Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5862/2021
01 ноября 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АСИ-ЖКХ»: ФИО1 директора на основании Выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 27.10.2021; ФИО2 представителя по доверенности от 19.10.2021, сроком действия до 31.12.2021;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: ФИО3 представителя по доверенности от 11.01.2021 № 4, сроком действия до 31.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежный дом»: Таран Д.В. представителя по доверенности от 01.01.2021, сроком действия до 31.12.2021;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надёжный дом», Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 18.08.2021
по делу № А73-5137/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АСИ-ЖКХ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным решения от 30.03.2021 № 352 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края,
третье лиц: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежный дом»
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АСИ-ЖКХ» (далее - ООО «УК «АСИ-ЖКХ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – Управление, ГУ регионального госконтроля и лицензирования Правительства ХК, Главное управление) от 30.03.2021 № 352 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края, с обязанием последнего повторно рассмотреть заявление общества о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Надежный дом» (далее - ООО УК «Надежный дом»).
Решением от 18.08.2021 суд: признал незаконным оспариваемое решение Управления, и обязал последнее повторно рассмотреть заявление ООО «УК «АСИ-ЖКХ» о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края (вх. № 6842 от 22.03.2021); взыскал с Управления в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и ООО УК «Надежный дом» обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Управление в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы утверждает следующее: протокол № 1 общего внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в доме № 1/9 по ул. 65-Летия Победы, г. Хабаровск, проведенного в форме очно-заочного голосования от 19.03.2021 (далее - Протокол общего собрания № 1 от 19.03.2021) и прилагаемые к нему реестр и письменные решения (бюллетени), не содержат установленных законом обязательных сведений, позволяющих придать данному протоколу статус официального документа, удостоверяющего факты, влекущие за собой юридические последствия; согласно указанному Протоколу и прилагаемым к нему реестру и письменным решениям (бюллетеням), в общем собрании принимали участие собственники жилых и нежилых помещений МКД, вместе с тем, сведения о реквизитах документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, отсутствуют, следовательно, данные документы не могут достоверно свидетельствовать о волеизъявлении собственников помещений в МКД, направленном, в том числе на выбор управляющей организации и на утверждение договора управления; кроме того, по результатам проверки установлено несоответствие заявления и документов подпункту "а" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок №938/пр),что также является основанием для отказа во внесении изменений в реестр согласно пункту 9 Порядка № 938/пр; учитывая, что ООО УК «Надежный дом», заключившее договор управления по результатам открытого конкурса, не приступило к исполнению обязанностей по договору управления, применение части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) противоречит положениям действующего жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО УК «Надежный дом» в сфере предпринимательской деятельности.
ООО УК «Надежный дом» в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Заявитель жалобы утверждает следующее: учитывая, что ООО «УК «Надежный дом», заключившее договор управления по результатам открытого конкурса, приступило к исполнению обязанностей по договору управления надлежаще и в полном объеме исполняет свои обязательства по договору управления, применение части 8.2 статьи 162 ЖК РФ противоречит положениям действующего жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «УК «Надежный дом» в сфере предпринимательской деятельности; при проведении собрания собственников о выборе в качестве управляющей компании ООО «УК «АСИ-ЖКХ», не было направлено уведомлений о проведении собраний в адрес организатора конкурса Администрации города Хабаровска, хотя и инициатору, и ООО «УК «АСИ-ЖКХ» было известно о том, что Администрацией города Хабаровска проводится конкурс по отбору управляющей компании, в связи с чем, ООО УК «Надежный дом» считает, что был нарушен порядок проведения собрания; в материалах дела также отсутствуют подтверждение уведомления Администрации города Хабаровска о проводимом собрании; протокол общего собрания № 1 от 19.03.2021 о выборе в качестве управляющей копании ООО «УК «АСИ-ЖКХ», не подлежит исполнению, поскольку не отображает в себе вопроса о расторжении договора управления с ООО УК « Надежны дом»; в протоколе № 1 от 19.03.2021 принято решение о расторжении договора управления с ООО «Пилот», но на момент окончания голосования, договор управления уже был заключен с ООО УК « Надежны дом»; направленные документы, в том числе протокол № 1 от 19.03.2021 в Управление, не содержат установленных законом обязательных сведений, позволяющих придать данному протоколу статус официального документа, удостоверяющего факты, влекущие за собой юридические последствия; учитывая, что Протокол общего собрания № 1 от 19.03.2021 составлен с нарушениями действующего законодательства, то данный документ не может достоверно свидетельствовать о волеизъявлении собственников помещений в МКД, направленном, в том числе на выбор управляющей организации, и на утверждение договора управления; суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в настоящем деле в качестве третьего лица Администрации города Хабаровска.
