Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5554/2020
03 декабря 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности от 20.05.2020;
от акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод»: ФИО2, представитель по доверенности от 11.11.2019 №064-006, директор ФИО3, протокол от 02.09.2020 № 15;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод»
на решение от 09.09.2020
по делу № А73-228/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
к акционерному обществу «Хабаровский судостроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680003, <...>)
третье лицо Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (место нахождения: 125039, <...>).
о взыскании 696 159 726 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее –УФК по Хабаровскому краю, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Хабаровский судостроительный завод» (далее - АО «ХСЗ», завод, ответчик) о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации в сумме 696 159 726 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.04.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.12.2019 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 11.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России, министерство, третье лицо).
При новом рассмотрении Арбитражный суд Хабаровского края решением от 09.09.2020 исковые требования частично удовлетворил, взыскав с АО «ХСЗ» в доход федерального бюджета 78 847 324,82 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, в остальной части требований отказал.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, УФК по Хабаровскому краю и АО «ХСЗ» обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами.
В апелляционной жалобе УФК по Хабаровскому краю просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований на сумму 696 159 726 руб., удовлетворив иск в заявленном размере.
В обоснование жалобы приводит доводы об ошибочном выводе суда о том, что отнесение денежных средств на выплату заработной платы, на оплату электроэнергии, с учетом цели строительства, сохранение предприятия оборонно-промышленного комплекса не может быть расценено в качестве нецелевого использования денежных средств. С учетом условий договоров о предоставлении бюджетных инвестиций (в том числе пункт 3.5 договора от 27.10.2011; пункт 3.5 договора от 26.03.2012; пункт 3.2 договора от 21.06.2013; пункт 3.3 договора от 27.06.2014; пункт 3.3 договора от 15.05.2015) расходование бюджетных средств на указанные цели является их нецелевым использованием.
АО «ХСЗ» в обоснование доводов жалобы указывает о необоснованном взыскании 78 847 324,82 руб., отсутствии вины ответчика в расходовании бюджетных средств.
Приводит доводы о том, что все оборудование и имущество, указанное как нецелевое в акте проверки, было приобретено в целях исполнения программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ», все денежные средства, полученные по договорам, были направлены на развитие и модернизацию производственной системы АО «ХСЗ». Замечания от Минпромторга РФ относительно отчетности ответчика об использовании полученных денежных средств, отсутствовали.
Указал, что Федеральная программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ» в настоящее время не завершена, письмом №1604/09 от 30.01.2020 Минпромторг России установил срок окончания программы – 2022 год, в связи с чем, ответчик имеет возможность ее исполнить. В настоящее время в проектную документацию «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых устройств на грузоподъемность 2000 тонн» ООО «Ленгипроречтранс» внесены корректировки в отношении приобретенного оборудования и затрат, не предусмотренных программой.
Кроме того, сумма 235 972 239, 23 руб. была списана принудительно ОСП, Отделением Пенсионного фонда и Фондом социального страхования.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 жалобы приняты к производству, рассмотрение апелляционных жалоб назначено на 19.11.2020 в 09 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
19.11.2020 в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлен перерыв до 26.11.2020 до 09 часов 10 минут.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ответчик поддержали доводы, изложенные в жалобах.
Третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом; в судебное заседание представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.09.2011 между Федеральным агентством по правлению государственным имуществом (Росимущество), Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Российская Федерация) и АО «ХСЗ» (общество) заключен договор передачи акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных ассигнований № 01-13/480/440/80.
По условиям договора от 23.09.2011 общество передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 1 191 000 штук бездокументарных именных обыкновенных акций общества; общая сумма договора составляет 119 100 000 руб.
Согласно пункту 3.1.1 договора, Российская Федерация в лице Минпромторга России после подтверждения обществом объемов выполняемых работ обязалось перечислить средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа на 2011 год, а общество обязалось в течение 10 дней с момента перечисления денежных средств передать акции в указанном количестве.
