ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5578/2021 от 16.11.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5578/2021

17 ноября 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Дроздовой В.Г.

судей                                       Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.

при участии  в заседании:

от индивидуального предпринимателя  Котловой Александры Викторовны, ОГРНИП 315272200001894: Гончар И.В., представитель по доверенности от 25.06.2021;

от Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, ОГРН 1022700930010: не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства социальной защиты населения Хабаровского края

на решение от  02.08.2021

по делу № А73-3417/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску индивидуального предпринимателя  Котловой Александры Викторовны

к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края

об урегулировании разногласий по договору,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Хабаровского края обратилась ИП Котлова Александра Викторовна (далее - истец, ИП Котлова А.В., предприниматель) с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края (далее - ответчик, министерство) об урегулировании разногласий по договору.

Решением суда от 02.08.2021 иск удовлетворен, пункт 2.2 договора о предоставлении из краевого бюджета субсидии поставщику социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, который включен в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвует в выполнении государственного задания (заказа), в следующей редакции: «Размер субсидии, согласно документально подтвержденным расходам за июль 2020 года, составляет 192 591,21 руб. (сто девяносто две тысячи пятьсот девяносто один) рубль 21 копейка».

В апелляционной жалобе Министерство социальной защиты населения Хабаровского края просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что министерство согласовало по заявлению предпринимателя предоставление субсидии в сумме 158 799,06 руб., ответчиком не приняты расходы предпринимателя на сумму 33 792,15 руб., поскольку при получении материалов составляется акт  расхода, материалы считаются в подотчете у получателя; списание материалов с подотчета производится на основании акта о списании, поэтому представленные предпринимателем счета на оплату услуг связи, счета-фактуры и акты оказанных услуг не являются платежными документами и не подтверждают расходы ИП Котловой А.В.

Предпринимателем представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.

В судебном заседании представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Установлено, что ИП Котлова А.В. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам и включена в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края с 10.08.2015.

13.08.2020 ИП Котлова А.В. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении компенсации (субсидии) в отношении 9 граждан, которым были оказаны социальные услуги по индивидуальному плану предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) в июле 2020 года, к заявлению прилагались документы, подтверждающие расходы, на сумму субсидии 192 591,21 руб.

Уведомлением от 01.09.2020 № 3-3-15119 министерство согласовало предоставление субсидии в сумме 158 799,06 руб. и направило предпринимателю проект договора «О предоставлении из краевого бюджета субсидии поставщику социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, который включен в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвует в выполнении государственного задания (заказа)».

ИП Котлова А.В. подписала проект договора с протоколом разногласий по пункту 2.2., определяющему размер субсидии, указав размер субсидии за июль 220 года в сумме 192 591,21 руб.

Письмом от 08.10.2020 № 01-29-17669 министерство населения Хабаровского края отклонило протокол разногласий, указав, что расходы на сумму 33 792,15 руб. не приняты к зачету в связи с их несоответствием требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, субсидия определена министерством в сумме 158 799,06 руб.

Ссылаясь не урегулирование разногласий при заключении договора, ИП Котлова А.В. обратилась в арбитражный суд.

В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).

Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами (пункт 3 статьи 445 ГК РФ).

К правоотношениям сторон подлежат применению нормы Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013                          № 442-ФЗ), устанавливающего правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей социальных услуг, права и обязанности поставщиков социальных услуг.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальной услугой является действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

Поставщик социальных услуг - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ).

В силу статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ система социального обслуживания включает в себя, в том числе, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

На территории Хабаровского края органом, уполномоченным на осуществление предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013                         № 442-ФЗ полномочий в сфере социального обслуживания граждан, является Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ИП Котлова А.В. осуществляет деятельность по предоставлению социальных услуг и включена в Реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013              № 442-ФЗ поставщики социальных услуг обязаны, в частности, предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что ИП Котловой А.В. в июле 2020 года оказаны социальные услуги 9 гражданам в соответствии с индивидуальными программами.

В силу части 8 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Порядок определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (Порядок № 480-пр).

