ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5561/2023 от 15.11.2023 АС Амурской области

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5561/2023

15 ноября 2023 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2023 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего       Жолондзь Ж.В.

судей                                       Воронцова А.И., Коваленко Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  администрации поселка городского типа Магдагачи Амурской области

на решение от  25 августа 2023 года

по делу № А04-6193/2023

Арбитражного суда Амурской области

по иску министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации поселка городского типа Магдагачи (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 1 385 245, 37 рублей

третье лицо без самостоятельных требований - управление Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

установил: министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации поселка городского типа Магдагачи долга в размере 1 385 245, 37 рублей по соглашению от 11 февраля 2022 года № 573-2/С.

Решением Арбитражного суда Амурской области от  25 августа 2023 года по делу № А04-6193/2023 исковое требование удовлетворено.

Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотиву несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Судом необоснованно не принято во внимание, что в бюджет муниципального образования пгт. Магдагачи из областного бюджета по соглашению от 11 февраля 2022 года № 573-2/С на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения и сооружений поступила субсидия в размере 34 631 134, 32 рубля, которая израсходована ответчиком в полном объеме. 36 885 134, 37 рубля представляют собой лимиты бюджетных обязательств, а 34 631 134, 32 рубля - это предельный объем финансирования.

Доведение предельного объема финансирования бюджету пгт. Магдагачи в указанном размере не может свидетельствовать о том, что бюджету предоставлена субсидия в размере 36 885 134, 37 рубля. Судом не указано, какое конкретно нарушение допущено ответчиком, влекущее его ответственность по  соглашению от 11 февраля 2022 года № 573-2/С.

Стороны, третье лицо извещены, представителей не направили.

В отзыве истец заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы.

По материалам дела установлено, что в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 450 государственной программы Амурской области «Развитие транспортной системы Амурской области» 11 февраля 2022 года между сторонами  заключено соглашение № 573-2/С  о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходов по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них в редакции дополнительного соглашения от 12 мая 2022 года № 573-5/Д.

Согласно соглашению из областного бюджета в 2022 году / 2023 - 2024 годах бюджету муниципального образования рабочего поселка пгт. Магдагачи Магдагачинского района предоставляются субсидии на софинансирование расходов по осуществлению муниципальными образованиями дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов областного бюджета: код главного распорядителя средств областного бюджета 939 «министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области», раздел 04 «Национальная экономика», подраздел 09 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)», целевая статья 1320387480 «Осуществление муниципальными образованиями дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них», вид расходов 523 «Консолидированные Субсидии» в рамках подпрограммы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области» государственной программы Амурской области «Развитие транспортной системы Амурской области» (пункт 1.1 соглашения).

Пунктом 3.3 соглашения предусмотрено, что перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет муниципального образования осуществляется на счет управления Федерального казначейства по Амурской области, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Муниципального образования.

Согласно пункту 2.1 соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году 39 239 504, 67 рублей.

Размер субсидии,  исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия уровня софинансирования, равного 94,00 % составляет в 2022 году не более 36 885 134, 37 рублей (пункт 2.2 соглашения).

В приложении № 1 к соглашению приведен перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

В приложении № 2 к соглашению установлены результаты, подлежащие достижению муниципальным образованиям в 2022 году, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и значение результатов использования субсидии.

На 2022 год по мероприятию «Ремонтно-восстановительные работы автомобильных дорог общего пользования пгт. Магдагачи ул. 8 Марта, ул. Горького, ул. К. Маркса, ул. Дзержинского, пер. Интернациональный, пер. Коммунистический, пер. Свердлова, пер. Маяковского» установлено приведение в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения, М», имеющий значение «3 377,00», по мероприятию «Установка освещения по пер. Заводскому пгт. Магдагачи» - приведение в нормативное состояние освещенности дорог, ШТ, имеющий значение «5,00».

Согласно пунктам 4.3.3, 4.3.4  соглашения муниципальное образование обязалось обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № 2 к соглашению,  а также предоставлять в министерство отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению № 3 к соглашению, ежеквартально - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; о достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению № 4 ежеквартально - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно пункту 6.1.1 соглашения уполномоченным органом муниципального образования, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представление отчетности, является администрация поселка городского типа Магдагачи.

Пунктом  4.1.4 соглашения предусмотрено, что в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года допущены нарушения условий соглашения, предусмотренных пунктом 4.3.3, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, министерство обязано рассчитать в соответствии с пунктами 16-20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 года № 95, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет, и направить муниципальному образованию требование о возврате средств субсидии в областной бюджет в указанном объеме.