Датой передачи акций считается дата регистрации реестродержателем перехода права собственности на акции в системе ведения реестра акционеров общества (пункт 3.2.3 договора).
27.10.2011 между Минпромторгом России от имени Российской Федерации и АО «ХСЗ» (заказчик, застройщик) заключен договор № 11709.1000400.09.014, предметом которого является взаимодействие сторон в целях осуществления работ по объекту «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн» на ОАО «ХСЗ» г. Хабаровск, на которое в соответствие с договором от 23.09.2011 № 01- 13/480440/80 предоставлены бюджетные инвестиции, источником которых является федеральный бюджет на 2011 год. Выполнение работ осуществляется подрядным способом, для чего заказчик (застройщик) заключает с другими организациями договоры подряда, договоры выполнения работ, оказания услуг и договоры поставки оборудования с использованием конкурсных (аукционных) процедур отбора и осуществляет контроль за ходом их выполнения.
Приложением № 1 к договору утвержден титульный список вновь начинаемой стройки на 2011 год, приложением № 2 - график выполнения работ (в том числе до декабря 2011 года необходимо приобрести технологическое оборудование и выполнить работы, оказать услуги для реконструкции корпусообрабатывающего производства и модернизации спускопусковых устройств, выполнить подрядные работы для модернизации судоспусковых устройств).
01.03.2012 между Федеральным агентством по правлению государственным имуществом (Росимущество), Минпромторгом России (Российская Федерация) и АО «ХСЗ» (общество) заключен договор передачи акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных ассигнований № 01-13/90/088/80, по условиям которого общество передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 1 700 000 штук бездокументарных именных обыкновенных акций общества; общая сумма договора составляет 170 000 000 руб.
Согласно пункту 3.1.1 договора, Российская Федерация в лице Минпромторга России после подтверждения обществом объемов выполняемых работ обязалось перечислить средства федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа на 2012 год, общество обязалось в течение 10 дней с момента перечисления денежных средств передать акции в указанном количестве.
Датой передачи акций считается дата регистрации реестродержателем перехода права собственности на акции в системе ведения реестра акционеров общества (пункт 3.2.3 договора).
26.03.2012 между Минпромторгом России от имени Российской Федерации и АО «ХСЗ» (заказчик, застройщик) заключен договор № 12209.1400000.88.09.008, предметом которого является взаимодействие сторон в целях осуществления работ по объекту «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн» на ОАО «ХСЗ» г. Хабаровск, на которое в соответствие с договором от 01.03.2012 г № 01- 13/90/088/АО предоставлены бюджетные инвестиции, источником которых является федеральный бюджет на 2011 год. Выполнение работ осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Приложением № 1 к договору утвержден титульный список переходящего строительства на 2012 год, приложением № 2 - график выполнения работ (в том числе до декабря 2011 года необходимо приобрести технологическое оборудование и выполнить подрядные работы).
21.06.2013 Федеральным агентством по правлению государственным имуществом (Росимущество), Минпромторгом России (Российская Федерация) и АО «ХСЗ» (общество) заключен договор передачи акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных ассигнований № 01- 09/226 дсп/088/40, по условиям которого Российская Федерация предоставляет заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции, для чего заказчик (застройщик) передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 1 700 000 штук акций именных обыкновенных, бездокументарных заказчика (застройщика); общая сумма договора составляет 170 000 000 руб.
Использование предоставленных бюджетных инвестиций на цели, не соответствующие пункту 3.1 договора (осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн»), не допускается.
Приложением № 1 к договору сторонами согласован расчет показателей эффективности использования предоставленных бюджетных инвестиций, показатели эффективности реализации заказчиком ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.», приложением № 2 - титульный список переходящей стройки на 2013 год, приложением № 3 - график выполнения работ.
