ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5894/2021 от 17.11.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5894/2021

24 ноября 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от  Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края: ФИО1  представителя  по доверенности от 31.12.2020 № 09/02, срок действия  до 31.12.2021;

от  Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился;

от  Правительства Хабаровского края: ФИО2  представителя  по доверенности от 07.10.2021 № 12.325-15090, срок действия до 31.12.2024;

от общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания»:  ФИО3 руководителя (по паспорту); ФИО4  представителя  по доверенности от 08.02.2021 №60, срок действия до 31.12.2021; ФИО5  представителя  по доверенности от 03.09.2021 № 93, срок действия один год;

от Министерства промышленности Хабаровского края: ФИО6, представителя  по доверенности от 16.11.2021, срок действия до 31.12.2021;

от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края,  Министерства промышленности Хабаровского края,  Правительства Хабаровского края,  общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания»

на решение от 03.09.2021

по делу № А73-10767/2021

Арбитражного суда Хабаровского края,

по заявлению Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица: Министерство промышленности Хабаровского края; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; общество с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания»; Правительство Хабаровского края

о признании недействительным пункта 1 предписания от 05.05.2021 № 11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»,

УСТАНОВИЛ:

        Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о  признании недействительным пункта 1 предписания Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее – Департамент) от 05.05.2021 № 11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

         К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности Хабаровского края, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России), общество с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания» (далее – ООО «ВТК»), Правительство Хабаровского края (далее – Правительство).

         Решением суда первой инстанции от 03.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, считая свои права нарушенными данным решением суда, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт  отменить, принять новый судебный акт.

Заявитель жалобы утверждает следующее: воспроизводя положения пункта 31 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее – Положение № 190), на основании которого заключались спорные договоры аренды, суд неправомерно приравнял понятия «утвержденная годовая потребность в древесном сырье» и «Расчетная лесосека», а показатели «объем потребляемого сырья» и «размер расчетной лесосеки» в силу пункта 4 Положения № 190, не являются одной и той же составляющей инвестиционного проекта; пункт 31 Положения № 190 буквально содержит условие о не превышении именно утвержденной годовой потребности в древесном сырье, которая, в данном случае составляет 359,70 тыс. куб. м., а не расчетной лесосеки, как указал суд.  

В суд апелляционной инстанции от Министерства промышленности Хабаровского края и Правительства Хабаровского края поступили апелляционные жалобы, в которых данные лица просили решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Министерство промышленности в своей жалобе утверждает следующее: норма, на которую ссылается суд – п. 29 Положения № 190, не применима, в данном случае, поскольку не регламентирует возможность изменения концепции приоритетного инвестиционного проекта  по волеизъявлению заинтересованного органа при установлении наличия у инвестора потребности в выделении дополнительных лесных участков, но такая возможность предусмотрена п 31 Положения № 190 при условии проведения лесоустроительных либо кадастровых работ на выделенных для  реализации инвестиционного проекта лесных участках  в пределах утвержденной годовой потребности в сырье; оспариваемое предписание должно быть исполнимым , а неопределенность и неисполнимость данного предписания влечет признание его недействительным.

Вместе с апелляционной жалобой Министерства промышленности Хабаровского края в суд поступили дополнительные документы.

Правительство Хабаровского края в своей апелляционной жалобе утверждает следующее.

Суд первой инстанции при принятии решения, неверно истолковал п. 31 Положения № 190 , так как из его буквального прочтения законодателем устанавливается условие  о не превышении годовой потребности  производства в сырье, а не ежегодного объема изъятия древесины с лесного участка; неверное применение указанной выше нормы права также повлекло неверный вывод суда о том, что проведение лесоустроительных работ, в рассматриваемом случае правового значения не имеет.

В суд апелляционной инстанции поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания»,  в  которой последнее просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.