На основании соглашения  в 2022 году бюджету муниципального образования выделена субсидия в размере 36 885 134, 37 рублей.

В соответствии с заявками администрации на кассовый расход от 23 мая 2022 года, от 6 октября 2022 года и от 26 декабря 2022 года средства субсидии перечислены в бюджет муниципального образования в рамках процедур казначейского санкционирования в общем размере 34 631 134, 32 рубля, что подтверждается выписками из лицевого счета получателя бюджетных средств № 14232008430, закрепленного за муниципальным образованием.

Из отчета администрации от 10 января 2023 года о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия, субсидия фактически израсходована в размере 34 631 134, 32 рубля.

Согласно отчету администрации от 10 января 2023 года о достижении значений результатов по состоянию на 31 декабря 2022 года по мероприятию «Ремонтно-восстановительные работы автомобильных дорог общего пользования пгт. Магдагачи ул. 8 Марта, ул. Горького, ул. К. Маркса, ул. Дзержинского, пер. Интернациональный, пер. Коммунистический, пер. Свердлова, пер. Маяковского» и «Установка освещения по пер. Заводскому пгт. Магдагачи» значения соответствующих результатов, установленные соглашением, равны «0».

Поскольку предусмотренные соглашением результаты использования субсидиина 31 декабря 2022 года ответчиком не достигнуты,   министерством произведен расчет размера средств субсидии, подлежащих возврату, ответчику направлено требование от 14 марта 2023 года № 1419-06 о возврате средств субсидии в размере 1 385 245, 37 рублей в срок до 20 апреля 2023 года.

Данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими нормами права и мотивами.

Судом установлено, что предусмотренные соглашением значения результатов использования субсидии, муниципальным образованием не достигнуты, что подтверждается вышеназванными отчетами ответчика.

В силу пункта 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 года № 95, в случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «в» пункта 8 настоящих Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом, подлежит возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 20 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, если администрацией муниципального образования, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 10 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные пунктом 22 настоящих Правил.

В данном пункте Правил приведена формула, по которой рассчитывается объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет.

Установив факт недостижения муниципальным образованием значений результатов использования субсидии, истец на основании указанного пункта Правил произвел правильный расчет подлежащих возврату в областной бюджета средств, что составило 1 385 245, 37 рублей, и направил соответствующее требование ответчику.

Учитывая установленные факты, свидетельствующие о нарушении ответчиком условий соглашения, исковое требование истца обоснованно признано судом доказанным, и по праву, и по размеру.

Доводам ответчика о том, что в 2022 году на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и сооружений на них всего потрачено 36 841 632, 28 рубля, из них 2 210 497, 96 рублей являлись средствами местного бюджета, а 34 631 134, 32 рубля предоставлены бюджетом Амурской области во исполнение соглашения, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Наличие оснований, предусмотренных пунктом 22 Правил для освобождения муниципального образования от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16, 20 и 21 Правил, судом не установлено.

Доводы апелляционной жалобы ответчика апелляционным судом отклонены, поскольку основанием для применения к нему установленной меры ответственности в виде взыскания денежной суммы (объем средств), рассчитанной в соответствии с пунктом 16 Правил, явилось неисполнение обязательства по достижению значений результатов использования субсидии и, соответственно, нарушение условий заключенного соглашения, что подтверждается материалам дела.

Согласно положениям Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2009 года № 95,  перечисление средств субсидии в бюджет муниципального образования осуществляется на основании заявки органа местного самоуправления о перечислении субсидии, представляемой главному распорядителю по форме и в срок, которые установлены главным распорядителем. В заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется.

Средства субсидии перечислены в бюджет муниципального образования в рамках процедур казначейского санкционирования в соответствии с заявками администрации на кассовый расход от 23 мая 2022 года, от 6 октября 2022 года, от 26 декабря 2022 года в общем размере 34 631 134, 32 рубля.

Вместе с тем субсидия выделена в размере 36 885 134, 37 рублей.

Заявки на оставшуюся сумму субсидии, как и обращение о переносе сроков достижения результатов использования субсидии, ответчик истцу не направлял.

Таким образом, из изложенного следует, что факт получения по заявкам средств субсидии не в полном объеме не свидетельствует о выделении субсидии в том размере, в котором она получена по заявкам администрации.

Установленные обстоятельства, напротив, свидетельствуют о том, что муниципальным образованием не израсходованы доведенные ему лимиты бюджетных обязательств.

Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого  судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  25 августа 2023 года по делу № А04-6193/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Ж.В. Жолондзь

Судьи

А.И. Воронцов

Н.Л. Коваленко