27.06.2014 между Федеральным агентством по правлению государственным имуществом (Росимущество), Минпромторгом России (Российская Федерация) и АО «ХСЗ» (общество) заключен договор передачи акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных ассигнований № 01-09/230 дсп/09/33, по условиям которого Российская Федерация предоставляет заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции, для чего заказчик (застройщик) передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 1 000 000 штук акций именных обыкновенных, бездокументарных заказчика (застройщика); общая сумма договора составляет 100 000 000 руб.
Использование предоставленных бюджетных инвестиций на цели, не соответствующие пункту 3.1 договора (осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн»), не допускается.
Приложением № 1 к договору сторонами согласован титульный список переходящей стройки на 2014 год, приложением № 2 - график выполнения работ, приложением № 3 - перечень закупаемого оборудования.
15.05.2015 между Федеральным агентством по правлению государственным имуществом (Росимущество), Минпромторгом России (Российская Федерация) и АО «ХСЗ» (общество) заключен договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, по условиям которого Российская Федерация предоставляет заказчику (застройщику) бюджетные инвестиции, для чего заказчик (застройщик) передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 1 900 000 штук акций именных обыкновенных, бездокументарных заказчика (застройщика); общая сумма сделки составляет 190 000 000 руб.
Использование предоставленных бюджетных инвестиций на цели, не соответствующие пункту 3.1 договора (осуществление работ по объекту капитального строительства «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн»), не допускается.
Приложением № 1 к договору сторонами согласован титульный список переходящей стройки на 2015 год, приложением № 2 - график выполнения работ, приложением № 3 - перечень закупаемого оборудования.
Во исполнение вышеуказанных договоров АО «ХСЗ» перечислены денежные средства на общую сумму 749 100 000 руб.
ОАО «ФИО4 С.Т» уведомило о зачислении на эмиссионный счет Российской Федерации акций общества на указанную сумму.
По результатам проведенной проверки УФК по Хабаровскому краю пришло к выводу об использовании обществом поступивших бюджетных инвестиций за 2011-2015 гг. на цели, не предусмотренные договорами по взаимодействию с Минпромторгом России и об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, что зафиксировано в акте проверки от 14.04.2017.
В ходе проверки казначейство выявило, что поступившие в 2011 и 2015 годах бюджетные инвестиции в сумме 696 159 726 руб. направлены на выплату заработной платы в сумме 142 109 637,35 руб., на перечисление налога на доходы физических лиц, страховых взносов в сумме 79 893 336,40 руб., на оплату потребленной электрической энергии в сумме 49 394 669,37 руб., на оплату по иным договорам поставки и подряда в сумме 38 939 136,96 руб., сумма 199 622 558,68 руб. списана со счета по инкассовым поручениям, сумма 186 200 387,24 руб. использована на цели, не предусмотренные договорами.
11.05.2017 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки УФК по Хабаровскому краю выдало АО «ХСЗ» предписание № 22-49- 09/5325, которым Обществу было предписано возвратить бюджетные инвестиции в сумме 696 159 726 руб. за 2011-2015, использованные не по целевому назначению в доход федерального бюджета в течение 30 календарных дней с даты получения предписания.
В установленный срок ответчик денежные средства не возвратил, что явилось основанием истцу обращения в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобах и дополнении, заслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс, БК РФ) неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
УФК по Хабаровскому краю является органом внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем, вправе заявить соответствующий иск о взыскании убытков.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 401 ГК РФ вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Истец обратился за возмещением убытков в размере 696 159 726 руб., причиненных в результате их использования на иные виды хозяйственной деятельности, в том числе: на выплату заработной платы в сумме 142 109 637,35 руб., на перечисление налога на доходы физических лиц, страховых взносов в сумме 79 893 336,40 руб., на оплату потребленной электрической энергии в сумме 49 394 669,37 руб., на оплату по иным договорам поставки и подряда в сумме 38 939 136,96 руб., на цели, не предусмотренные договорами в сумме 186 200 387,24 руб., а также сумма 199 622 558,68 руб. списана со счета по инкассовым поручениям.
