Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-569/2019
11 марта 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен марта 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
от муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа: представитель не явился;
от контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа Магаданской области
на решение от 11.12.2018
по делу № А37-2025/2018
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа
к контрольно-счетной палате Северо-Эвенского городского округа Магаданской области
о признании незаконным и отмене представления
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области о признании незаконным и отмене представления от 14.05.2018 № 4 контрольно-счетной палаты Северо-Эвенского городского округа Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - палата)
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 11.12.2018 заявленные требования учреждения удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, контрольно-счетная палата обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.12.2018 по делу № А37-2025/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы контрольно-счетная палата ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Апелляционный суд на основании ч.3 ст.266 АПК РФ не удовлетворяет ходатайство палаты о привлечении прокуратуры к участию в деле третьим лицом.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к ней и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование "Северо-Эвенский городской округ". Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ". Учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденным учредителем планом финансово-хозяйственной деятельности.
По материалам дела установлено, что распоряжением контрольно-счетной палаты от 28.12.2016 N 03-ра утвержден план мероприятий Контрольно-счетной платы на 2017 год. В соответствии с пунктом 3.1. Плана в январе - марте 2017 года запланирована проверка финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Северо-Эвенский обслуживающий центр" за 2016 год.
На основании распоряжения от 11.09.2017 N 20 фактически с 18.09.2017 по 18.11.2017 проведена проверка муниципального бюджетного учреждения "Северо-Эвенский обслуживающий центр" Северо-Эвенского городского округа по обоснованности, законности, правомерности, целевого (нецелевого) расходования бюджетных средств на финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, нормативно - правовыми актами, действующими па территории Северо-Эвенского городского округа.
По результатам проверки составлен акт от 09.12.2017 (л.д. 3), в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации. Установлены нарушения требований ст. 298 ГК РФ, ст. ст. 34, 37, 219 БК РФ, ст. 9.2 Федерального закона 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. ст. 36, 37, 50, 58, 59, 68, 84.1, 101, 129, 131, 145, 168, 189, 284 ТК РФ, п. п. 3, 6, 7, 21 - 21.2, 25, 34, 44, 46, 51. 60, 61, 63, 339, 377 инструкции N 157н, ст. ст. 8, 9, 11, 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказа Минфина России N 52н, постановления Госкомстата от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации", постановления Госкомстата от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", п. п. 2.1, 72 приказа Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", п. 2.2 учетной политики учреждения, постановления администрации Северо-Эвенского городского округа от 20.01.2016 N 10-па "О порядке формирования муниципального задания па оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждении Северо-Эвенского городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального задания", п. п. 5, 7, 11 Положения о формировании муниципального задания па оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Северо-Эвенского городского округа и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением от 20.01.2016 N 10-па, п. 4 р. 2 "Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106, п. 1.3. Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфин России от 13.06.1995 N 49, Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфин России от 09.06.2001 N 44н, Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфин России от 28.12.2001 N 119н, Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфин России от 13.06.1995 N 49, п. 2.2 Методических указаний N 49, п. п. 260, 261, 262, 263, 264, 267, 273 Методических указаний, постановления Госкомстата от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", п. 17 приказа Минтранс России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, п. 2 указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", п. 7 Положения об оплате труда, ст. 38, 59, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государствепных и муниципальных нужд", постановления администрации от 12.05.2016 N 204-па "Об организации деятельности в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения муниципальных нужд Северо-Эвенского городского округа".
В целях устранения выявленных нарушений требований федерального законодательства, зафиксированных в акте проверки от 09.12.2017, выдано представление от 09.01.2018 N 4 (л.д.74), в котором указаны мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений. Необходимо проинформировать контрольно-счетную палату Северо-Эвенского городского округа о результатах рассмотрения представления и принятых мерах с приложением подтверждающих документов в течение 30 дней со дня его получения.
Постановлением от 19.04.2018 по делу об административном правонарушении N 5-29/2018 Северо - Эвенский районный суд Магаданской области привлек директора МБУ "Северо-Эвенский обслуживающий центр" к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок представления от 09.01.2018.
В пояснении палаты (л.д.104) указано, что поскольку срок исполнения представления от 09.01.2018 N 4 истек, а выявленные 18.09.-18.11.2017 в ходе проверки нарушения не устранены, то на основании акта проверки от 09.12.2017 контрольно-счетной палатой Северо-Эвенского городского округа вынесено представление от 14.05.2018 (л.д.15), содержащее требования, аналогичные представлению от 09.01.2018. Считает возможным вынесение повторного представления по первоначальному акту при отсутствии запрета этого в законодательстве.