Согласно пункту 3 Порядка № 480-пр компенсация предоставляется поставщикам - юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание граждан, являющихся получателями социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг. Компенсация предоставляется в виде субсидий из краевого бюджета министерством социальной защиты населения края (Министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в текущем финансовом году законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на текущий финансовый год и плановый период либо в очередном финансовом году в пределах доведенных до Министерства бюджетных ассигнований на очередной финансовый год в соответствии с пунктом 12(1) настоящего Порядка в целях возмещения поставщикам части затрат, связанных с бесплатным оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, либо с оказанием социальных услуг за частичную плату, в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка (субсидия и бюджетные ассигнования соответственно).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 480-пр целью предоставления субсидии является компенсация следующих расходов, связанных с оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг:

- оплата труда;

- оплата услуг связи;

- оплата коммунальных услуг;

- оплата работ, услуг по содержанию имущества поставщика, за исключением расходов на капитальный ремонт зданий, помещений, приобретение оборудования;

- увеличение стоимости материальных запасов, связанных с оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг;

- уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обязательства по уплате которых возникают в связи с оказанием социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг.

Согласно пункту 8 Порядка № 480-пр для получения субсидии поставщик ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поставщиком оказаны социальные услуги, представляет в министерство следующие документы:

1) заявление о предоставлении субсидии по форме, утвержденной Министерством (заявление), с указанием банковских реквизитов поставщика для перечисления субсидии;

2) список получателей по форме (за отчетный месяц), утвержденной Министерством, с указанием номера и даты индивидуальных программ и договоров с получателями о предоставлении социальных услуг с приложением следующих документов, заверенных поставщиком:

а) копии актов о предоставлении социальных услуг;

б) копии документов, подтверждающих оплату социальных услуг получателями, - в случае предоставления услуг за частичную оплату;

3) гарантийное письмо в произвольной форме за подписью лица, имеющего право действовать без доверенности от имени поставщика в соответствии с его учредительными документами, либо иного уполномоченного лица (руководитель поставщика):

а) о соответствии по состоянию на 01-ое число месяца, в котором поставщик обратился за предоставлением субсидии, размера среднемесячной заработной платы работников поставщика не ниже размера минимальной заработной платы в крае и об отсутствии у поставщика задолженности по заработной плате перед работниками;

б) о неполучении поставщиком по состоянию на 01-ое число месяца, в котором поставщик обратился за предоставлением субсидии, средств из краевого бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами края на цели, указанные в пункте 3 настоящего Порядка;

в) о том, что поставщик по состоянию на 01-ое число месяца, в котором поставщик обратился за предоставлением субсидии, не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

4) перечень утвержденных тарифов, а также расчет тарифов с указанием расходов, включенных в структуру тарифа, - в случае изменения размера тарифов на социальные услуги или получения субсидии впервые.

5) отчет о произведенных фактических расходах, на возмещение которых предоставляется субсидия, при оказании социальных услуг по форме, утвержденной Министерством, с приложением копий документов, подтверждающих фактически понесенные расходы за счет собственных средств (первичные учетные документы, платежные поручения и иные документы).

Согласно пункту 10 Порядка № 480-пр документы должны содержать достоверную и полную информацию, позволяющую установить все фактические условия и обстоятельства предоставления социальных услуг, а также факт частичной оплаты социальных услуг их получателем (при наличии такой обязанности).

Как следует из материалов дела, ИП Котлова А.В. в предусмотренный Порядком № 480-пр срок обратилась в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о предоставлении компенсации (субсидии) в отношении 9 граждан, которым оказаны услуги на основании Индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) в июле 2020 года, с расчетом субсидии в размере 192 591,39 руб. и приложением документов, подтверждающих понесенные расходы на общую                              сумму295 439,18 руб.

После проверки представленных документов министерством принято решение о предоставлении ИП Котловой А.В. субсидии за июль 2020 года в сумме 158 799,06 руб., с направлением в ее адрес проекта договора на указанную сумму для подписания.

Указанный договор подписан предпринимателем с протоколом разногласий, касающихся размера субсидии. Протокол согласования разногласий между сторонами отсутствует.

Таким образом, спорным является пункт 2.2 договора о предоставлении из краевого бюджета субсидии поставщику социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, который включен в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвует в выполнении государственного задания (заказа).

Согласно правовому подходу, сформулированному в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 № 305-ЭС16-16501, требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.

При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.