Отказывая в удовлетворении искового требования на сумму 696 159 726 руб., суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу условий заключенных в период 2011-2015 гг. договоров целью выделения бюджетных инвестиций является техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн для строительства на АО «ХСЗ» судов доковой массой свыше 1 000, до 2 000 тонн.
Главной целью перевооружения и модернизации Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг.» определяет модернизацию судоспусковых устройств, что позволит строить и ремонтировать новые типы судов, кроме этого техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства увеличит производительность труда, объемы и качество выполняемых судостроительных и судоремонтных работ.
С учетом указанного, государство заинтересовано в выполнении соответствующих работ именно АО «ХСЗ». В связи с чем, отнесение денежных средств на выплату заработной платы, на оплату электроэнергии, с учетом цели строительства, сохранения предприятия оборонно-промышленного комплекса не может быть расценено в качестве нецелевого использования денежных средств.
Кроме этого, установлено, что в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией ответчиком в период 2011-2015 годы была осуществлена закупка оборудования и услуг, в том числе непроектного, но аналогичного по технологии и характеристикам и более современное, соответствующее целям модернизации и технического перевооружения завода. Также дополнительно приобретено высокопроизводительное технологическое оборудование и средства технического оснащения.
В частности согласно утвержденной проектно-сметной документацией заводом в период 2011-2015 гг. выполнена закупка оборудования и услуг на основании коммерческих предложений и последующих проведенных конкурентных закупочных процедур:
Предусмотрено проектом | Фактически закуплено | ||||||||
№ п/п | Наименование | Завод изготовитель | Кол- во | Стоимость за единицу, тыс. руб. | Наименование | Завод изготовитель | Кол- во | Стоимость за единицу, тыс. руб. | Год закупки, № контракта |
1. | Станок для гибки листов сложной формы МГПС-25 | Россия | 1шт. | 10 900 | Станок для гибки листов сложной формы МГПС-25 | Россия | 1шт. | 10 900 | Закуплено 2011г. Контракт № А-30-Р |
2. | Сварочное оборудование | Россия, Германия Финляндия | 1 к-т | 18 010 | Сварочное оборудование | Россия, Германия Финляндия | 1 к-т | 18 010 | Закуплено 2012г. Контракт № А-85-Р |
3. | Плазморезательное оборудование | Россия, Германия Финляндия | 1 к-т | 22 686 | Плазморезательное оборудование | Россия, Германия Финляндия | 1 к-т | 22 686 | Закуплено 2012г. Контракт № А-86-Р |
4. | Комплекс инженерных систем оптико-магистральной инфраструктуры | в т.ч. импортное | 1 к-т | 25 050 | Комплекс инженерных систем оптико-магистральной инфраструктуры | в т.ч. импортное | 1 к-т | 25 050 | Закуплено 2012г. Контракт № 584/К-79-Р |
5. | Ремонтно-строительные работы на трансбордерные пути | 38 714 | Ремонтно-строительные работы на трансбордерные пути | 34 094 | Закуплено 2014г. Контракт № А-101-М | ||||
6. | Ремонтно-строительные работы на вытяжные пути | 7 506 | Ремонтно-строительные работы на вытяжные пути | 7 506 | Закуплено 2012г. Контракт № 1058548/А-88Р | ||||
Итого: | 118 246 | Итого: | 118 246 |