         В своей апелляционной жалобе ООО «ВТК» также ссылается:  на неверное истолкование судом п. 31 Положения № 190; на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, при установлении вывода о том, что заключение договоров аренды на лесных участках, без проведения аукциона, возможно лишь  в пределах ежегодного допустимого объема  изъятия древесины; на необоснованный вывод суда  о том, что изменение размера расчетной лесосеки  производится только в порядке, установленном п. 29 Положения № 190.

Вместе с апелляционной жалобой в суд поступили дополнительные документы.

        19.10.2021 в суд от  ООО «ВТК» поступили дополнение  к жалобе и экземпляры дополнительных документов.

         19.10.2021 в суд от ООО «ВТК» поступил отзыв на апелляционные жалобы Комитета, Министерства промышленности Хабаровского края, Правительства.

Представители  Департамента и  Минпромторга России, извещенных  надлежащим образом  о времени и месте  рассмотрения  названных выше жалоб,  в судебное заседание не явились.

        В силу положений  статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие Департамента и  Минпромторга России.

         До начала судебное заседания от общества в суд вместе с ходатайством  о приобщении дополнительных документов поступили дополнительные документы, в том силе, содержащие на СД диске.

         В судебном заседании представители заявителей апелляционный жалоб поддержали в полном объеме заявленные жалобы и огласили их, просили отменить обжалуемый судебный акт и  принять новое решение о признании незаконным оспариваемого пункта предписания Департамента.

         Представители общества поддержали ходатайство о приобщении  к материалам дела дополнительных документов, как представленных в настоящее судебное заседание, так и представленных ранее.

         Представитель Министерства промышленности в судебном заседании также просила приобщить к материалам дела ранее представленные дополнительные  документы.

         Рассмотрев заявленные ходатайства, руководствуясь положениями статьи 159, частью 2 статьи 268 АПК РФ, и не установив уважительных причин для приобщения дополнительных документов, представленных обществом и Министерством промышленности, суд определил: отказать в их удовлетворении, возвратить дополнительные документы представителям указанных лиц, участвующих в деле, в зале судебного заседания.

         Заслушав представителем лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалоб, отзыва общества  на жалобы Комитета, Министерства промышленности Хабаровского края, Правительства, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         Как видно из материалов дела,ООО «ВТК» в 2016 году подготовлена концепция инвестиционного проекта «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», предусматривающая потребность в исходном сырье для нового производства в объеме 186 тыс. куб. м. покупной древесины и 136,6 тыс. куб. м. древесины с предоставляемых под реализацию приоритетного инвестиционного проекта лесных участков.

Распоряжением Правительства от 21.02.2017 № 87-рп утверждена заявка ООО «ВТК» на реализацию вышеуказанного инвестиционного проекта, содержащая  перечень из семи лесных участков с ежегодным объемом изъятия древесины 136,6 тыс. куб. м.; заявка согласована Рослесхозом 07.12.2017.

Приказом Минпромторга России от 26.05.2017 № 1673 рассматриваемый инвестиционный проект ООО «ВТК» «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В приказе отражены основные характеристики инвестиционного проекта:

- объем расчетной лесосеки 136,6 тыс. куб. м.;

- объем потребляемого сырья 322,6 тыс. куб. м.

В целях реализации приоритетного инвестиционного проекта Управлением лесами Правительства (прежнее наименование Комитета) 11.07.2017 заключено семь договоров аренды лесного участка для заготовки древесины (№№ 2937/2017, 2938/2017, 2939/2017, 2940/2017, 2941/2017, 2942/2017, 2943/2017) сроком на 49 лет с общим установленным ежегодным объемом изъятия древесины 136,6 тыс. куб. м. на лесных участках общей площадью 248 560,3 га. 08.03.2018 вступило в силу Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее – Положение № 190), в рамках которого Правительством издано распоряжение от 09.08.2018 № 500-рп «Об утверждении заявки ООО «ВТК» на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», включенный в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга России от 26.05.2017 № 1673»; утвержден перечень лесных участков, дополнительно выделяемых для реализации ООО «ВТК» приоритетного инвестиционного проекта «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», а именно пять участков общей площадью лесного фонда 69 922,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м.