В представлении указано на необходимость проинформировать контрольно-счетную палату Северо-Эвенского городского округа о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах в течение 30 дней со дня его получения. Информацию об устранении выявленных нарушений с приложением подтверждающих документов представить в указанные сроки. При этом, в представлении от 14.05.2018 по пунктам NN 7, 9, 12, 13, 14 установлен срок исполнения - до 15.06.2018, по пунктам NN 2, 3, 8, 10, 16, 17 - постоянно, по пунктам NN 1, 4, 5, 6, 11, 15 - до 31.05.2018.
09.06.2018 во исполнение представления от 14.05.2018 учреждение направило в палату информацию о частичном устранении выявленных нарушений - пунктов 2, 3, 6, 7, 8, 10, 16, 17.
О недействительности представления от 14.05.2018 учреждение обратилось в Арбитражный суд Магаданской области, который обосновано удовлетворил заявленное требование.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе, и контрольно-счетный орган муниципального образования.
Согласно статье 38 Закона № 131-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования образовывается представительным органом муниципального образования в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии с уставом муниципального образования "Северо-Эвенский городской округ" контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля, входит в структуру органов местного самоуправления Северо-Эвенского городского округа и формируется Собранием представителей Северо-Эвенского городского округа.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе, следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В силу положений статьи 9 Закона № 6-ФЗ внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 265 БК РФ).
В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Учредителем (собственником) имущества МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» выступает муниципальное образование «Северо-Эвенский городской округ», а источником формирования его финансовых ресурсов являются субсидии из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ».
Согласно части 2 статьи 17.1 Закона № 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ.
Палата приступила к проверке учреждения с 18.09.2017, окончание проверки 18.11.2017. В редакции, действующей в этот период пункта 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения данного закона не применялись при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере государственного контроля (надзора). Из приведенного выше следует осуществление палатой муниципального контроля в пределах предоставленных полномочий.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 332-ФЗ (вступил в силу с этой же даты, обратную силу не имеет) пункт 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ дополнен словами «муниципального контроля».
Таким образом, законодатель указал о нераспространении Закона № 294-ФЗ на муниципальный контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере только с 27.11.2017 (после проведенной проверки).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что контрольно-счетная палата Северо-Эвенского городского округа осуществляет один из видов муниципального контроля, в рамках реализации предоставленных ей законом бюджетных полномочий вправе проводить проверочные мероприятия по законности и результативности (эффективности и экономности) использования учреждением бюджетных средств с соблюдением порядка проведения, который регулируется Законом № 294-ФЗ. Законность обозначенной проверки определяется, в том числе, соблюдением требований и норм, предусмотренных Законом № 294-ФЗ.
Как установлено по материалам дела, проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Северо-Эвенский обслуживающий центр" предусмотрено пунктом 3.1 Плана мероприятий контрольно-счетной платы на 2017 год, утвержденного распоряжением контрольно-счетной палаты от 28.12.2016 N 03-ра. План не направлялся на рассмотрение и согласование в органы прокуратуры. Сведения о проведении рассматриваемой в данном случае проверки не размещались на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.
Юридическое лицо в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ о проведении плановой проверки органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения не уведомлялось.
МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа образовано на основании постановления администрации Северо-Эвенского городского округа от 21.12.2015 № 281-па, зарегистрировано в качестве юридического лица налоговым органом 13.01.2016 (ОГРН <***>, ИНН <***>). Согласно части 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, начала осуществления юридическим лицом деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления. Таким образом, у палаты отсутствовали основания для включения проверки учреждения в ежегодный план проведения проверок.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней, а пунктом 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ запрещено превышать установленные сроки проведения проверки. Проверка проведена с 18.09.2017 по 18.11.2017, что превышает установленный Законом № 294-ФЗ предельный срок.
Согласно статье 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям требований к организации и проведению проверок относятся нарушения требований части 3 статьи 9 - отсутствие оснований проведения плановой проверки и проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, части 12 статьи 9 - нарушение порядка уведомления о проведении плановой проверки, пункта 6 статьи 15 - превышение установленных сроков проведения проверок. Результаты проверок при указанных не соблюдениях порядка проведения не являются доказательствами нарушения юридическим лицом требований правовых актов.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате сбора прекращается с уплатой сбора плательщиком. Поэтому, после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются. И отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина. Соответственно, взыскание с ответчика уплаченной истцом в бюджет государственной пошлины, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 11.12.2018 по делу № А37-2025/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |