ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5519/2015 от 24.11.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5519/2015

30 ноября 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Транспортные Системы": представитель не явился;

от Закрытого акционерного общества  "Альянс Транс-Азия": ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2015;

от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ХимАльянс"; открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Закрытого акционерного общества  "Альянс Транс-Азия" (ОГРН <***>)

на решение от  20.08.2015

по делу № А73-2203/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей   Бутковским А.В.

по иску общества с ограниченной ответственностью "Дельта-Транспортные Системы" (ОГРН <***>)

к Закрытому акционерному обществу  "Альянс Транс-Азия"

о взыскании 142 088 руб. 85 коп.

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ХимАльянс"; открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Дельта-Транспортные Системы" (далее - ООО «ДТС», истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Закрытому акционерному обществу  "Альянс Транс-Азия" (да­лее - ЗАО «ATА» ответчик) о взыскании 142088,85руб. убытков, в том числе 75000 руб. оплаты за услуги по предоставлению вагона, 55707,80 руб. железнодорожного тарифа, 5831,47 руб. оплаты услуг погрузки груза в вагон, 2633,76 руб. затрат на переадреса­цию груза (возврат грузоотправителю), 2915,82 руб. оплаты услуг по выгрузке груза для возврата грузоотправителю.

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ОАО «РЖД» (далее — перевозчик) и ООО «ХимАльянс» (далее — получатель гру­за).

Решением от 20.08.2015 суд иск удовлетворил частично. Взыскал с ЗАО «АТА» в пользу ООО «ДТС» 67088,85руб., а также расходы по уплаченной государственной по­шлине на сумму 2484,98руб., в остальной части в иске отказал.

Не согласившись с решением суда ЗАО «АТА» заявило апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение суда первой инстанции в части взыскания убытков в пользу ООО «ДТС», принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

В судебном заседании представитель ЗАО «АТА» поддержал доводы апелляционной жалобы, в обоснование которых указал, что все меры по предоставлению истцу вагона 52765708 в технически исправном состоянии ответчиком выполнены, вагон с грузом принят перевозчиком к отправке. Неисправность вагона возникла в процессе перевозки, поэтому ответственность пе­ред истцом за понесенные им затраты несет перевозчик, а не ответчик.  

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.

Поскольку в порядке апелляционного производства ЗАО «АТА»обжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части удовлетворенных требований истца.

Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда в связи со следующим.

Согласно договору  №1513-14/АТА/ПВ от 21.01.2014г., приложению №4 к договору, истцу ответчиком был предоставлен полувагон 52765708 для осуществле­ния перевозки груза калия хлористого по накладной АП 561399 со станции Заячья Горка СВрЖД от истца как грузоотправителя до станции Холмск ДВЖД в адрес грузополучателя ООО «Эра Логистики».

Груз принят к перевозке 16.04.2014г. с ис­течением срока его доставки 14.05.2014г.

Согласно п.2.2.1 договора ответчик обязывался предоставить для перевозки грузов технически исправные и коммерчески пригодные собственные/арендованные вагоны по указанным истцом реквизитам. При этом ответчик обязан осуществлять диспетчерское слежение за продвижением вагонов, по запросу истца передавать ин­формацию о нахождении вагона и его подходе к станции погрузки/выгрузки. В слу­чае задержки вагонов в пути следования ответчик обязан устанавливать причину, контролировать ее устранение, принимать необходимые меры по возобновлению движения вагонов по маршруту и незамедлительно информировать истца об указан­ных обстоятельствах (п.2.2.3).

20.04.2014г. в пути следования на станции Екатеринбург-сортировочный вагон 52765708 был отцеплен от поезда ввиду его технической неисправности — трещины боковой рамы №39322 (заключение от 20.04.2014г. по случаям обнаружения в экс­плуатации дефектов боковой рамы, акт от 21.04.2014г. №2255 на передачу дефект­ной боковой рамы 39322 в металлолом).

При этом, как следует из: ак­та №4213 от 22.07.2014г., расчетно-дефектной ведомости от 22.07.2014г. на текущий отцепочный ремонт вагона 52765708, уведомлений №506 от 20.04.2014г. и №306 от 22.07.2014г. на ремонт вагона и о приемке вагона из ремонта, ремонт вагона продолжался вплоть до 22.07.2014г.

По пояснениям перевозчика, не подтверждаемым ответчиком, причиной этого являлась задержка оплаты новой боковой рамы ответчиком.