В период 2011-2015 гг. приобретено непроектное, но аналогичное по технологии и характеристикам и более современное оборудование, которое соответствует целям модернизации и технического перевооружения завода:
Предусмотрено проектом | Фактически закуплено | ||||||||
№ п/п | Наименование | Завод изготовитель | Кол-во | Стоимость за единицу, тыс. руб. | Наименование | Завод изготовитель | Кол-во | Стоимость за единицу, тыс. руб. | Год закупки, № контракта |
1. | Лебедка тяговая ЛГ2М-20/40 для косяка | ООО «Петрокран», Россия | 2 | 8 600 | Лебедка фрикционная с тяговым усилием 250кН для косяка | ООО «Петро-кран», Россия | 2 | 8 415 | Закуплено 2011г. Контракт № А-24-М |
2. | Лебедка тяговая 7,2 тн для трансбордера | Прайс ЗАО «В-Ком-плект», Россия | 2 | 3 389 | Лебедки зеркального типа тяговым усилием 7,0 т для трансбордера | ООО «Петро-кран», Россия | 2 | 10 500 | Закуплено 2012г. Контракт № А-71-Р |
3. | ФИО5 для гибки профиля ARK-240NC | Нет данных | 1 | Нет данных | Автоматический гидравлический профилегибочный станок SBK-275/100 | Нидерлан-ды | 1 | 21 990 | Закуплено 2012г. Контракт № А-70-Р |
4. | Гильотина QC | Нет данных | Нет данных | Гидравлические гильотинные ножницы Ermaksan CNC HVR 3100-20 | Турция | 1 | 5 800 | Закуплено 2012г. Контракт № А-89-Р | |
Итого: | 46 705 |
Так же в рамках технического перевооружения производственных мощностей корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых сооружений, в период 2011-2015 гг. заводом дополнительно приобретено высокопроизводительное технологическое оборудование и средства технического оснащения:
№ п/п | Наименование | Завод изготовитель | Кол-во | Стоимость за единицу, тыс. руб. | Год закупки, № контракта |
1. | Кран автомобильный КС-45721-24-R-N, (КАМАЗ) | Россия | 1 | 5 750 | Закуплено 2012г. Контракт № А-78-Р |
2. | Автомобиль грузовой бортовой с манипулятором | Ю-Корея | 1 | 1 280 | Закуплено 2012г. Контракт № А-80-Р |
3. | Поставка экскаватора-погрузчика ДЭМ 310-01 | ООО"Дорэ-лектромаш", Беларусь | 1 | 3 717 | Закуплено 2015г. Контракт № А-106-Р |
4. | Проектирование и поставка модульной котельной МКУ-В-14(3,5х4)ТЛПХ | Россия | 1 | 44 370 | Закуплено 2013г. Контракт № А-97-М |
5. | Компрессор передвижной дизельный CPS 350-10CF, год выпуска 2010 | Китай | 1 | 920 | Закуплено 2011г. Контракт № А-44-Р |
6. | Приспособления к сварочным аппаратам | 1к-т | 336 | Закуплено 2011г. Контракт № 4/45-БА-45-Р | |
7. | Приспособления к металлообрабатывающему оборудованию (машинки ВМ-20) | 1к-т | 95 | Закуплено 2011г. Контракт № 06-01/БК-47 | |
8. | Технологическое оборудование в обеспечение технического перевооружения корпусообрабатывающего производства (шлиф. машинки, борфрезы) | Тайвань Россия | 1к-т | 193 | Закуплено 2011г. Контракт № БК-56-Р Контракт № БК-57-Р |
9. | Лазерный измерительный инструмент VEGALP6; DistoD3a | 7 | 72 | Закуплено 2011г. Контракт № БК-62-Р | |
10. | Леса клиночного типа «Техно» для строительства судов | Россия | 1к-т | 3 480 | Закуплено 2012г. Контракт № А-75-Р |
11. | Инструмент электрический в составе: | 1к-т | 905 | Закуплено 2012г. Контракт № А-76-Р | |
12. | Сопровождение комплексной информационной системы Сопровождение комплексной информационной системы конструкторско-технологической подготовки, планирования и материально-технического снабжения судостроительного производства «Троникс» | 5 273 | Закуплено 2011-2012гг. Контракт № БА-50-Р | ||
