ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-589/20 от 10.03.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-589/2020

17 марта 2020 года

г. Хабаровск

            Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Козловой Т.Д.

судей                                       Воронцова А.И., Гричановской Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.

при участии  в заседании:

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации: Смоленко И.В., представитель по доверенности от17.12.2019;

от Министерства обороны Российской Федерации: Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 20.12.2019;

от общества с ограниченной ответственностью «СтройПроект»: Призант Ю.А., представитель по доверенности от 31.12.2019;

от Федерального государственного казенного учреждения  «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 30.07.2019;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

на решение от  25.12.2019

по делу №А04-5737/2019

Арбитражного суда Амурской области

по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам»,  обществу с ограниченной ответственностью «СтройПроект»

о  взыскании17 632 837, 99 руб.

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа – филиал федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства министерства обороны Российской Федерации», муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Водоканал», акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания», публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания», Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно - коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745,  далее -  ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно - строительное управление по специальным объектам» (ОГРН 1037739019438, ИНН 7734003657, далее - ФГУП «ГВСУ по специальным объектам») неосновательного обогащения в размере стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии водоснабжения и водоотведения, в размере                 17 632 837, 99 руб.

Определениями суда от 02.09.2019, от 16.12.2019 к участию в деле, в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Региональное управление заказчика капитального строительства Восточного военного округа – филиал федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России»), муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Водоканал» (далее - МУП города Хабаровск «Водоканал»), акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - АО «ДГК»), публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ПАО «ДЭК»), общество с ограниченной ответственностью «СтройПроект» (далее - ООО «СтройПроект»), Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России).

Определением от 21.10.2019 судом  удовлетворено ходатайство ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о привлечении к участию в деле в качестве соответчика – ООО «СтройПроект».

Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 18.11.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлено ходатайство об изменении предмета иска, согласно которому последний  просил взыскать с ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», ООО «СтройПроект» (соответчика) убытки (реальный ущерб) в размере                         17 632 837, 99 руб.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 09.12.2019 заявлено ходатайство об увеличении размера исковых требований, согласно которому просил взыскать с ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» убытки (реальный ущерб) в виде бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения/водоотведения в размере 26 067 698, 41 руб., исковые требования к ООО «СтройПроект» (соответчику) не уточнены.

Решением суда от 25.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит решение суда от 24.12.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что  согласно расчету убытки ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России за холодное водоснабжение/водоотведение по объектам, находящимися в капитальном ремонте  ФГУП «ГВСУ» за период август 2017- февраль 2019 года, составили  2 450 517, 97 руб., что подтверждается платежным поручением по ГК №3161. Указывает на то, что объем теплоснабжения/горячего водоснабжения определен  АО «ДГК», с которым у заявителя жалобы заключен контракт №3/1/09211/6515, подтверждается предъявленными АО «ДГК» ежемесячно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России счетами-фактурами, согласно которым  за период с августа 2017 по февраль 2019 заявителем жалобы по спорным объектам оплачено 23 617 180, 44 руб. Считает, что расчет, составленный ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является обоснованным, подробным и подтверждается приобщенными к материалам  дела платежными поручениями, выставленными в адрес истца третьими лицами счетами-фактурами. Полагает, что не представление стороной ответчика в материалы рассматриваемого дела, а также по запросу истца  документов, подтверждающих конкретный период  проведения работ на каждом объекте, сделало невозможным произвести истцом поэтапный расчет.

ООО «СтройПроект» просит решение суда от 25.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Присутствовавшие в судебном заседании представители   ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Минобороны России, ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны России, ООО «СтройПроект» поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно, дав по ним пояснения.

Иные лица, извещены в надлежащем порядке о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей не обеспечили.

Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Установлено, что между Минобороны России, как государственным заказчиком и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», как генподрядчиком заключены следующие государственные контракты:

- на выполнение полного комплекса работ по объекту «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок № 164, г. Хабаровск» №ДГЗ-П-21/2 от 15.07.2013, по условиям которого государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик работы по инженерным изысканиям и обследованиям для подготовки Проектной документации, разработку Проектной и Рабочей документации, строительно - монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги) необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (пункт 2.1. контракта).

В цену контракта включена стоимость всех затрат генподрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных генподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до момента исполнения генподрядчиком всех обязательств по контракту (пункт 3.2).

