Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5892/2019
22 июня 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен июня 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от Управления ЭТИК и ХК: ФИО1, представителя по доверенности от 06.06.2019,
от ООО «Советско-Гаванские теплосети»: ФИО2, генерального директора, паспорт, ФИО3, представителя по доверенности от 15.06.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети»
на решение от 29.07.2019
по делу № А73-8383/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско - Гаванского муниципального района
к обществу с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети»
о взыскании 28911400,59 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее – Управление ЭТИК и ХК) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (далее – ООО «Советско-Гаванские теплосети») о взыскании 28 911 400,59 рубля.
Решением суда от 29.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО «Советско-Гаванские теплосети» в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, просит решение суда от 29.07.2019 отменить.
В обоснование доводов жалобы ее заявитель указывает на необходимость прекращения производства по настоящему делу, поскольку считает, что предмет и основание, приведенное в обоснование исковых требований по делам № А73-15769/2019, № А73-6318/2017 (принятые судебные акты вступили в законную силу), и предмет и основание настоящего дела являются тождественными, предполагают исследование, оценку и анализ одних и тех же обстоятельств и доказательств.
В судебном заседании представители подателя апелляционной жалобы на ее удовлетворении настаивали.
Представитель истца в судебном заседании возражал против отмены или изменения решения суда от 29.07.2019 по изложенным в отзыве на апелляционную жалобу основаниям.
Из материалов дела следует, что между Управлением ЭТИК и КХ (главный распорядитель средств районного бюджета) и ООО «Советско-Гаванские теплосети» (получатель) 22.01.2018 заключено соглашение о предоставлении из районного бюджета субсидии ООО «Советско-Гаванские теплосети» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению № 5.
Соглашение заключено в редакции дополнительного соглашения от 24.04.2018.
Предметом соглашения является предоставление из районного бюджета в 2018 году субсидии в целях возмещения убытков получателя, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения главный распорядитель средств районного бюджета обязался осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе в части достоверности представляемых получателем в соответствии с настоящим соглашением сведений, путем проведения проверок.
В случае установления факта нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, главный распорядитель направляет получателю акт проверки с требование об обеспечении возврата субсидии в районный бюджет в сумме установленных нарушений (п.4.1.6).
Согласно пунктам 4.3, 4.3.2, 4.3.5 соглашения, получатель обязался представлять главному распорядителю документы, установленные пунктом 3.1.2 соглашения и направлять по запросу главного распорядителя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.2.3 соглашения, в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного запроса; в случае превышения фактического финансирования по субсидии по сравнению с расчетом объема средств на возмещение убытков, возвращать по письменному требованию главного распорядителя излишне полученные денежные средства на лицевой счет главного распорядителя.
На основании приказа от 09.08.2018 № 21 комиссией в составе специалистов Управления ЭТИК и КХ, а также специалиста органа муниципального финансового контроля – заведующего сектором финансового контроля Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района была проведена плановая выездная проверка объекта контроля - ООО «Советско-Гаванские теплосети» по вопросу предоставления из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период 2017 и январь - июнь 2018 и соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий объектом контроля в соответствии с программой проведения проверки.
В рамках проведения проверки, Управление ЭТИК и ХК неоднократно запрашивало у ООО «Советско-Гаванские теплосети» документы, подтверждающие объем отпущенной тепловой энергии исполнителям услуг (письма от 22.08.2018 №02-17-250, от 29.08.2018 №02-17-261).
По результатам проверки составлен акт от 27.09.2018.
В ходе проверки с учетом представленных документов выявлено необоснованное получение ООО «Советско-Гаванские теплосети» за 2017- 2018 годы субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 28 911 400,59 рубля за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал, в том числе: за 2017 год в сумме 18149087,96 рубля за объем тепловой энергии 7415,994 Гкал; за 2018 год в сумме 10762312,63 рубля за объем тепловой энергии 4397,645 Гкал.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки, с учетом заключения от 18.10.2018 по акту проверки, 08.11.2018 Управление ЭТИК и КХ направило в адрес ООО «Советско-Гаванские теплосети» представление об устранении выявленных нарушений по акту проверки от 27.09.2018, которым в срок до 16.11.2018 было предписано: - в строке 16 раздела 2 формы 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь-июнь 2018 «Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней всего» отразить финансирование на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в сумме 206046148,31 рубля (Уведомление от 28.02.2018) и 57 863 270 рубля (Уведомление от 28.02.2018) и представить уточненный отчет в Управление ЭТИК и КХ; - подписать и направить в Управление ЭТИК и КХ подписанный экземпляр акта сверки по субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период с 01.01.2018 по 30.09.2018.