К 2019 году ООО «ВТК» внесены изменения в Концепцию инвестиционного проекта «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия» (далее – Концепция): объем потребляемого сырья увеличен до 359,70 тыс. куб. м., из них размер расчетной лесосеки 174,5 тыс. куб. м. (приказ Минпромторга России от 30.06.2019 № 2803 «О внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов»).

В измененной Концепции в дополнение к ранее заявленным семи лесным участкам (136,6 тыс. куб. м.), по которым уже были заключены договоры аренды, указан перечень дополнительных пяти лесных участков с совокупным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м. (итого совокупно 174,5 тыс. куб. м.). Договоры аренды с новыми лесными участками заключены. 07.05.2020 ООО «ВТК» направило Губернатору Хабаровского края заявление о внесении изменений в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, в части выделения дополнительных лесных участков в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье (дефицит сырья составляет 185,2 тыс. куб. м.).

Распоряжениями Правительства от 05.08.2020 № 803-рп, от 14.10.2020           № 1102-рп на основании вышеуказанного заявления ООО «ВТК», а также заявления ООО «ВТК» от 07.09.2020 последнему применительно к пункту 31 Положения № 190 выделены дополнительно лесные участки с установленным ежегодным объемом изъятия древесины 139,2 тыс. куб. м.

Во исполнение названных распоряжений Комитетом с ООО «ВТК» без проведения торгов заключены договоры аренды лесных участков от 01.09.2020 № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 № 2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020.

Департаментом на основании приказов от 05.03.2021 № 49-п, от 24.03.2021 № 75-п, от 30.03.2021 № 82-п проведена внеплановая выездная и документарная проверка в отношении Комитета; проверка проведена во исполнение пункта 8 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО7 от 22.07.2020 № ВА-П11-51пр, а ходе которой  изучены 8 договоров аренды лесных участков для целей заготовки древесины на территории Хабаровского края в отношении трех арендаторов лесных участков, в том числе ООО «ВТК».

Результаты проверки оформлены актом внеплановой выездной и документарной проверки исполнения органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий в области лесных отношений от 02.04.2021 № 20.

Предписанием от 05.05.2021 № 11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»,  Департамент указал Комитету, в числе прочего, на необходимость в срок до 02.08.2021 обеспечить принятие мер, направленных на: расторжение договоров аренды лесных участков, заключенных в целях заготовки древесины от 01.09.2020 № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 № 2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020 с ООО «ВТК»; недопустимость и прекращение использования лесов на лесных участках, предоставленных в пользование арендатору, ООО «ВТК», по вышеуказанным договорам аренды (пункт 1 предписания). Указанное требование обосновано отсылками на положения части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), пункта 31 Положения № 190.

Не согласившись с названным пунктом предписания, считая его незаконным, Комитет 09.07.2021 обратился с настоящим  заявлением в арбитражный суд.

Ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных  в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (часть 7 статьи 83 ЛК РФ).

Таким органом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 является Федеральное агентство лесного хозяйства, а Департамент, в свою очередь, является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Дальневосточного федерального округа.

На основании положений Приказа Рослесхоза от 19.06.2015 № 202 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» Департамент, в числе прочего, ведет  контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.

Указанное полномочие Департамента полностью согласуется с полномочиями, определенными пунктами 2, 3 части 9 статьи 83 ЛК РФ.

По  положениям пункта 2 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд верно установил  наличие у Департамента полномочий как на проведение контрольных мероприятий в отношении Комитета, так и на выдачу в его адрес предписания об устранении выявленных нарушений.

Департамент, указывая Комитету в оспариваемом пункте 1 предписания от 05.05.2021 № 11/2021 на необходимость принятия мер к расторжению договоров аренды лесных участков, заключенных в целях заготовки древесины от 01.09.2020 № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020                          № 2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020 с ООО «ВТК», исходил из нарушения положений части 3 статьи 73.1 ЛК РФ и пункта 31 Положения № 190.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 названной статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.

По  положениям части 3 статьи 73.1 ЛК РФ, нарушение которой вменено Комитету, без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса; нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

Как установлено судом и подтверждается  материалами дела, Комитет заключил спорные договоры аренды лесных участков без проведения торгов с ООО «ВТК» в рамках реализации последним приоритетного инвестиционного проекта в области освоения леса «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», включенного в соответствующий перечень Минпромторгом России.

Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регламентирован Положением № 190.

Перечень инвестиционных проектов, утверждаемый Минпромторгом России, как следует из пункта 4 Положения № 190, содержит следующие сведения:

- наименование инвестиционного проекта;

- полное наименование инвестора и его местонахождение;

- наименование субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого (которых) реализуется инвестиционный проект;

- объем инвестиций;

- объем потребляемого сырья;

- размер расчетной лесосеки;

- объем и ассортимент выпускаемой продукции.

Применительно к приоритетному инвестиционному проекту в области освоения леса «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», реализуемому ООО «ВТК», Минпромторгом России в соответствующем перечне отражены следующие сведения: объем потребляемого сырья – 359,70 тыс. куб. м.; размер расчетной лесосеки – 174,5 тыс. куб. м. (с учетом изменений, внесенных приказом Минпромторга России от 30.06.2019 № 2803 «О внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов»).

Под «расчетной лесосекой», в свою очередь, в соответствии с пунктом 2 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного Приказом  Рослесхоза от 27.05.2011 № 191, понимается допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов.

Данное толкование термина «расчетная лесосека» согласуется с пунктом 7 Положения № 190, согласно которому концепция инвестиционного проекта содержит, в числе прочего, проект перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта (далее – перечень лесных участков), с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины.

По  пункту 25 Положения № 190 включение инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Положения, - соответствующими уполномоченными органами в области освоения лесов договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины на выделенных для реализации инвестиционного проекта лесных участках должен соответствовать годовой потребности в древесном сырье, рассчитанной исходя из производственной мощности оборудования, запланированного объема и ассортимента выпускаемой продукции при выходе на проектную мощность, товарной структуры и породного состава допустимого ежегодного объема изъятия древесины.

Из комплексного толкования вышеуказанных норм Положения № 190 следует, что заключение договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, без проведения аукциона возможно лишь в пределах допустимого ежегодного объема изъятия древесины, то есть размера расчетной лесосеки согласно утвержденному приоритетному инвестиционному проекту в области освоения лесов.

В свою очередь, изменение размера расчетной лесосеки, как составной части сведений об инвестиционном проекте, производится в порядке пункта 29 Положения № 190, то есть с обязательным согласованием через соответствующие федеральные органы исполнительной власти; конечным положительным результатом всех согласований является внесение изменений Минпромторгом России в состав сведений об инвестиционном проекте, предусмотренных пунктом 4 Положения № 190.

Как верно  установлено судом, применительно к рассматриваемому случаю вышеуказанная процедура в отношении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения леса «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», реализуемого ООО «ВТК», проходила единожды, а именно: размер расчетной лесосеки был увеличен с 136,6 тыс. куб. м. до 174,5 тыс. куб. м., а совокупный объем потребляемого сырья увеличен до 359,70 тыс. куб. м. (приказ Минпромторг России от 30.06.2019 № 2803 «О внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов»).

По материалам   договоры аренды лесных участков с совокупным допустимым ежегодным объемом изъятия древесины 174,5 тыс. куб. м. Комитетом с ООО «ВТК» были заключены.

Спорные договоры аренды лесных участков от 01.09.2020 № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 № 2853/2020, от 05.11.2020                    № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020, в свою очередь, заключены между Комитетом и ООО «ВТК» за пределами вышеуказанного ежегодного объема изъятия древесины 174,5 тыс. куб. м., обозначенного в приоритетном инвестиционном проекте, но в пределах совокупного объема потребляемого сырья 359,70 тыс. куб. м.

