Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5448/2015
09 декабря 2015 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2015 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз": ФИО1, представитель по доверенности от 02.02.2015 № б/н;
от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 03.01.2015 № 1-32/28;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
на решение от 15.06.2015
по делу № А73-16235/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Копыловой Н.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз"
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
об оспаривании предписания от 20.10.2014 № 52-1
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз» (далее – ООО «ДВ-Союз», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (далее – Управление, административный орган) с заявлением об оспаривании предписания от 20.10.2014 № 52-1.
Определением арбитражного суда от 17.02.2015 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения по делу № А73-15636/2014.
Определением суда от 20.05.2015 производство по настоящему делу было возобновлено.
Решением от 15.06.2015 суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Не согласившись с судебным актом, ООО «ДВ-Союз» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В порядке статьи 163 ПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края по обращению гр. ФИО3 в отношении ООО «ДВ-Союз» было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ, и назначено административное расследование.
20.10.2014 в отношении ООО «ДВ-Союз» составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) по факту выявленных нарушений: несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно в доме № 14 по ул.Центральной в г.Хабаровске, находящемся в управлении организации, не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
05.11.2014 заместителем начальника Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 639ж/14-Д, которым ООО «ДВ-Союз» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Постановление от 05.11.2014 № 639ж/14-Д было оспорено ООО «ДВ-Союз» в Арбитражный суд Хабаровского края, решением которого от 23.01.2015 по делу № А73-15636/2014 в удовлетворении требований Обществу отказано.
Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 303-АД15-4967 постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015, решение Арбитражный суд Хабаровского края от 23.01.2015 по делу № А73-15636/2014 оставлены без изменения.
Между тем в связи с выявленными по результатам административного расследования в деятельности ООО «Союз-ДВ» нарушениями в адрес Общества было внесено предписание от 20.10.2014 № 52-1, в соответствии с которым Обществу предложено устранить нарушения путем выполнения работ по установке общедомовых приборов учета потребления горячего и холодного водоснабжения в доме № 14 по ул. Центральная в г.Хабаровске.
Посчитав указанное предписание незаконным и необоснованным, нарушающим права и интересы ООО «Союз-ДВ» в предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 указанной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Согласно части 9 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с данным Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ).
Из содержания пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 261-ФЗ следует, что положения данного Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
Согласно положений подпункта «ж» пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подпунктами «и», «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 7 Правил № 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
Согласно пункту 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность.
Пунктом 11 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, – лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подп. «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома; обязанность по установке, в том числе общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Материалами дела установлено, что постановлением заместителя начальника Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 05.11.2014 № 639ж/14-Д ООО «ДВ-Союз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ. Нарушение выразилось в том, что в доме по адресу: <...>, находящемся в управлении Общества, не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.01.2015 по делу № А73-15636/2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015, ООО «ДВ-Союз» отказано в удовлетворении требований об отмене постановления от 05.11.2014 № 639ж/14-Д.
По обстоятельствам дела № А73-15636/2014 Арбитражный суд Хабаровского края установил и отразил в решении от 23.01.2015, что на основании договора управления многоквартирным домом от 07.08.2008 ООО «ДВ-Союз» осуществляет управление многоквартирным домом № 14 по ул. Центральной в г. Хабаровске. Согласно пункту 2.1 предметом данного договора является оказание управляющей организацией услуг по управлению общим имуществом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Между тем в результате обследования жилого дома по адресу: <...>, административным органом был выявлен факт бездействия Общества в части непринятия мер по установке общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения. Суды двух инстанций по делу № А73-15636/2014 пришли к выводу о правильной квалификации указанного бездействия Общества по части 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела усматривается, что с целью устранения нарушений, выявленных в ходе проведенного административного расследования, в адрес ООО «ДВ-Союз» Главным контрольным управлением Правительства хабаровского края выдано предписание от 20.10.2014 № 52-1, в котором Обществу указано на нарушения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части непринятия мер по установке приборов учета и предложено устранить нарушения путем выполнения работ по установке общедомовых приборов учета потребления горячего и холодного водоснабжения в доме № 14 по ул. Центральная в г.Хабаровске в срок до 22.12.2014.
Право административного органа внести в организацию, должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения предусмотрено статьей 29.13 КоАП РФ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в данном случае правовой основой для выдачи предписания от 20.10.2014 № 52-1 явилось установление факта административного правонарушения. Предписание выдано на основании обстоятельств, установленных постановлением по делу об административном правонарушении, и направлено на предупреждение совершения новых подобных правонарушений.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что не может являться основанием для признания незаконным предписания от 20.10.2014 № 52-1 то обстоятельство, что оно поименовано предписанием, а не представлением, поскольку это обстоятельство не влечет нарушения прав и интересов ООО «ДВ-Союз».
Апелляционная инстанция отклоняет доводы общества о несоблюдении Главным контрольным управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае поводом к проведению проверки в отношении ООО «ДВ-Союз» послужила жалоба гражданки ФИО3, поступившая в Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края. В данном случае в отношении Общества проводилось административное расследование в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; проверка (плановая или внеплановая), порядок проведения которой установлен Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в отношении Общества не проводилась.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ООО «Союз-ДВ» о том, что обязанности по принятию решений, несению расходов на проведение мероприятий, обеспечивающих соответствие многоквартирных домов установленным требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возложены на собственников жилых помещений, а обязанности по совершению действий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов – на ресурсоснабжающие организации.
Наличие указанных обязанностей у указанных лиц в силу вышеизложенного в настоящем решении законодательства не освобождает ООО «Союз-ДВ», ответственного за содержание и управление многоквартирным домом по адресу: <...>, принять меры по организации выполнения работ по установке общедомовых приборов учета потребления горячего и холодного водоснабжения.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно, по этим же основаниям отклонил ссылки Общества на то, что работы по установке общедомовых приборов учета относятся к работам, производимым в рамках капитального ремонта, и что в связи с изменением законодательства ООО «ДВ-Союз» с 01.01.2014 не взимает с собственников денежные средства, предназначенные на капитальный ремонт.
При этом суд первой инстанции учел, что из изложенного в предписании от 20.10.2014 № 52-1 предложения ООО «ДВ-Союз» выполнить работы по установке общедомовых приборов учета потребления горячего и холодного водоснабжения не следует, что приборы учета Общество должно установить самостоятельно и за свой счет. То есть, никаких не предусмотренным законодательством требований и обременений для Общества предписание не содержит. И в этом смысле предписание не нарушает права и интересы Общества в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция отклоняет ссылку заявителя на вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 03.02.2015 по делу № 2-1877/2015, которым предписание главного контрольного управления Правительства Хабаровского края от 20.10.2014 № 51-1, вынесенное в отношении должностного лица ООО «ДВ-Союз» - генерального директора общества ФИО4 признано незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Данная норма освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
По смыслу приведенной процессуальной нормы преюдициальный характер носят обстоятельства дела, а не выводы суда относительно установленных обстоятельств или норм материального права, что имеет место в данном случае.
Таким образом, суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным предписания от 20.10.2014 № 52-1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.06.2015 по делу № А73-16235/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДВ-Союз" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 16.09.2015 № 2557, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Т.Д. Пескова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.А. Швец |