Также Управление ЭТИК и КХ направило в адрес ООО «Советско-Гаванские теплосети» требование о возврате средств субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, необоснованно представленной за период 2017-2018 годов в соответствии с актом проверки от 27.09.2018 № 02-14-390, которым в течение 20 дней с момента получения требования ответчику было предложено осуществить возврат необоснованно полученной субсидии за 2017-2018 в сумме 28911400,59 рубля за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал.
Полагая, что неисполнение ответчиком требования по возврату необоснованно полученных средств привело к возникновению у Управления ЭТИК и КХ убытков, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 15 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как возмещение возмещения убытков.
В силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицо, заявившее требование о взыскании убытков, должно представить доказательства факта их причинения и размера, а также наличия причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении теплоснабжение осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса РФ, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг юридическим лицам предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» определен порядок возмещения организациям таких убытков.
В соответствии со статьей 2 этого Закона возмещение производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
На основании статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 Администрация Советско-Гаванского муниципального района наделена государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 01.06.2017 № 511 утвержден Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее – Порядок № 511).
В соответствии с пунктом 2 этого Порядка целью предоставления субсидии является возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения.
Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на другие цели.
Согласно пункту 3 Порядка № 511 главным распорядителем бюджетных средств является Управление ЭТИК и ХК, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель).
В силу пункта 8.3 Порядка № 511 получатель субсидии в целях получения субсидии ежегодно заключает с главным распорядителем соглашение о предоставлении субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Субсидии подлежат возврату получателем субсидии в бюджет муниципального района в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пункт 10).
Пунктом 11 указанного Порядка предусмотрено, что факт нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидий, устанавливается актом проверки главного распорядителя и органа муниципального финансового контроля.
Периодичность проведения проверок - не реже одного раза в год.
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 511 в течение 5 рабочих дней акт проверки направляется получателю субсидии с требованием о возврате полученных субсидий в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в сумме установленных нарушений.
В течение 20 дней с момента получения акта проверки получатель субсидии осуществляет возврат денежных средств главному распорядителю.
ООО «Советско-Гаванские теплосети» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению и юридическим лицам на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
В целях возмещения ООО «Советско-Гаванские теплосети» убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению между Управлением ЭТИК и ХК (главный распорядитель средств районного бюджета) и ООО «Советско-Гаванские теплосети» (получатель) было заключено соглашение о предоставлении из районного бюджета субсидии ООО «Советско-Гаванские теплосети» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению от 22.01.2018 № 5.
С 01.01.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 30.06.2018 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для населения ООО «Советско-Гаванские теплосети» составил 5586,16 руб./Гкал с учетом НДС, тариф для населения без НДС составил 4 734,03 рубля (постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 16.12.2015 № 38/5).
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 № 100 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию, на 2017 год» установлен тариф для населения в сумме 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС. Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 № 116 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2018 год» установлен тариф для населения в сумме 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС.
Поскольку, экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, установленный ООО «Советско-Гаванские теплосети» на 2017 год, первое полугодие 2018 года превысил предельный максимальный тариф для населения, Управление ЭТИК и ХК на основании представленных документов, подтверждающих получение убытков, произвело перечисление субсидии ООО «Советско-Гаванские теплосети» в полном объеме.