При этом, Комитет, Министерство промышленности Хабаровского края, ООО «ВТК», Правительство, обосновывая возможность заключения обозначенных выше договоров, ссылаются на пункт 31 Положения № 190, допускающий выделение дополнительных лесных участков в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье.

Согласно пункту 31 Положения № 190, нарушение которого также вменено Департаментом Комитету в оспариваемом пункте 1 предписания от 05.05.2021 № 11/2021, заинтересованный орган в случае уточнения количественных и качественных характеристик лесных насаждений в ходе проведения лесоустроительных мероприятий, а также границ лесных участков при проведении государственного кадастрового учета в период реализации инвестиционного проекта вправе принять решение о внесении изменений в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта, в части выделения дополнительных лесных участков в объемах, не превышающих утвержденной годовой потребности в древесном сырье, либо в части исключения лесных участков - в случае превышения утвержденной годовой потребности в древесном сырье.

Как верно установил суд, из буквального толкования данного пункта Положения № 190 во взаимосвязи с иными нормами Положения № 190 следует, что под утвержденной годовой потребностью в древесном сырье в данном случае,  необходимо  понимать не весь объем потребляемого сырья, а лишь размер расчетной лесосеки, то есть допустимый ежегодный объем изъятия древесины.

 Указанное следует и  из пункта 25 Положения № 190, согласно которому годовая потребность в древесном сырье фактически приравнивается к ежегодному допустимому объему изъятия древесины на выделенных для реализации инвестиционного проекта лесных участках.

Иное толкование пункта 31 Положения № 190 влечет смешение понятий «объем потребляемого сырья» и «размер расчетной лесосеки».

Фактически инвестор, заявив определенный размер расчетной лесосеки, не вправе на льготных условиях, то есть без проведения торгов, получить лесные участки с превышением названного размера расчетной лесосеки.

Применительно к настоящему случаю Комитет, заключив с ООО «ВТК» без проведения торгов договоры аренды лесных участков от 01.09.2020   № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 № 2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020, допустил превышение размера расчетной лесосеки, вследствие чего, как верно определил суд,  Департамент обоснованно и мотивированно оспариваемым пунктом 1 предписания от 05.05.2021 № 11/2021 указал Комитету на необходимость обеспечить принятие мер, направленных на расторжение названных договоров аренды лесных участков, и заявил о недопустимости и прекращении использования лесов на лесных участках, предоставленных в пользование арендатору, ООО «ВТК», по вышеуказанным договорам аренды.

При этом, Департамент оспариваемым пунктом 1 предписания от 05.05.2021 № 11/2021 не расторг рассматриваемые договоры  и не вмешался в гражданско-правовые отношения сторон, а лишь указал Комитету на наличие нарушений, которые необходимо устранить.

Так, в силу общих положений статьи 74.1 ЛК РФ принудительное расторжение договора аренды лесного участка производится в судебном порядке, и  в рамках отдельного самостоятельного судебного спора, инициированного во исполнение требований пункта 1 предписания Департамента от 05.05.2021 № 11/2021, стороны не лишены возможности обосновывать необходимость сохранения договорных отношений отсылками на доказательства и обстоятельства, не раскрытые при рассмотрении настоящего дела.

На этом основании, руководствуясь частью  3 статьи 201 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу  об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленного требования Комитета, в связи с чем,  отказал в его удовлетворении.

Приведенные в апелляционных  жалобах перечисленные выше  доводы, выводы арбитражного суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы  суда первой инстанции   сделаны  в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе  полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого   судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого  судебного акта   и удовлетворения апелляционных  жалоб отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  03 сентября  2021 года по делу № А73-10767/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                              Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                          Е.И. Сапрыкина

                                                                                       Е.Г. Харьковская