ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5584/20 от 29.10.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5584/2020

01 декабря 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2020 года .

          Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Иноземцева И.В.

судей                                       Дроздовой В.Г., Усенко Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Консультант»: Тихонов Владимир Владимирович, представитель по доверенности от 18.06.2020

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Консультант»

на решение от  24.09.2020

по делу № А04-3971/2020

Арбитражного суда Амурской области

по иску общества с ограниченной ответственностью «Полигон» (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759)

к  обществу с ограниченной ответственностью «Консультант» (ОГРН 1022800507630, ИНН 2801081622)

о  взыскании 107 676,83 руб.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее – ООО «Полигон»,  истец)  обратилось в  Арбитражный суд Амурской области обратилось  с исковым заявлением к  обществу с ограниченной ответственностью «Консультант» (далее – ООО «Консультант», ответчик) о взыскании основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.04.2019 № 1821 за период с 01.04.2019 по 10.09.2019 в сумме 95 052,04 руб., неустойки за период с 14.05.2019 по 26.05.2020 в сумме 12 624,79 руб..

 Решением Арбитражного суда Амурской области от 24.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме, а так же взысканы судебные расходы по уплате госпошлины 4 230 руб., почтовые расходы 254,04 руб.

Не согласившись с решением суда,  ответчик  обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его изменить, удовлетворить иск в части суммы 19 713, 66 руб., отказав в остальной части.  В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суд неправильно применил расчет стоимости услуг по вывозу твердых коммунальных  отходов.

 Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 26.11.2020 в 11 час.  00 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.

До судебного заседания от истца  поступил отзыв на апелляционную жалобу,  в котором истец выразил согласие с принятым судебным актом, просил  оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.

Участвующий в судебном заседании посредством онлайн представитель ответчика  доводы жалобы поддержал, дав пор ней пояснения.

  Истец, извещенный  надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, что в силу пункта 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения настоящей апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Полигон» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.01.2019, на основании соглашения от 14.05.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)» Амурской области, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО «Полигон» (региональный оператор).

22.04.2019 ООО «Консультант» направило в ООО «Полигон» заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении объекта недвижимости - студия со спортивными залами, расположенного по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 242.

 К заявке ООО «Консультант» от 22.04.2019 приложены:

- договор аренды имущества от 28.12.2015 № 3, заключенный между Кущенко Натальей Владимировной (арендодатель) и ООО «Консультант» (арендатор),в лице директора  Кущенко Натальи  Владимировны, предметом которого являлось предоставление на срок с 01.01.2016 по 31.12.2016 во временное владение и пользование здания  студии со спортивными залами, назначение: нежилое здание, площадь 1 158,1 кв.м., количество этажей 5, в том числе подземных 1, расположенное по адресу (местонахождение) объекта: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, д. 242, кадастровый номер: 28:01:010023:952;

- акт приема-передачи здания студии со спортивными залами арендатору от 28.12.2015.

 24.04.2019 специалистом ООО «Полигон» проведено обследование здания, расположенного по адресу (местонахождение) объекта: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, д. 242, по результатам которого составлен акт обследования объекта от 24.04.2019.

В акте обследования объекта от 24.04.2019 отражено, что нежилое здание состоит из отдельных помещений, которые используются под различные виды деятельности: магазин косметики, студия йоги, оказание бухгалтерских и аудиторских услуг, студия иностранных языков; установить вид деятельности в каждом нежилом помещении не представляется возможным (большинство кабинетов закрыты).

На основании заявки,  ООО «Полигон» (региональный оператор) оформило договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.04.2019 № 1821.

 Согласно условий договора (региональный оператор) обязался  принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО «Консультант» (потребитель) обязался  оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).

Согласно пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.

Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).

 В силу пункта 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.04.2019.

Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, в размере 527,63 руб. (без НДС) за 1 кв.м. твердых коммунальных отходов в соответствии с приложением № 1 к договору.

Расчет оплаты услуг по договору осуществляется согласно приложению № 2.

Пунктом 6 договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем банковского перевода безналичных денежных средств на расчетный счет регионального оператора или путем внесения наличных средств в кассу регионального оператора.

Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора или дата внесения денежных средств в кассу регионального оператора.

Основанием для оплаты оказанных услуг являются направленные региональным оператором в адрес потребителя акт оказанных услуг и счет-фактура (счет, квитанция). В случае изменения установленного тарифа на единую услугу регионального оператора, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, цена договора и размер ежемесячной платы подлежат изменению с даты вступление в действие утверждаемого в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора и/или норматива накопления твердых коммунальных отходов.

Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12 договора).

В соответствии с пунктом 19 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Договор заключается с 01.04.2019 по 31.12.2019 (пункт 23 договора).

Согласно расчету стоимости оказания услуг за 2019 год (приложение № 2 к договору) размер оплаты по договору 17 822,29 руб. в месяц.

Указанный договор от 27.04.2019 № 1821 направлен истцом   письмом от 06.05.2019 № Д-1821в адрес  ответчика  для  подписания.

Ответчик договор не подписал, письмо  от 13.05.2019 № 19 об отказе   по мотивам несогласия с установленным порядком осуществления учета объема твердых коммунальных отходов, с отнесением объекта недвижимости к категории Б-9 – комплексы оптово-розничной торговли.

 Так же,   письмом от 09.09.2019 № 36 ответчик сообщило о прекращении права аренды на объект недвижимости с 15.05.2019 в связи с расторжением  договора аренды по соглашению  от 13.05.2019, возврате помещений по  акту приема-передачи от 15.05.2019.