Согласно пункту 19.1 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2014;

- на выполнение строительно – монтажных работ по объекту «Центр обработки данных объединённого стратегического командования «Восток» по адресу: г.Хабаровск, ул.Серышева, д.13» №ДГЗ-ЦОД-ОСК-В от 22.11.2013, по условиям которого государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик осуществляет реконструкцию в соответствии с Проектной, Рабочей документацией и условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, и работы, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с проектной и Рабочей документацией и условиям контракта (пункт 2.1).

В цену контракта включена стоимость всех затрат генподрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных генподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного  характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до момента исполнения генподрядчиком всех обязательств по контракту (пункт 3.2).

Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2015 (пункт 19.1);

- на завершение строительно - монтажных работ по объекту: «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок №164, г.Хабаровск, ул.Серышева, д.13» №1718187375532554164000000 от 14.08.2017, по условиям которого государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик осуществляет строительно – монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта «под ключ») (пункт 2.1).

В цену контракта включена стоимость всех затрат генподрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных генподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до момента исполнения генподрядчиком всех обязательств по контракту (пункт 3.3.14).

В силу пункта 19.1 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами, и действует до 31.12.2018.

Месторасположение объекта по указанным выше государственным контрактам является: г. Хабаровск, ул. Серышева, 13 военный городок №164.

Далее, между  ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», как генподрядчиком, и ООО «СтройПроект», как субподрядчиком, заключены следующие контракты:

- контракт на разработку рабочей документации и выполнение строительномонтажных работ по объекты «Ситуационный центр объединенного стратегического командования «Восток» по адресу: г.Хабаровск, ул.Серышева, д.13» (шифр объекта П17/11) от 02.12.2013 №1312-02 № 1312-02-СМД (СУБ), по условиям которого генподрядчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением, а субподрядчик комплекс работ (услуг) по разработке рабочей  документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями контракта.

Субподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами. Субподрядчик обязуется выполнить не менее 85 % от всего объема работ, предусмотренного контрактом, собственными силами, а также силами дочерних организацией субподрядчика. Объем работ выполняемый привлеченными субподрядчиком силами, а именно сторонними не дочерними организациями, не должен превышать 15 % от общей стоимости работ по контракту. Субподрядчик не имеет замечаний, увеличивающих цену контракта и сроки выполнения работ по контракту. Генподрядчик обязуется оплатить выполненные субподрядчиком работы в соответствии с условиями контракта. Настоящий контракт заключается в целях реализации государственного контракта, заключенного между генподрядчиком и государственным заказчиком на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Ситуационный центр объединенного стратегического командования «Восток» по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13» (шифр объекта П-17/11)» (пункты 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 2.5. контракта).

Согласно пункту 3.1 цена контракта составляет 1 733 085 003 руб., в том числе налог на добавленную стоимость (далее – НДС) 18 % - 264 368 898, 76 руб.

Пунктом 3.2 предусмотрено, что в цену контракта включена стоимость всех затрат субподрядчика необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных субподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также стоимость вырубки деревьев, другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до момента исполнения субподрядчиком всех обязательств по контракту.

В силу пункта 5.2 дата окончания работ: рабочая документация до 30.07.2014, работы по реконструкции до 30.07.2015, подписание итогового акта приемки выполненных работ до 30.09.2015.

В соответствии с пунктом 19.1 контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2015;

- контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Центр обработки данных объединенного стратегического командования «Восток» по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13» (шифр объекта ЦОД ОСК В) от 02.12.2013 №1312-03-СМД (СУБ), по условиям которого генподрядчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а субподрядчик осуществляет комплекс работ (услуг) по реконструкции в соответствии с проектной, рабочей документацией и условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, и работы, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с проектной и рабочей документацией и условиями контракта. Субподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами. Субподрядчик обязуется выполнить не менее 85 % от всего объема работ, предусмотренного контрактом, собственными силами, а также силами дочерних организацией субподрядчика. Объем работ выполняемый привлеченными субподрядчиком силами, а именно сторонними не дочерними организациями, не должен превышать 15 % от общей стоимости работ по контракту. Субподрядчик не имеет замечаний, увеличивающих цену контракта и сроки выполнения работ по контракту. Генподрядчик обязуется оплатить выполненные субподрядчиком работы в соответствии с условиями контракта. Настоящий контракт заключается в целях реализации государственного контракта, заключенного между генподрядчиком и государственным заказчиком на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Центр обработки данных объединенного стратегического командования «Восток» по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13» (шифр объекта ЦОД ОСК В) (пункты 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 2.5. контракта).

