 Технической части содержит требование об отсутствии обременении (ограничений), которое применяются непосредственно на момент передачи квартиры, а не на момент подачи заявки участником электронного аукциона или рассмотрения такой заявки аукционной комиссией; требований о предоставлении участником информации об отсутствии обременении (ограничений) на момент подачи заявки либо окончания срока подачи заявок в извещении о закупке не установлено.
Как следует их пункта 2.2 раздела 5 «Проект контракта» извещения о закупке с даты заключения настоящего контракта до передачи объекта недвижимости покупателю не должно ухудшаться состояние объекта недвижимости, объект недвижимости не должен сдаваться в аренду, наем, безвозмездное пользование, иметь обременение правами пользования членов семьи продавца согласно статье 292 ГК РФ, а также иными правами пользования, сохраняющимися в соответствии с законодательством после приобретения объекта недвижимости покупателем. Срок исполнения контракта: срок передачи объекта недвижимости - срок передачи жилого помещения (квартиры) в течение 15 рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности Хабаровского края Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю. Срок предоставления продавцом документов для государственной регистрации права собственности Хабаровского края на жилое помещение (квартиру) в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - в течение 3-х рабочих дней с момента заключения контракта (пункт 6.1 проекта контракта).
Как верно отметил арбитражный суд, требование об отсутствии ограничений (обременений) именно на момент подачи заявки не установливалось; такое требованию определено лишь на момент ее передачи.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в спорный период со стороны участника аукциона уже были совершены действия о снятии спорных ограничений, что фактически дало возможность этому лицу участвовать в последующем аукционе, объявленном комитетом, и стать его победителем.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ФИО3 выполнены требования извещения о закупке путем представления всех документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и отклонение ее заявки неправомерно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, приведенные в первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, предприятием не приведено.
С учетом выше установленного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.07.2022 по делу № А73-9735/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | И.А. Мильчина |
Е.А. Швец |