ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5630/2015 от 19.11.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5630/2015

25 ноября 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2015 года .

         Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Иноземцева И.В.

судей                                       Дроздовой В.Г., Пичининой И.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.

при участии  в заседании:

от Прокуратуры Еврейской автономной области: ФИО1, представитель по  доверенности от 14.01.2015,  ФИО2, представитель по  доверенности от 18.11.2015;

от Федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области»: ФИО3, представитель по  доверенности  от 17.07.2015;

от  Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области: ФИО4, представитель по  доверенности от  12.08.2015

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Прокуратуры Еврейской автономной области

на решение от  24.08.2015

по делу № А16-1012/2015

Арбитражного суда Еврейской автономной области

принятое судьей Шишкиным Н.Н.

по иску  Прокуратуры Еврейской автономной области

к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области»

о  понуждении заключить государственный  контракт

третьи лица Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области  

УСТАНОВИЛ:

Прокурора Еврейской автономной области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Прокуратура ЕАО) обратилась в Арбитражный суд  Еврейской автономной  области с  иском  к Федеральному государственному казенному учреждению «Отдел вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области» (7900001842, ОГРН <***>, далее - ФГКУ ОВО УМВД России по  ЕАО, Отдел, ответчик) о понуждении  заключить  государственный  контракт на  оказание услуг  физической  охраны  на срок  с  01.07.2015 и до  внесения  изменений в  действующее законодательство.

В качестве  третьего лица,   не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – УМВД России по ЕАО, Управление, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от  24.08.2015 в  иске отказано.

Не  согласившись  с  решением суда, Прокуратура  ЕАО обратилась  в Шестой арбитражный апелляционный  суд  с жалобой,  в которой  просит его отменить  и принять новый судебный акт об удовлетворении  исковых требований.

В  обоснование жалобы  со ссылкой  на  положения  пункта 25  статьи 12 Федерального закона  от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»,  Приказа  МВД РФ  от 07.05.2014 №410, Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 02.11.2009 02.11.2009 №1629-р, приводит доводы об обязательности  вневедомственной охраны административных зданий, занимаемых прокурорами субъектов Российской Федерации, отсутствии  в  нормативных актах  деления  на виды  охраны,  возможность выбора  вида  охраны самими  заявителем. Указывает,  что  отсутствие  в  здании прокуратуры физической охраны  негативно сказывается  на исполнении  прокуратурой своих  прямых функций, влияет на  безопасность  прокуроров.

Управлением и Отделом представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых  ответчик  и третье лицо не согласились  с  ней,  указав  на  заключение  с  истцом контракта  на  оказание услуг централизованной  охраны  на  период  с  01.07.2015 по  31.12.2015, то есть   осуществлении обязательной  охраны  здания,  сокращение  численности штата в ФГКУ ОВО УМВД России по  ЕАО, задействованного для  охраны  объектов, подлежащих  обязательной  охране полицией, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.07.2015 №356 и  Приказа МВД России  от  15.07.2015 №760.

Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное  разбирательство  назначено на 19.11.2015 на  09 часов  20  минут, информация  об этом  размещена на  официальном сайте суда в  сети Интернет.

Определением суда  от 05.11.2015удовлетворено ходатайство УМВД РФ по ЕАО об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи.

В судебном  заседании,  проведенном  при содействии Арбитражного суда Еврейской автономной области с использованием системы видеоконференц-связи, представители Прокуратуры ЕАО настаивали на  доводах жалобы  и отмене  решения суда.

Представители Отдела и Управления просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.02.2015 между Прокуратурой ЕАО  и Отделом  был заключен государственный контракт №59 на оказание услуг по охране и осуществлению внутриобъектового и пропускного режимов, предупреждению и пресечению преступления и административных правонарушений на объектах заказчика, на срок до 30.06.2015 включительно.

26.05.2015 Отделом в адрес Прокуратуры направлено уведомление о невозможности заключения государственного контракта на оказание услуг физической охраны объекта на  новый срок. Для решения вопроса по дальнейшему обеспечению физической охраны пропускного и внутриобъектового режимов в административном здании прокуратуры ЕАО предложено обратиться в филиал ФГУП «Охрана» МВД России по ЕАО (исх. 19/1409).