В ходе осуществленной проверки выявлено необоснованное получение ООО «Советско-Гаванские теплосети» субсидии в сумме 28911400,59 рубля.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что судебными актами по делу № А73-20825/2018 установлен факт соответствия действующему законодательству плановой выездной проверки (акт от 27.09.2018, требование № 02-14-39 от 08.11.2018).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку, доказательств возврата необоснованно полученной субсидии в размере 28911 400,59 рубля ответчиком не представлено, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы ответчика о тождественности исковых требований по делам № А73-15769/2019 (иск Управления ЭТИК и КХ к ООО «Советско-Гаванские теплосети» о взыскании 143 620 237, 58 рубля долга по переплате возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению (субвенции) за период с 01.01.2018 по 31.07.2018), № А73-6318/2017 (иск Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края к ООО «Советско-Гаванские теплосети» о взыскании 93355 977, 98 рубля неосновательного обогащения) и настоящему делу, во внимание не принимаются.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
По смыслу указанной процессуальной нормы таким судебным актом должен быть акт по тождественному спору, то есть спору, в котором совпадают предмет, основание исковых требований и субъектный состав.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что предмет иска - это материально-правовое требование истца к ответчику, основание иска - обстоятельства, на которых истец основывает свое требование к ответчику.
Для применения пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимо установить тождество исков по уже рассмотренному другим судом делу и делу, рассматриваемому арбитражным судом. Тождество исков устанавливается путем сопоставления элементов иска (предмета и основания) и спорящих сторон.
Предметом заявленных исковых требований по делу № А73-15769/2019 являлось взыскание денежной суммы в размере 143 620 237, 58 рубля долга по переплате возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению (субвенции) за период с 01.01.2018 по 31.07.2018.
Данная сумма составляет сумму превышения фактического финансирования (438280808,22 рубля) по сравнению с расчетом объема средств, подлежащих возмещению (180311613, 72 рубля), учитывая наличие на 01.01.2018 задолженности (114348956, 92 рубля).
Требование по настоящему делу в части периода с 01.01.2018 по 30.06.2018 сформулированы как взыскание денежной суммы в размере 10762312, 63 рубля, установленной по результатам проверки (акт от 27.09.2018, требование № 02-14-39 от 08.11.2018), необоснованно полученной ответчиком за спорный период субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за 2018 за объем тепловой энергии 4 397,645 Гкал.
То есть, в рамках рассматриваемого дела исковые требования основаны на результатах дополнительной проверки, состоявшейся после подачи иска в суд в рамках дела № А73-15769/2019, которая подтвердила необоснованное получение ответчиком бюджетных средств (из суммы 180311613, 72 рубля), что существенно изменяет обстоятельства дела и предмет доказывания, а, следовательно, исключает тождественность указанных дел.
Таким образом, в данном случае предмет и основание, приведенное в обоснование иска по делу № А73-15769/2019, и предмет и основание настоящего дела не являются тождественными, поскольку предполагают исследование, оценку и анализ различных обстоятельства и доказательств.
Предметом заявленных исковых требований по делу № А73-6318/2017 являлось взыскание Администрацией Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края с ООО «Советско-Гаванские теплосети» 93355 977,98 рубля неосновательного обогащения в рамках договора поручения от 01.10.2017 № 7.
Требование по настоящему делу в части периода с 01.01.2017 по 31.12.2017 сформулированы как взыскание Управлением ЭТИК и КХ денежной суммы в размере 18149087, 96 рубля, установленной по результатам проверки (акт от 27.09.2018, требование № 02-14-39 от 08.11.2018), необоснованно полученной ответчиком за спорный период субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за 2017 за объем тепловой энергии 7415,994 Гкал.
Положения пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают обязательность тождества лиц, между которыми имеется спор.
В данном случае тождество лиц, между которыми имеется спор, отсутствует.
Таким образом, правовых оснований для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ в данной части требований также не имеется.
Что касается довода ответчика о необходимости учета перечисления Управлением ЭТИК и КХ Администрации Советско-Гаванского муниципального района 57863270 рублей, и, как следствие, отклонении иска в части суммы 18149087, 96 рубля, то он также подлежит отклонению, поскольку исполнение решения суда по другому делу не влияет на рассмотрение настоящего дела и не создает оснований для отказа в иске в данной части.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В этой связи оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, по содержащимся в ней доводам, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.07.2019 по делу № А73-8383/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | С.Б. Ротарь |
Судьи | Т.Д. Козлова |
И.Е. Пичинина |