Письмом от 11.06.2014г. исх.№14, направленным истцу (том дела 1, л.63), получатель груза отказался от груза калия хлористого в вагоне 52765708 вви­ду значительного нарушения срока его доставки и риска его порчи, просил возвра­тить груз.

Согласно заключенному между истцом и получателем груза договору на транспортно-экспедиционное обслуживание №4-Б от 01.02.2014г. истец обязан обеспечить простой вагонов, поданных истцу согласно письменному поручению на оказание услуг, на станциях погрузки/выгрузки не более 2 суток (п.2.1.17).

Как следует из содержания накладной АП561399, сведений системы ЭТРАН о движении вагона и о накладной АП561399, на основании данного письма истцом была подана заявка перевозчику на переадресовку груза в виде возврата вагона 52765708 на станцию Заячья Горка (заявка от 16.06.2014г., отправка со станции Ека­теринбург-сортировочная 26.07.2014г.), где груз после его возврата был выгружен.

Поскольку претензии истца от 03.07.2014г. б/н, от 29.10.2014г. б/н оставлены ответчиком без удовлетворения, истец, обратился   с заявлением о взыскании убытков в суд, который частично удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

 Как следует из условий договора №1513-14/АТА/ПВ (пункты 1.1, 2.2.1, 2.2.3), данный договор в силу части 3 статьи 421 ГК РФ является смешанным, содержащим эле­менты как договора возмездного оказания услуг (гл.39 ГК), так и договора аренды (гл.34 ГК).

В силу части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно части 1 статьи 612 ГК арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору: по­требовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества; непосредственно удержать сумму понесен­ных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предвари­тельно уведомив об этом арендодателя; потребовать досрочного расторжения договора.

В силу части 3 статьи 401 ГК РФ если иное не преду­смотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим обра­зом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, только если не докажет, что надлежащее ис­полнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвы­чайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.

Поскольку материалами дела подтверждается факт неисполнения ответчиком предусмотренного договором №1513-14/АТА/ПВ обязательства по предоставлению технически исправного вагона, он в соответствии с частью 3 статьи 401, частью 1 статьи 612 ГК РФ несет от­ветственность за неисполнение этого обязательства независимо от своей вины и не­зависимо от действий перевозчика как контрагента ответчика в рамках выполнения ремонта вагона 52765708 и в 2013 году, и в 2014г.

 Доводы ответчика об ответственности перевоз­чика перед истцом за дефект боковой рамы вагона в рамках договора перевозки, в соответствии со статьей 20 УЖТ, обоснованно не приняты судом первой инстанции. Обязанность ответчика по предоставлению истцу ис­правного вагона не прекращается принятием груза к перевозке, иной подход проти­воречит и содержанию договора (п.2.2.3, 2.2.6 и иные), и приведенным положениям статьи 612 ГК Рф.

При наличии как договора оказания услуг с ответчиком, так и договора пере­возки с перевозчиком вопрос о надлежащем ответчике по рассматриваемому иску разрешается в зависимости от выбора истца. Выяснение же обстоятельств момента возникновения неисправности боковой рамы, причин недостаточности текущего ре­монта в 2013 году относится к взаимоотношениям между ответчиком и перевозчи­ком и, с учетом части 3 статьи 401, части 1 статьи 612 ГК РФ, не имеет правового значения для настоящего дела.

В связи с чем, иск заявлен к ответчику обоснованно.

В силу части 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произве­сти для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что затраты истца на оплату провозной платы, оплату погрузки и выгрузки груза хлористого калия, а также оплату переадресовки груза документально подтвержде­ны и экономически обоснованы. Значительное нарушение срока доставки груза, вы­званное его задержкой в пути следования ввиду технической неисправности вагона, является очевидным. Поэтому отказ контрагента истца — получателя груза является обоснованным ввиду нарушения сроков, предусмотренных п.2.1.17 договора №4-Б от 01.02.2014г.

 Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск в части   67088,85 руб. (55707,80 руб. железнодорожного тарифа, 5831,47руб. оплаты услуг погрузки груза в вагон, 2633,76руб. затрат на переадресацию груза, 2915,82руб. оплаты услуг по вы­грузке груза для возврата грузоотправителю).  

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  20.08.2015 по делу № А73-2203/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

    Е.А. Швец

Судьи

Е.В. Вертопрахова

     Т.Д. Пескова