ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-547/2021 от 25.03.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-547/2021

25 марта 2021 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Е.В. Вертопраховой

рассмотрев апелляционную жалобу  Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

на решение от  23.12.2020

по делу № А80-367/2020

Арбитражного суда Чукотского автономного округа,

рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1072536003440, ИНН 2540130230)

к  непубличному  акционерному  обществу  «Чукотская торговая компания» (ОГРН 1028700589807, ИНН 8704000668)

о привлечении к  административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

                                                 УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, ДВУ Госморнадзора,  административный орган) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа  с заявлением о привлечении непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания» (далее - АО «ЧТК», общество, компания) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в материалах дела документам.

Решением суда от 23.12.2020 в удовлетворении заявления административного органа отказано.

Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее:судом сделан неверный вывод об отсутствии в действиях АО «ЧТК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ;  событие административного правонарушения было установлено государственным органом в ходе проверки информации, поступившей от гражданина Покушалова В.И., от 28.09.2020, который ранее исполнял обязанности лица, ответственного за безопасность мореплавания и охрану окружающей среды в обществе, в соответствии с  приказом которого от 31.07.2020 № 447  должностным лицом, ответственным за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды с 01.08.2020, назначен Галушин А.А., не  аттестованный  на право занятия должности в АО «ЧТК»,  в установленном законом  порядке, что подтверждает  письмо ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от 05.10.2020 № 5/5167, из текста которого следует, что другие аттестованные установленным порядком должностные лица (кроме уволенного ранее Покушалова В.И), ответственные за осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в АО «ЧТК» отсутствуют;  вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не предоставлены доказательства того, что указанное должностное лицо не прошло аттестацию в установленном Приказом Минтранса России и Минтруда  России от 11.03.1994 №13/11 порядке,   является не состоятельным и противоречит материалам административного дела; судом первой инстанции не были установлены фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для его рассмотрения и неправильно применены нормы материального права.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество доводы жалобы отклонило, просит оставить ее  без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в рассматриваемый период, АО «ЧТК» имело лицензию серии МР-1 № 003320 от 23.05.2019 на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

В Управление поступила информация от гражданина Покушалова В.И. от 28.09.2020 (вход. № 2913 от 28.09.2020) о прекращении трудового договора и увольнении 31.07.2020 с должности лица, ответственного за осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в АО «ЧТК», с целью проверки которой  направлен запрос в аттестационную комиссию ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», и  получен ответ от 05.10.2020 № 5/5167 о том, что другие аттестованные должностные лица, ответственные за осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в АО «ЧТК» отсутствуют.

По результатам рассмотрения данной информации, а также согласно информации капитана порта Эгвекинот от 16.10.2020 № 1-11/9 о деятельности по перевозке опасных грузов на танкере «Чукотка+»,  принадлежащем АО «ЧТК» в период с 21.09.2020, главным государственным инспектором Управления  выявлен факт осуществления АО «ЧТК» деятельности по перевозке опасных грузов на танкере «Чукотка+» с нарушением лицензионных требований, в результате чего  28.10.2020  в отношении общества  составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с нарушением последним лицензионных требований.

По выявленному факту Управление обратилось в суд  с заявлением о привлечении АО «ЧТК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

Объективная сторона вменяемого ответчику правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.

Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 12 Федерального закона                    № 99-ФЗ деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования указанного вида деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 (далее - Положение от 06.03.2012 № 193, Положение), действующим в рассматриваемый период,  согласно подпункту  «в» пункта 5 которого, одним из лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при выполнении работ по перевозкам морским транспортом опасных грузов, являются наличие у лицензиата должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов)

Приказом Минтранса России и Минтруда  России от 11.03.1994 №13/11  утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов  (далее- Положение о порядке аттестации, Положение № 13/11),  в  соответствии с которым  лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей.

По пункту  5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к ее компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011                     № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, по которому Управление осуществляет лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Исходя из материалов дела,по  информации, предоставленной ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от 05.10.2020 № 5/5167 аттестованным должностным лицом, ответственным за безопасность мореплавания АО «ЧТК» является Покушалов В.И., а согласно  приказу от 31.07.2020 № 447 лицом ответственным за безопасность мореплавания флота АО «ЧТК» с 01.08.2020 назначен Галушин Александр Анатольевич,  и приказом общества от 23.10.2020 он назначен заместителем директора по безопасности мореплавания.

Наличие у лицензиата должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов), является подтверждением соответствия  лицензионным требованием, несоблюдение которых  образует объективную сторону предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ правонарушения.

Как указано выше, порядок прохождения аттестации утвержден Положением   № 13/11, которым введена обязанность для  исполнительных руководителей и специалистов, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения,  иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

В соответствии с пунктами 1, 2 данного  Положения, аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проводится в целях определения пригодности их к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств; основными задачами аттестации являются: проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, полетов, движения автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта и умения применять их в работе; формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств; федеральные органы исполнительной власти с учетом имеющейся у них специфики производственной деятельности могут устанавливать дополнительные условия аттестации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации; аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (Приложение № 1); назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения в комиссиях, создаваемых в региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия - в органах, выдающих лицензии организациям.

Согласно пункту 3 Положения о порядке  аттестации, аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет; аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого; досрочно аттестация производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Пунктом 8 Положения о порядке  аттестации определено, что по результатам аттестации аттестационная комиссия дает одну из следующих оценок: соответствует назначаемой (занимаемой) должности; не соответствует назначаемой (занимаемой) должности.

В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 29.10.2018 по делу № АКПИ18-954 Приказ Минтранса России и Минтруда России от 12 апреля 2018 года  № 142/230н «О признании утратившими силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц предприятий транспорта» признан недействующим с 21.05.2018 в части признания утратившим силу Приказа Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов»  в той мере, в которой данный приказ регламентирует порядок аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку опасных грузов морским транспортом.

Наряду с представленным  в материалы дела   приказом общества  от 31.07.2020 № 447 о назначении Галушина Александра Анатольевича ответственным за безопасность мореплавания с 01.08.2020,  имеются также удостоверение о повышении квалификации регистрационный номер 60/18 от 30.03.2018, удостоверение № 158/18-04 от 25.04.2018 сроком действия до 30.03.2023 (том 1, л.д. 125 - 126), согласно которому   Галушин Александр Анатольевич прошел аттестацию в аттестационной комиссии ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Артики» в соответствии с Положением о порядке аттестации, утвержденным Приказом Минтранса России и Минтруда России  от 11.03.1994 № 13/11 в качестве лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, и он  признан аттестационной комиссией пригодным к работе в качестве лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Подпунктом «в» пункта 5 Положения от 06.03.2012 № 193 предусмотрено обязательное правило о наличии у лицензиата должностного лица, аттестованного на право занятия должности в установленном порядке.

Таким образом, учитывая, что  на период проведения Управлением проверки,   у общества имелось   должностное  лицо,   ответственное  за безопасность мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды,  прошедшее  аттестацию, в порядке, предусмотренном Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11, суд первой инстанции  пришел к правомерному  выводу об отсутствии в действиях (бездействии)  АО «ЧТК» состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Следовательно, в данном случае отсутствует и  событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что  в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

По этим основаниям, суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ принял решение об отказе в удовлетворении требования Управления о привлечении общества  к административной ответственности.

Доводы заявителя апелляционной жалобы, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа  от  23.12.2020 по делу № А80-367/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Вертопрахова