В представленном в суд отзыве на апелляционные жалобы, ООО «УК «АСИ-ЖКХ» отклоняет доводы таких жалоб, просит оставить их без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддерживает доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО «УК «Надежный дом» в судебном заседании поддерживает доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители ООО «УК «АСИ-ЖКХ» отклоняют доводы апелляционных жалоб Управления и третьего лица как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, отзыва на жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО «УК «АСИ-ЖКХ» на основании лицензии № 027-000285 от 14.02.2018 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, которое 22.03.2021 представило в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края заявление (вх. № 6842) о внесении изменений в реестр лицензий, где, на основании части 2 статьи 198 ЖК РФ просило внести изменения в реестр, включив в него многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, приложив к заявлению: протокол общего внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в доме № 1/9 по ул. 65-летия Победы г. Хабаровск, проведенного в форме очно-заочного голосования от 19.03.2021 № 1, договор управления МКД № 1/9 от 19.03.2021.
По результатам рассмотрения заявления общества, Управлением принято решение от 30.03.2021 № 352 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края со ссылкой на ч.ч. 8, 8.1, 8.2 ст. 162, ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Постановление Правительства РФ № 1110, Положение № 1110), п. 2, пп. «а» п. 5, пп. «б» п. 7, пп. «а» п. 9 Порядка № 938/пр, заключение главного управления от 30.03.2021 № 352, протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 03.03.2021 № 3, договор управления многоквартирным домом от 13.03.2021 и решение главного управления от 26.03.2021 № 353 о включении с 27.03.2021 многоквартирного дома, распложенного по адресу: <...> под управление ООО УК «Надежный дом».
Не согласившись с вынесенным решением Управления от 30.03.2021 № 352, ООО «УК «АСИ-ЖКХ» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Согласно части 1.1 статьи 44 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи; решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами; при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания; при этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Часть 13 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, определенном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс; в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом; указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса; если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
До заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (часть 14 статьи 161 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что 23 декабря 2020 года между ООО «ЭНКА-ИНВЕСТ» (застройщик) и ООО «Пилот» заключен временный договор управления рассматриваемым МКД, сроком на 3 месяца, в соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ.
Исходя из положений части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Часть 8.1 статьи 162 ЖК РФ устанавливает правило, согласно которому собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 № 7677/11 по делу № А65-11798/2010-СГ3-14).
Таким образом, именно решение общего собрания собственников помещений в МКД является основанием для расторжения договора управления МКД с управляющей организацией.
Согласно материалам дела, 19.03.2021 общим собранием собственников помещений в МКД № 1/9 по ул. 65-Летия Победы в г. Хабаровске, проведенным в форме очно-заочного голосования, принято оформленное протоколом № 1 решение о выборе в качестве управляющей организации ООО «УК «АСИ-ЖКХ» и заключении договора управления МКД (п. 5 протокола), об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления МКД, заключенного с управляющей организацией ООО «Пилот» (ИНН <***>), возложении на управляющую организацию ООО «Пилот» обязанности передать ООО «УК «АСИ-ЖКХ» проектную, техническую, исполнительную, отчетную документацию, отчеты о поступлении денежных средств за содержание и текущий ремонт общего имущества и др. (п. п. 9, 10, 11 протокола).
Из реестра лицензий ООО «Пилот» рассматриваемый многоквартирный дом исключен 27.03.2021, следовательно, договор управления, заключенный застройщиком с данной управляющей организацией действовал именно до указанной даты.
