ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5560/2015 от 27.10.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5560/2015

03 ноября 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,

при участии  в заседании:

от Муниципального унитарного предприятия  Ванинского муниципального района «Электросеть»: ФИО1, директора по распоряжению от 12.02.2014 № 30л/с; паспорт

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представителя по доверенности от 05.06.2014 № 6/5068 (сроком на два года);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Муниципального унитарного предприятия Ванинского муниципального района «Электросеть»

на решение от  01.09.2015

по делу № А73-9021/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Шапошниковой В.А.

по заявлению Муниципального унитарного предприятия  Ванинского муниципального района «Электросеть»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене постановленияо назначении административного наказания

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие Ванинского муниципального района «Электросеть» (далее – МУП «Электросеть»; предприятие;    заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган; административный орган; УФАС России по Хабаровскому краю) от 28.05.2015 № 16 по делу об административном правонарушении № 3-04/26, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50000 руб.

Решением суда от 01.09.2015 в удовлетворении заявленного МУП «Электросеть» требования  отказано в полном объеме.

Суд первой инстанции, ссылаясь, в том числе  на статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон                № 261-ФЗ), установил, что МУП «Электросеть», обладая информацией об отсутствии индивидуальных приборов учета в квартирах №№ 3 и 4 многоквартирного дома № 15А по ул. Морская в п. Ванино, никаких действий по оснащению соответствующих помещений индивидуальными приборами учета не предприняло.

Посчитав принятое решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права,  принятым при               невыяснении  всех обстоятельства, имеющих значения для полного и всестороннего рассмотрения дела, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает о том, что: к системе централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом (электроэнергией) присоединена внутридомовая инженерная система многоквартирного жилого дома 15А по ул. Морская в п. Ванино, а уже к внутридомовым сетям подключено внутриквартирное оборудование – жилые помещения в многоквартирном доме, из чего следует, что централизованные сети электроснабжения, которыми предприятие владеет на праве хозяйственного ведения, не имеют непосредственного присоединения к внутриквартирному оборудованию; работа в электроустановках, которыми организации не владеют на законном основании и, которые ими не эксплуатируются – не допускается; согласно акту проверки (приемки) общедомовых средств учета от 10.09.2013  № V/93, подписанному между ВМП «Энергосеть», исполнявшим в то время функции сетевой организации, и администрацией городского поселения «Рабочий поселок Ванино» граница раздела балансовой принадлежности электросетей между администрацией и сетедержателем была согласована и установлена на фасаде дома № 15А по ул. Морская в п. Ванино; точкой поставки является точка учета – общедомовой прибор учета энергии на фасаде многоквартирного жилого дома № 15А по ул. Морская п. Ванино; поскольку многоквартирный жилой дом 15А не управляется ни одним из способов управления, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, то ресурсоснабжающая организация (РСО), по отношению к гражданам указанного дома, одновременно является и исполнителем коммунальной услуги соответствующего ресурса –электроэнергии.

В своем отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель предприятия поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения; просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель антимонопольной службы отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно  из материалов дела, 13.12.2014 в УФАС по Хабаровскому краю поступило заявление гражданина ФИО3 (вх. 3/1341 от 16.02.2015) на действия МУП «Электросеть» выразившиеся в не установлении индивидуальных приборов учета электроэнергии в  помещениях  многоквартирного дома 15А, по ул. Морская в п. Ванино Хабаровского края, в том числе в помещениях - квартиры № 3, № 4.

Определением антимонопольного органа от 16.03.2015 в отношении МУП «Электросеть» возбуждено дело № 3-04/26 об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ и проведении административного расследования.

29.04.2015 заместителем руководителя Хабаровского УФАС России  в отношении предприятия в присутствии его законного представителя - директора МУП «Электросеть» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя управления Хабаровского УФАС России, вынесенным в присутствии законного представителя предприятия, МУП «Электросеть» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись  с вынесенным  постановлением антимонопольного органа, МУП «Электросеть» обратилось в   арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона  № 261-ФЗ  производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов; требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами;  если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации,   исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам; требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации; требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;  при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют;  указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют; цена такого договора определяется соглашением сторон;  за просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору; порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным  органом  исполнительной  власти;   договор,  регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки; при включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;  субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок;  лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета; в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания; при этом граждане -собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане -собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки;  в случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;  после 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.; указанные      организации      при      выявлении      фактов      невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета; собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из материалов дела следует, что МУП «Электросеть» является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии в отношении многоквартирного дома № 15А по ул. Морская в п. Ванино.

Инженерно-техническое оборудование указанного многоквартирного дома имеет технологическое присоединение к электрическим сетям МУП «Электросеть», что подтверждается приложением № 2 «Перечень точек отпуска электрической энергии (мощности) потребителям их сетей МУП «Электросеть» к договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 02.04.2014 № 827/ХЭС, заключенном с ОАО «ДРСК».

Судом установлено, что отдельными собственниками помещений многоквартирного дома 15А по ул. Морская в п. Ванино не исполнены требования части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ, а именно: не установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что МУП «Электросеть», обладая информацией об отсутствии индивидуальных приборов учета в квартирах № 3 и № 4 вышеуказанного жилого дома, предоставленной гражданином ФИО3, в нарушение положений   Федерального закона № 261-ФЗ,  никаких действий пооснащению соответствующих помещений индивидуальными приборами учета не предприняло.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Совершение МУП «Электросеть» вмененного ему правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств. Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, поскольку у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 МУП «Электросеть» назначен административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ. Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения, не установлены. Срок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом  не пропущен, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не принимаются арбитражным судом, поскольку они  не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

Проверив законность и обоснованность  решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции  не установил оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  1 сентября 2015 года по делу № А73-9021/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Т.Д. Пескова

Е.Г. Харьковская