13 | Техническое обеспечение комплексной информационной системы (КИС) конструкторско-технологической подготовки | Тайвань | 1к-т | 1 800 | Закуплено 2012г. Контракт № А-74-Р |
14 | Копировальная техника Sharp AR-5620N (Цифровое многофункциональное устройство)- 8 шт. Sharp ARRP10 (приложение к ЦМУ) Sharp ARVR7 (приложение к ЦМУ) SharptypeMX-235GT (приложение к ЦМУ) Компьютер в сборе в составе : I5-3470/4Gb/HDD 500Gb/GT630-2GD3/DVDRW/450W/ATX Монитор ViewSonic VA2445M-LED (4 шт) | 523 | Закуплено 2014гг. Контракт № А-99-Р | ||
15. | Авторский надзор за КИС ТРОНИКС | 824 | Закуплено 2014-2015гг. Контракт № А-98-Р Контракт №А-105-Р | ||
16. | Технологическое оборудование в обеспечение технического перевооружения корпусо-обрабатывающего производства | Тайвань, Россия | 1к-т | 1 502,6 | Закуплено 2011- 2013г. Контракт № БК-93-Р – 56 т.р. Контракт № БК-94-Р – 98 т.р. Контракт № БК-96-Р – 91 т.р. Контракт № А-41-Р – 457 т.р. Контракт № БК-91-Р – 80 т.р. Контракт № БК-92-Р – 99 т.р. Контракт № БК-87-Р – 100 т.р. Контракт № БК-72-Р – 90 т.р. Контракт № БК-69-Р – 95 т.р. Контракт № БК-60 Р – 88 т.р. Контракт № БК-61-Р – 96 т.р. Контракт № БК-51-Р – 92 т.р. Контракт № БК-48-Р – 17 т.р. Контракт № БК-65-А – 49 т.р. |
17. | Станок токарный с вариатором Dобр. 440 мм. РМЦ 1500мм. мод. CU400MRD/1500 | Болгария | 1к-т | 13 399 | Закуплено 2012г. Контракт № А-66-Р |
18. | Станок отбортовки труб на 37° и на 90°, GSFP 60S. | Финляндия | 1 | 1 005 | Закуплено 2011г. Контракт № А-63-Р |
19. | Приспособления к окрасочным аппаратам ASP-681 | 1к-т | 19 | Закуплено 2011г. Контракт № БК-52-М | |
20. | Приспособления для обработки труб | Россия | 1к-т | 158 | Закуплено 2011г. Контракт № БК-58-Р Контракт № БК-59-Р |
21. | Трубогибочный станок марки 150TSR | Тайвань | 1 | 41 975 | Закуплено 2012г. Контракт № 923/К-90-Р |
22. | Комплект оборудования для лаборатории неразрушающего контроля | Китай, Япония, Дания | 1к-т | 4 789 | Закуплено 2012г. Контракт № А-82-Р Контракт № А-81-Р |
23. | Комплект оборудования для хим. лаборатории | Россия | 1к-т | 1 622 | Закуплено 2012г. Контракт № А-83-Р |
24. | Ремонт кровли здания БКЦ и над АКБ | 6 063 | № 87ЭМ от 11.12.2014г. (3 405 939,00 руб.) № 88ЭМ от 15.01.2015г. (2 656 774,00 руб.) Исполнитель: ООО «СтройКиТ» | ||
25. | Экспертиза и проектирование восстановление кровли здания БКЦ в осях «26-27/Н-И» | 500 | № 24/07-15 от 24.07.2015 (всего: 1 500 000 руб.) Исполнитель: ООО «Стройтехэкспертиза» | ||
26. | Восстановление кровли здания БКЦ в осях «26-27/Н-И» | 5 360 | № 437 от 06.10.2015г. Исполнитель: ЗАО Хабаровское СМУ «Дальстальконструк-ция» | ||
27. | Переработка проектной и рабочей документации | 3 000 | ПД-232/12-09ДС1-АН/БА-46-Р | ||
28. | Осушитель сжатого воздуха ОВДК-24 | 450 | Закуплено 2012г. Контракт № 1019769А-77-Р | ||
Итого: | 149 380,6 |
Таким образом, все оборудование приобретено ответчиком для технического перевооружения производственных мощностей и модернизации судоспусковых сооружений. На какие-либо иные цели, не связанные с перевооружением и модернизацией, денежные средства не были использованы. Достоверных доказательств обратного не представлено.