В силу пункта 7 Порядка № 480-пр основанием для предоставления субсидии поставщику является договор.

В договор включаются следующие основные положения:

- целевое использование субсидии, объем субсидии;

- согласие поставщика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения поставщиком условий, целей и порядка предоставления субсидии;

- обязательство поставщика о включении в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств по договору, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля края проверок соблюдения указанными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка предоставления субсидии;

- обязательство поставщика о представлении отчета о достижении значения показателя результативности использования субсидии в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;

- значения показателей результативности использования субсидии;

- обязательство поставщика о достижении значений показателей результативности использования субсидии.

Таким образом, заключение договора о предоставлении из краевого бюджета субсидии поставщику социальных услуг является обязательным.

В силу пункта 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая очевидное наличие разногласий относительно условий пункта 2.2 договора, на которых стороны готовы заключить договор о предоставлении из краевого бюджета субсидии поставщику социальных услуг, фактические расходы истца на общую сумму в сумме 295 439,18 руб., что подтверждено отчетом, представленным в министерство, суд первой инстанции, применив указанные выше нормы права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у министерства оснований для уменьшения субсидии до 158 799,06 руб. и удовлетворил иск.

Доводы министерства о непринятии представленных ИП Котловой А.В.  первичных документов в подтверждение понесенных затрат в сумме 33 792,15 руб. по мотиву несоответствия требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, отклонены судом первой инстанции, поскольку фактические расходы предпринимателя составили 295 439,18 руб.

Пунктом 15 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)» установлена формула расчета субсидии.

Согласно справке-расчету размер субсидии в 192 591,21 руб. за июль 2020 года исчислен истцом в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр.

Апелляционным судом расчет проверен и признан верным, соответствующим требованиям пункта 15 указанного постановления.

Ответчиком возражений против арифметической точности расчета не приведено.

В обоснование требования в материалы дела истцом представлены документы, подтверждающие расходы при оказании услуг по допустимым (возможным) шести группам расходов, предусмотренных пунктом 4 Порядка N 480-пр, на общую сумму понесенных расходов в 295 439,18 руб. (счета, акты оказанных услуг, платежные поручения, чеки, расходный кассовый ордер, товарные накладные, авансовый отчет).

Указанное свидетельствует о превышении размера понесенных фактических расходов над заявленной предпринимателем суммой субсидии.

Постановление Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр «Об утверждении Порядка определения размера и выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Хабаровского края, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)» не содержит запрет на выплату субсидии в случае, если по какой-либо из допустимых шести групп расходов заявителем не представлены документы, подтверждающие понесенные расходы, а по остальным группам расходов документы представлены на сумму понесенных затрат в размере большем, чем сумма заяввленной субсидии.

Сумма субсидии в 192 591,21 руб.  является расчетной величиной, которая определяется в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Хабаровского края от 29.12.2015 № 480-пр, как разница между стоимостью социальной услуги, рассчитанной исходя из утвержденного тарифа и объема предоставленных услуг, и суммой платы за предоставленную социальную услугу, полученную от получателя социальной услуги, отраженной в справке-расчете размера компенсации за июль 2020 года.

Вместе с тем, в пункте 2.2 договора указывается не сумма расходов, а сумма субсидии, которая направляется на покрытие расходов, понесенных при оказании социальных услуг, стоимость которых покрывается лишь частично получателем социальных услуг, в то время как недостающая разница, рассчитанная по тарифам государства, подлежит доплате в виде субсидии.

Таким образом, учитывая факт своевременного представления предпринимателем в министерство документов, подтверждающих несение расходов по предусмотренным пунктом 4 Порядка № 480-пр допустимым (возможным) шести группам на общую сумму 295 439,18 руб., при истребовании размера субсидии в 192 591,21 руб., у министерства отсутствовали правовые основания для уменьшения размера субсидии за июль 2020 года до 158 799,06 руб.

Формула расчета размера субсидии предпринимателем применена верно.

Учитывая названные фактические обстоятельства, подлежащие применению нормы права, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил основания для отмены решения. Нормы материального и процессуального права применены судом верно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

От уплаты государственной пошлины заявитель освобожден в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  02.08.2021 по делу       № А73-3417/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Г. Дроздова

Судьи

М.О. Волкова

Ж.В.  Жолондзь