Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5859/2014
20 ноября 2014 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России); Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации в лице Еврейского областного управления инкассации по Еврейской автономной области: ФИО1 – представитель по доверенности от 24.09.2013 № 433;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области: ФИО2 – представитель по доверенности от 01.07.2014 № 1-18/3952;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области
на решение от 26.08.2014
по делу № А16-1011/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России); Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации в лице Еврейского областного управления инкассации по Еврейской автономной области
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области
о признании недействительным предписания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области от 09.07.2014 № 1-18/3951
УСТАНОВИЛ:
Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации в лице Еврейского областного управления инкассации по Еврейской автономной области – филиала РОСИНКАС (далее - РОСИНКАС) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным предписания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области (далее – Управление) от 09.07.2014 № 6-9/4200, в соответствии с которым заявителю необходимо обеспечить круглосуточный режим охраны комнаты с хранением оружия и боеприпасов при помощи технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения ФГКУ ОВО УМВД России по ЕАО.
Решением суда от 26.08.2014 предписание Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области от 09.07.2014 признано недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», приказам Министерства внутренних дел Российской Федерации: от 12.04.1999 № 228 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814»; от 29.06.2012 № 646 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия». Также суд взыскал с управления в пользу РОСИНКАС судебные расходы в сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым по делу решением, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу. Просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как видно из материалов дела, 09.07.2014 Управлением в адрес РОСИНКАС направлено предписание № 9/14-65, которым в срок до 20.07.2014 предписано обеспечить круглосуточный режим охраны комнаты с хранением оружия и боеприпасов РОСИНКАС при помощи технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения ФГКУ ОВО УМВД России по ЕАО.
Полагая, что названное предписание не основано на законе, нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, РОСИНКАС обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Устава РОСИНКАС имеет право на охрану объектов Банка России в целях обеспечения условий безопасности, охрану мест хранения ценностей кредитных организаций и иных юридических и физических лиц.
Согласно положениям абзаца 3 статьи 12 Федерального Закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
В соответствии с пунктами 14, 15 Правил получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации 22.04.1997 № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» организации и их территориальные подразделения обязаны обеспечивать соответствующие условия хранения боевого оружия, в отношении которых действуют требования, установленные законодательством Российской Федерации для хранения служебного оружия; органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют контроль за сохранностью и техническим состоянием боевого оружия в организациях и их территориальных подразделениях, за соблюдением ими федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих учет, хранение, выдачу, использование, перераспределение, транспортировку, ремонт, техническое обслуживание, а также сдачу в органы внутренних дел выведенного из эксплуатации по техническому состоянию боевого оружия.
При нарушении организацией или ее территориальным подразделением установленного порядка учета, хранения, использования, перераспределения, транспортировки, ремонта и технического обслуживания боевого оружия орган внутренних дел направляет соответствующему руководителю обязательное для исполнения письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений.
07.10.1997 Министерством внутренних дел Российской Федерации издан приказ № 650 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации 22.04.1997 № 460», пунктом 1.1 которого утверждена Инструкция о работе органов внутренних дел по обеспечению отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему юридических лиц с особыми уставными задачами, проверке условий его хранения и проведения инвентаризации.
В соответствии с пунктами 13, 15 раздела III Инструкции проверки условий хранения боевого оружия в организациях, их региональных и территориальных подразделениях проводятся сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений органов внутренних дел не реже одного раза в квартал; результаты проверки оформляются актом (справкой) произвольной формы, копия которого передается руководителю организации, ее регионального или территориального подразделения.
Согласно статье 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
При этом в силу статьи 1 Закона об оружии под оборотом оружия понимается, в том числе, его хранение.
В соответствии с Законом об оружии, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Инструкцией регулируются вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов, разрешений на ввоз оружия и патронов в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации, разрешений на перевозку или транспортирование оружия и патронов, а также разрешений на использование оружия на стрелковых объектах и уведомлений на продажу оружия или патронов; разграничена компетенция должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; а также определены требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; установлены обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Раздел названной инструкции, регламентирующий осуществление органами внутренних дел контрольных функций за оборотом оружия и патронов, исключён приказом МВД России от 29.06.2012 № 646.
Одновременно с этим, приказом МВД России от 29.06.2012 № 646 утверждён Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (далее – Административный регламент).
Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц, имеющих специальное звание полиции территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента предметом государственного контроля является соблюдение физическими и юридическими лицами, имеющими во владении или (и) в пользовании оружие, основные части огнестрельного оружия, патроны к оружию (боеприпасы) и составные части патронов, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России правил оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию.
Должностные лица органов внутренних дел, исполняющие государственную функцию, имеют право, в том числе: проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; по результатам проверок выдавать гражданам Российской Федерации и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, патронов к оружию (пункты 5.1, 5.6 Административного регламента).
Перечень административных процедур определён пунктом 28 Административного регламента, согласно которому к административным процедурам относятся: документарная проверка материалов, представляемых физическими или юридическими лицами при получении, продлении или переоформлении лицензий или разрешений; проверка сведений, изложенных в документах, оформленных при осуществлении юридическими лицами и лицензиатом оборота оружия и патронов; обследование помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов физическими или юридическими лицами; плановая и внеплановая выездная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий; проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц; инвентаризация оружия и патронов, находящихся у юридических лиц; контроль за сроком действия выданных лицензий и разрешений, а также передачей и продажей оружия и патронов физическими и юридическими лицами; принятие решения и необходимых мер по результатам проведения проверок; изъятие оружия и патронов; аннулирование лицензий и разрешений.
Результатом исполнения государственной функции является, в частности, выдача обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных правил оборота оружия (п. 9.4 Административного регламента).
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 22 Закона об оружии гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Пунктом 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, предусмотрено, что оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических ящиках.
Правилами также закреплено, что требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и хранилищах оружия и патронов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённой Приказом МВД Россииот12.04.1999 № 288, установлено, что комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и много рубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Из содержания абзаца пятого пункта 169.6 Инструкции следует, что пожарно-охранная сигнализация может подключаться не только на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел, но и на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что комната хранения оружия РОСИНКАС оборудована автономной сигнализацией с выводом на ПЦН органа внутренних дел (договор от 21.01.2013 № 69 на оказание услуг по централизованной охране, заключенный с ФГКУ ОВО (режим охраны по договору с 22-00 до 06-00). Комната хранения оружия оборудована приборами ППК «С-2000М», С2000-БИ Блок индикации для отображения 20 шлейфов, С2000 ИК, РИП «Скат 1200 У», извещателем магнитно-контактным, извещателем пожарным Дип34А, считывателем С2000-Рrоху, С2000-АР2; сигнал «Тревога» на объекте выдаётся и фиксируется на блоке индикации С2000 БИ звуковым и световым сигналом в дежурной части УОУИ (акт приёмки в эксплуатацию охранно-пожарной сигнализации от 28.08.2010).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств того, что комната хранения оружия не подключена на пульт охраны РОСИНКАС, Управлением в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что РОСИНКАС не соблюдены условия, обеспечивающие состояние защищённости комнаты хранения оружия от противоправных посягательств.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на обоснованность и законность решения суда первой инстанции и не опровергают его выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2014 Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу № А16-1011/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
И.И. Балинская
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Т.Д. Пескова