Также, ответчик заключил договор с ООО «Ленгипроречтранс» №ЭР/ПД-190410-001 от 10.04.2019 на корректировку проектной документации «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизация спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн», в соответствии с которой в проектную документацию будут включены все затраты на 749 100 000 руб.
В период действия контрактов (с 2011 по 2015 года) АО «ХСЗ» предоставляло отчетность по использованию полученных денежных средств в Минпромторг России (акт выездной проверки на стр. 59 абзац 1; стр. 78 абзац 3 и 4; стр. 92 абзац 3, стр. 93 абзац 1, стр. 100, абзац 1 и 2, стр.107 абзац 4), при этом министерство не заявляло претензий относительно расходования средств.
Согласно актам сверки между АО «ХСЗ» и Минпромторгом России задолженность общества отсутствует. Замечаний Минпромторга России относительно отчетности об использовании полученных денежных средств, не имеется.
В приложениях к договорам на участие Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций стороны согласовали титульные списки переходящей стройки с 2011 на 2012, с 2012 на 2013, с 2013 на 2014, с 2014 на 2015 годы, которые предусматривали выделение денежных средств по программе «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизацию спусковых устройств на грузоподъемность 2 000 тонн» за период с 2011 по 2018 годы.
Программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса» в настоящее время не завершена.
В соответствии с разделом 4 основными технико-экономическими показателями утвержденные приказом Минпромторга России от 20.10.2011 № 1448 «Об утверждении проектной документации» - объем государственных капитальных вложений составляет 1 259 100 000 руб., однако, государственные вложения составили только 749 100 000 руб.
Для завершения программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» АО «ХСЗ» должно получить 510 000 000 руб. (1 259 100 000 руб. -749 100 000 руб.).
Договоры №01-13/480/440/АО от 23.09.2011; №01-13/90/880/АО от 01.03.2012; №01-09/226дсп/088/АО от 21.06.2013; №01-09/230дсп/09.33 от 21.06.2014; №01-09/80дсп/09.05 от 15.05.2015 и ФЦП «развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» не устанавливает сроки ввода в эксплуатацию объектов финансирования.
Согласно представленного в материалы дела уведомления Минпромторга России от 30.01.2020 №6104/09, Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России сообщил, что срок окончания инвестиционного проекта «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых устройств на 2000 тонн», реализуемого АО «ХСЗ» в рамках государственной программы РФ «Развитие оборонно-промышленного комплекса» установлен в 2022 году.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также сам факт выполнения ответчиком указанной Программы, АО «ХСЗ» не утратило возможность выполнить условия заключенных с Российской Федерацией договоров либо решить вопрос о возврате неиспользованных или истребуемых денежных средств после завершения Программы.
В отношении нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в списании со счетов ответчика денежных средств на сумму 199 622 558,68 руб. подразделениями Федеральной службы судебных приставов в счет оплаты по судебным решениям и исполнительным производствам, судом установлено следующее.
В период с июня 2012 года по сентябрь 2015 года со счета АО «ХСЗ» в принудительном порядке ОПФР по Хабаровскому краю, ФСС России, судебными приставами-исполнителями списаны денежные средства на общую сумму 235 972 239,23 руб.