Учитывая, что региональный оператор  оказал услуги по вывозу твердых коммунальных отходов,  ответчику начислялась  плата   за период с 01.04.2019 по 10.09.2019 в размере 95 052,04 руб., на оплату которой  выставлялись счета от 30.04.2019 № 0000-006611 на сумму 17 822,29 руб., от 31.05.2019 № 0000-008511 на сумму 14 014,39 руб., от 30.06.2019 № 0000-010325 на сумму 17 822,29 руб., от 31.07.2019 № 0000-013651 на сумму 17 822,29 руб., от 31.08.2019 № 0000-016947 на сумму 17 822,29 руб., от 30.09.2019 № 0000-021611 на сумму 5 940,59 руб.

 Ответчик оплату услуг не произвел,  письмом от 17.04.2020 № 03 отказал истцу в удовлетворении претензии от 07.04.2020 № 1832 по оплате долга, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

  Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной   жалобе  и  отзыве на нее, заслушав представителя ответчика и изучив материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

  Разрешая спор по существу, арбитражный суд руководствовался нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс, ГК РФ), регулирующей правоотношения по возмездному оказанию услуг, а также нормами  Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156,  регулирующие обращение  с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона  от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления, Закона   № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 1 статьи 24.7, части 2 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.  Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Установлено, что ответчик не подписал направленные региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.04.2019 № 1821, в досудебном и судебном порядке разногласия урегулированы не были.

   В силу пункта 8 (15) Правил № 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил.

   Учитывая данные нормы права,   отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления и пунктом 8 (15) Правил № 1156 в связи с чем, отношения сторон  являются договорными.

  Нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг не содержат обязательного правила о передаче заказчику выполненных работ (услуг) по акту.

Вместе с тем правила о подряде предписывают заказчику с участием подрядчика осуществить приемку выполненных по договору работ с удостоверением такой приемки актом либо иным документом, что следует из положений статей  702 - 729, 746,   783 Гражданского кодекса.

В соответствии с материалами дела для приемки и оплаты оказанных услуг региональным оператором в адрес общества направлялись  счета от 30.04.2019 № 0000-006611, от 31.05.2019 № 0000-008511, от 30.06.2019 № 0000-010325, , от 30.09.2019 № 0000-021611,  акты оказанных услуг, счета-фактуры, общество возражений не представило, акты  не подписало.

 Приведенные    ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции возражения о том, что в результате расторжения с 13.05.2019 договора аренды здания, ООО «Консультант» утратило статус потребителя услуги,   судом первой инстанции проверены и мотивированно отклонены.

Апелляционная жалоба доводов о несогласии с данными выводами не содержит. В данном случае несогласие с решением ответчик обосновывает неправильным определением  объема и стоимости услуг.

  Проверив доводы жалобы,  апелляционный суд исходит из следующего.

  В соответствии со статьей 24.9 Закона №  89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности.

На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона №  89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее - Правила №  505).

   Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил № 505), т.е. расчетным путем – по нормативам накопления.

На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.

Пунктом 2 статьи 24.10 Закона №  89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов  определяются исходя из нормативов их накопления.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №  354 (далее – Правила № 354), размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления отходов.

Согласно утвержденных мэром г. Благовещенска сведений об источниках образования твердых коммунальных отходов  и местах накопления (складирования) в том числе о контейнерных площадках спорный объект недвижимости отнесен к контейнерной площадке многоквартирного дома расположенного по адресу г. Благовещенск, ул. Горького, 240.

Так как контейнерная площадка, на которой расположен контейнер ответчика, является общей, то есть в том числе, общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома, которые также не дифференцируют отходы при пользовании площадкой для сбора мусора, расчет размера платы за вывоз твердых коммунальных отходов возможен только исходя из утвержденных субъектом Российской Федерации нормативов накопления отходов.

Исходя их этого, при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов их коммерческий учет осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, т.е.  исходя из количества и объема контейнеров для накопления, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

На основании пункта  4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). При этом статьей 6 Закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, а также утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления отходов  и фактического выполнения потребителями разделения твердых коммунальных отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта видам отходов и складирование сортированных отходов  в отдельных контейнерах для соответствующих видов отходов.

 В данном случае,  ответчиком не доказано раздельное  накопление отходов, в связи с чем, суд правомерно  отклонил  довод о необходимости определения объема услуг исходя из объема контейнера.

 В части доводов о   применении   норматива потребления установленных для комплексов  оптово-розничной торговли суд руководствуется следующим.

 Ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в принадлежащем ему на праве аренды здании и подавал заявление о заключении договора на оказание услуг. По результатам обследования  нежилого здания( площадь 1 158,1 кв.м., количество этажей 5, адрес: г. Благовещенск, ул. Горького, д. 242) региональным оператором установлено наличие множества помещений, которые используются под различные виды деятельности (магазины, студии,  офисы оказания услуг).

С учетом отсутствия в поданной ответчиком заявки  конкретизации осуществляемой деятельности, способа и периодичности вывоза и расчета за услуги по вывозу отходов, невозможности  самостоятельного определения вида деятельности в каждом конкретном случае, отсутствии поданной заявки от каждого субарендатора с указанием расчетных единиц и его подтверждением, а также принятой на себя ответчиком  обязанности по заключению договора в отношении всего здания,  региональным  оператором к расчету применен норматив категории Б-9 - комплекс оптово-розничной торговли.

Пунктом 20 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582-ст, установлено понятие торговое предприятие (предприятие торговли) - имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.

По указанным основаниям, применённый истцом  норматив накопления к расчету размер стоимости оказания услуг закону не противоречит.

Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.

 Обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу статьи 110 АПК РФ госпошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от  24.09.2020  по делу № А04-3971/2020  Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.В. Иноземцев

Судьи

В.Г. Дроздова

Ж.А. Усенко