С целью заключения  государственного  контракта на оказание услуг физической охраны объекта на  новый срок с  01.07.2015 по  31.12.2015,  Отделом  10.06.2015  получено соответствующее предложение, в ответ на которое, Отдел повторно сообщил о невозможности заключения контракта на круглосуточную физическую охрану Административного здания Прокуратуры ЕАО по  адресу:  <...>,  предложил  рассмотреть вопрос о  заключении   государственного  контракта  на охрану  здания при помощи технических  средств. Отказ  мотивирован   сокращением личного состава вневедомственной  охраны в  рамках реализации  поручения Президента РФ  от 05.03.2015 №Пр-378.

Ссылаясь на неправомерность отказа Отдела от заключения государственного контракта на оказание услуг физической охраны, Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с настоящим  иском.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на  нее, выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд  приходит  к следующим  выводам.

Как предусмотрено частью 4 статьи 445 Гражданского Кодекса  Российской Федерации (далее-ГК РФ), если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В силу пункта 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», на полицию возлагаются обязанности охранять на договорной основе объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Соответствующий  перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией,  утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629р,  в состав   которого включены административные здания, занимаемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации, прокуратурами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним специализированными прокуратурами, а также административные здания, занимаемые прокуратурами городов, районов, другими территориальными и иными специализированными прокуратурами в Северо-Кавказском федеральном округе РФ.

В силу указанных правовых норм, полиция обязана осуществлять на договорной основе охрану административных зданий, занимаемых прокурорами субъектов.

Вместе с  тем,  Распоряжение №1629-р не  определяет конкретный  вид охраны для того  или  иного  объекта, тогда как услуги охраны оказываются не только посредством физической  охраны, но и с помощью технических средств  охраны.

На  спорный период  между  Прокуратурой ЕАО  и  Отделом  заключен   государственный контракт №59 от 03.07.2015 на оказание услуг  централизованной  охраны, что свидетельствует  о том,  что обязательная охрана административного здания прокуратуры полицией  осуществляется.

При этом, на  основании письма  Прокуратуры  от  18.09.2015 исх. 10-25-2015/6481, Отделом в адрес истца  направлен на рассмотрение  государственный контракт на оказание услуг с помощью тревожной  сигнализации.

Регламентация действий подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с распоряжением №1629-р, осуществляется в соответствии с Правилами организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденными Приказом МВД России от 07.05.2014 № 410.

Как предусмотрено пунктом 4.3 Правил  №410, в целях организации охраны объектов, подразделения вневедомственной охраны полиции проводят первичное обследование объектов в целях определения комплекса мероприятий и разработки технических предложений по организации надежной охраны объектов заявителя, принимают решение о заключении договора на охрану объектов. 

  По результатам обследования составляется акт обследования, в котором определяются: вид охраны (физическая и (или) техническая); перечень объектов, принимаемых под охрану; численность сотрудников подразделений вневедомственной охраны полиции, необходимая для охраны объектов; дислокация постов (маршрутов движения); подлежащие выполнению мероприятия по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов, оборудованию их средствами охранной, тревожной сигнализации и связи.

Указанные нормы не предписывают в обязательном порядке  одновременного оказания услуг  физической  и технической охраны, их толкование дает основание  для вывода  о том, что именно подразделения вневедомственной охраны полиции определяюткомплекс мероприятий и разрабатывают технические предложения по организации надежной охраны объектов заявителя. 

В данном случае,  в целях реализации  Распоряжения №1629-р, сторонами заключен  государственный контракт на оказание  услуг  централизованной  охраны.

Приказом МВД России от 15.07.2015№ 760 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России», в целях оптимизации функции полиции по охране имущества и объектов в рамках реализации мероприятий по сокращению расходов федерального бюджета на текущее содержание органов внутренних дел Российской Федерации  внесены изменения в лимиты численности Министерства внутренних дел, в  том числе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (пункт 2.1.)

Также предписано обеспечить расторжение в соответствии с законодательством Российской Федерации договоров на охрану имущества и объектов, заключенных федеральными государственными казенными учреждениями - управлениями (отделами) вневедомственной охраны территориальных органов МВД России на региональном уровне и их филиалами, осуществляемую путем выставления постов охраны, за исключением критически важных объектов, подлежащих включению во вновь формируемый Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией; предусмотреть при проведении организационно-штатных мероприятий приоритетность в сохранении: должностей сотрудников полиции, входящих в состав пунктов централизованной охраны и групп задержания вневедомственной охраны полиции (пункты 2.1.,  3.2 Приказа).

По приведенным основаниям, при наличии  заключенного договора охраны, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от  24.08.2015 по делу № А16-1012/2015  Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

И.В. Иноземцев

Судьи

        В.Г. Дроздова

И.Е. Пичинина