Так, обществом инициирован соответствующий иск о признании недействительным постановления Отдела судебных приставов-исполнителей по Индустриальному району г. Хабаровска от 13.06.2012 о снятии ареста с денежных средств, находящихся в банке или иной кредитной организации, принятого в рамках исполнительного производства № 380/07/04/27-СД, а также действий судебного пристава-исполнителя незаконными (дело № А73- 7552/2012).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.08.2012 по делу № А73-7552/2012, оставленным без изменениями судами апелляционной и кассационной инстанций от 07.11.2012 и от 05.03.2013 соответственно, в удовлетворении исковых требований обществу отказано.
Суды при рассмотрении указанного дела пришли к выводу о том, что перечисление государственным заказчиком на расчетный счет ответчика бюджетных средств во исполнение государственных контрактов не может рассматриваться как обстоятельство, ограничивающее право судебного пристава-исполнителя осуществлять в отношении должника действия по взысканию задолженности с его счета, открытого в коммерческом банке.
В данном случае, ответчик не мог избежать списания денежных средств, тем более, что дополнительных требований к счету, на который были перечислены бюджетные средства, не заявлено. По указанным основаниям, вина завода в отношении списанных приставами средств отсутствует.
На основании приведенного, жалоба УФК по Хабаровскому краю не подлежит удовлетворению.
В части жалобы АО «ХСЗ» установлено, что принимая решение о взыскании 78 847 324,82 руб. в качестве убытков, суд первой инстанции исходил из того, что казначейством в ходе выездной проверки выявлен факт возврата отделом судебных приставов заводу 78 847 324,82 руб. Свои выводы суд мотивировал не предоставлением доказательств использования бюджетных средств на указанную сумму.
Вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и материалам дела, поскольку объем израсходованных денежных средств, перечисленных заводу на общую сумму 749 100 000 руб., включая спорные 696 159 726 руб. определен с учетом возвращенных отделом судебных приставов 78 847 324,82 руб. и подтверждается справкой проектной организацией ООО «Ленинградский проектный институт на речном транспорте» по реализации инвестиционного проекта «Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых устройств на грузоподъемность 2000 т». Указанные средства возвращены заводу до проведения проверки, на момент проведения проверки использование поступивших средств подтверждено представленными в материалы контрактами и оправдательными финансово-хозяйственными документами о приобретении технологического оборудования и средства технического оснащения.
АО «ХСЗ» является коммерческой организацией и создано для получения прибыли, в том числе дивидендов (части прибыли) по акциям, на основе эффективного использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов.
Все денежные средства, полученные по договорам №01-13/480/440/А0 от 23.09.2011; №01 -13/90/880/АО от 01.03.2012; №01-09/226дсп/088/АО от 21.06.2013; №01-09/230дсп/09.33 от 21.06.2014; №01-09/80дсп/09.05 от 15.05.2015 направлены в первую очередь на развитие и модернизацию производственной системы АО «ХСЗ».
Таким образом, в нарушение статьи 65 АПК РФ факт причинения ответчиком ущерба истцом не доказан.
Также материалами дела не доказано причинение ущерба Росимуществу, так как Росимущество получила акции АО «ХСЗ» и имеет право на дивиденды или реализовать их, тем самым получить эквивалент денежных средств, при этом в 2015 и 2017 годах Росимущество провело реализацию (продажу) акций АО «ХСЗ» в собственность АО «ОСК».
Решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований о взыскании с акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод» в доход федерального бюджета 78 847 324,82 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результатов рассмотрения настоящего дела, судебные расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе АО «ХСЗ» в сумме 3 000 руб. подлежат возмещению за счет УФК по Хабаровскому краю.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2020 по делу № А73-228/2019 Арбитражного суда Хабаровского края отменить в части удовлетворенных требований о взыскании с акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод» в доход федерального бюджета 78 847 324,82 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации, а также взыскании в доход федерального бюджета госпошлины 200 000 руб. В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | И.В. Иноземцев |
Судьи | В.Г. Дроздова |
Ж.В. Жолондзь |