В то же время, 03.03.2021 Администрацией города Хабаровска проведен конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>; по решению конкурсной комиссии ООО УК «Надежный дом» допущено к участию в конкурсе, в связи с предоставлением полного пакета конкурсной документации, оформленной в соответствии с установленными требованиями, и по результатам конкурса конкурсной комиссией принято решение: признать победителем конкурса ООО УК «Надежный дом» и передать проект договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, для заключения.
13.03.2021 с ООО УК «Надежный дом» заключен договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>.
Согласно решению Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 26.03.2021 № 353, МКД № 1/9 по ул. 65-летия Победы в г. Хабаровске был включен в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Хабаровского края ООО УК «Надежный дом».
27.03.2021 ООО УК «Надежный дом» приступило к выполнению своих обязанностей по управлению МКД № 1/9 по ул. 65-Летия Победы, города Хабаровска.
О том, что ООО «УК «АСИ-ЖКХ» проводило общее собрание собственников в доме № 1/9 по ул. 65-Летия Победы, ООО УК «Надежный дом» до проведения конкурса известно не было.
22.03.2021 в адрес ООО УК «Надежный дом» через информационную систему ГИС ЖКХ поступило уведомление ООО «УК «АСИ-ЖКХ» о необходимости передать техническую и иную документацию на МКД № 1/9 по ул. 65-летия Победы в городе Хабаровске., к которому был приложен протокол № 1 от 19.03.2021 общего внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в доме № 1/9 по ул. 65-Летия Победы, города Хабаровска, проведенного в форме очно-заочного голосования.
ООО УК «Надежный дом» не посчитало возможным передать в адрес ООО «УК «АСИ-ЖКХ» запрашиваемую документацию по причине того, что при принятии протокола № 1 от 19.03.2021 общего внеочередного собрания собственников жилых и нежилых помещений в доме № 1/9 по ул. 65-Летия Победы г. Хабаровска, не было принято решение по вопросу о расторжении договора управления от 13.03.2021, заключенного с ООО УК «Надежный дом».
В обоснование своей позиции заявитель полагает, что многоквартирный дом № 1/9 неправомерно был включен в реестр лицензий ООО «УК «Надежный дом», поскольку собственники помещений МКД в период временного действия договора управления с ООО «Пилот» (до 27.03.2021), инициировали проведение общего собрания, приняли решение о расторжении договора с действующей управляющей компанией ООО «Пилот» и выбрали в качестве управляющей компании ООО «УК «АСИ-ЖКХ»; при этом, на момент совершения вышеуказанных действий ни ООО «УК «АСИ-ЖКХ», ни собственникам помещений в МКД не было известно о проведении в отношении их многоквартирного дома конкурса по отбору управляющих организаций.
В силу действующего правового регулирования деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность расторгнуть договор управления и заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО «УК «АСИ-ЖКХ», Управление сослалось на часть 8.1 статьи 161 ЖК РФ, в силу которой собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, но не ранее истечения одного года с момента заключения указанного договора.
Однако, как верно указал суд, из положений действующего жилищного законодательства не следует того, что часть 8.1 статьи 162 ЖК РФ является специальной нормой по отношению к части 8.2 статьи 162 ЖК РФ, равно как и ограничение по срокам в реализации права собственников МКД на смену управляющей компании.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 № 7677/11, а также нашла подтверждение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 № 307-КГ15-13809, от 26.02.2016 № 304-ЭС15-19980.
Таким образом, выбор управляющей организации посредством проведения публичных процедур не ограничивает право собственников помещений МКД на выбор способа управления многоквартирным домом, равно как не создает управляющей организации, с которой договор управления заключен по результатам конкурса, каких-либо преимуществ.
По материалам дела, при обращении ООО «УК «АСИ-ЖКХ» с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, одновременно был представлен протокол общего собрания собственников помещений МКД от 19.03.2021 № 1, согласно которому собственниками принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора управления МКД, заключенного застройщиком с ООО «Пилот», и выборе в качестве управляющей организации ООО «УК «АСИ-ЖКХ», а также представлен договор управления от 19.03.2021, подписанный со стороны собственников Советом МКД, уполномоченным решением собрания.
Представленным в материалы дела протоколом общего собрания собственников помещений рассматриваемого МКД от 19.03.2021 № 1 подтверждается то, что указанными собственниками реализовано право на смену управляющей компании на основании решения общего собрания собственников и отказа от договора с ООО «Пилот», что согласуется с положениями части 8.2 статьи 162 ЖК РФ.
Доказательств тому, что принятое решение общего собрания собственников признано недействительным, в материалы дела не представлено, как и нет обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности решения собрания (пп. «е» п. 5 Порядка № 938/пр).
Согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом; положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 Порядка № 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее- заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 ЖК РФ, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом; данные заявление, уведомление или сведения, должны содержать указанную в настоящем пункте информацию.
Пунктом 3 Порядка № 938/пр установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, определенных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (п. 4 Порядка № 938/пр).
Согласно пункту 5 Порядка № 938/пр, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6).
Согласно пункту 7 Порядка № 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8).
В силу пункта 10 этого Порядка, основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка; поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированном потребительским кооперативом.
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Абзац 2 пункта 9 Порядка № 938/пр устанавливает, что решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Управлением указан подпункт «а» пункта 9 Порядка № 938/пр, а именно: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 настоящего Порядка.
В свою очередь, в силу пп. «а» п. 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора проверяется соответствие заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка.
При этом пункт 2 Порядка № 938/пр содержит девять подпунктов («а - и»), а пункт 3 - десять подпунктов («а - к»), но в оспариваемом решении Управления отсутствует ссылка на конкретные подпункты пунктов 2 и 3 Порядка, которые не соблюдены обществом при подаче соответствующего заявления и приложенных к нему документов.
Ссылка Управления на заключение от 30.03.2021 № 352, составленное по итогам проверки заявления и документов лицензиата, в частности на пункт 2 заключения, содержащий вывод о несоблюдении обществом пп. «б» п. 5 Порядка № 938/пр, выразившегося в представлении заявителем недостоверных сведений, не может свидетельствовать о соблюдении Управлением требований абзаца 2 пункта 9 Порядка № 938/пр в части мотивированного обоснования принятия решения об отказе во внесении изменений в реестр, поскольку данное заключение обществу не направлялось и, соответственно, общество не имело возможности ознакомиться с его содержанием; в то же время, в оспариваемом решении отсутствует ссылка на пп. «б» п. 5 Порядка № 938/пр, в связи с чем общество, с учетом содержащихся в решении от 30.03.2021 № 352 нормативных положений, пришло к обоснованному выводу о том, что основной причиной для вынесения оспариваемого решения, послужил вывод Управления о невозможности включения в реестр МКД лицензиата многоквартирного дома, управление которым осуществляется иной определенной по результатам открытого конкурса управляющей организацией ООО УК «Надежный дом», до истечения срока, указанного в ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ, то есть ранее истечения одного года с момента заключения договора управления с последней.
Вместе с тем, суд верно признал обоснованным довод заявителя о том, что пункт 9 Порядка № 938/пр не содержит такого основания для отказа, которым руководствовалось Управление при вынесении оспариваемого решения, ссылаясь на положения ч. 8.1 ст. 162 ЖК РФ.
Кроме того, как правильно отметил суд, несоблюдение лицензиатом пп. «б» п. 5 Порядка № 938/пр, не может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр, поскольку, в силу пункта 10 Порядка № 938/пр, это обстоятельство является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления и проведения Управлением мероприятий, указанных в пункте 15 Порядка.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 30.03.2021 № 352 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края противоречит положениям действующего жилищного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «УК «АСИ-ЖКХ» в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно признал незаконным оспариваемое решение Управления, и в целях восстановления нарушенных прав обязал его повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «АСИ-ЖКХ» о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах , не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 августа 2021 года по делу № А73-5137/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Вертопрахова |
Судьи | И.А. Мильчина |
А.П. Тищенко |