Цена контракта составляет 2 016 511 205 руб., в том числе НДС 18 % - 307 603 404, 15 руб. (пункт 3.1).

Пунктом 3.2 предусмотрено, что в цену контракта включена стоимость всех затрат субподрядчика необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных субподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также стоимость вырубки деревьев, другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до момента исполнения субподрядчиком всех обязательств по контракту.

Согласно пункту 5.2 дата окончания работ: строительно-монтажные работы до 30.07.2015, подписание итогового акта выполненных работ до 30.09.2015.

В силу пункта 19.1 настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2015;

- контракт на завершение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция объектов Восточного военного округа, в/городок №164, г.Хабаровск, ул. Серышева, д. 13» (шифр объекта П-21/12) от 31.08.2017 № 1708-14-СМР (СУБ), по условиям которого генподрядчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а субподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (взведение объекта «под ключ»). Субподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами. Субподрядчик обязуется выполнить не менее 85 % от всего объема работ, предусмотренного контрактом, собственными силами, а также силами дочерних организацией субподрядчика. Объем работ выполняемый привлеченными субподрядчиком силами, а именно сторонними не дочерними организациями, не должен превышать 15 % от общей стоимости работ по контракту. Субподрядчик не имеет замечаний, увеличивающих цену контракта и сроки выполнения работ по контракту. Генподрядчик обязуется принять и оплатить выполненные субподрядчиком работы, соответствующие требованиям, установленным контрактом. Настоящий контракт заключается в целях реализации государственного контракта от 14.08.2017                                   № 1718187375532554164000000, заключенного между генподрядчиком и государственным заказчиком на завершение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция объектов Восточного военного округа, в/городок № 164, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13» (шифр объекта П-21/12) (пункты 2.1., 2.2., 2.3., 2.4., 2.5).

Согласно пункту 3.1 цена контракта составляет 1 867 573 447 руб., в том числе НДС по ставке 18 % - 284 884 085, 14 руб.

В цену контракта включена стоимость всех затрат субподрядчика необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных субподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также стоимость вырубки деревьев, другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до момента исполнения субподрядчиком всех обязательств по контракту (пункт 3.2).

В соответствии с пунктом 5.2 дата окончания работ: выполнение строительно-монтажных работ до 30.06.2018, подписание итогового акта приемки выполненных работ до 01.08.2018.

В силу пункта 19.1 настоящий контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.12.2018;

- контракт на дополнительные строительно-монтажные работы по объекту «Ситуационный центр объединенного стратегического командования «Восток» г.Хабаровск» (шифр объекта П-17/11) от 17.01.2018 №1801-06-СМР (СУБ), по условиям которого генподрядчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а субподрядчик осуществляет строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (взведение объекта «под ключ»). Субподрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями контракта на свой риск собственными и (или) привлеченными силами и средствами. Субподрядчик обязуется выполнить не менее 85 % от всего объема работ, предусмотренного контрактом, собственными силами, а также силами дочерних организацией субподрядчика. Объем работ выполняемый привлеченными субподрядчиком силами, а именно сторонними не дочерними организациями, не должен превышать 15 % от общей стоимости работ по контракту. Субподрядчик не имеет замечаний, увеличивающих цену контракта и сроки выполнения работ по контракту. Генподрядчик обязуется принять и оплатить выполненные субподрядчиком работы, соответствующие требованиям, установленным контрактом. Настоящий контракт заключается в целях реализации государственного контракта от 25.12.2017 № 1718187377012554164000000, заключенного между генподрядчиком и государственным заказчиком на дополнительные строительномонтажные работы по объекту: «Ситуационный центр объединенного стратегического командования «Восток» г. Хабаровск» (шифр объекта П-17/11). Идентификационный код государственного оборонного заказа ИГК № 1718187377012554164000000 (пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5).

Цена контракта составляет 415 832 135 руб., в том числе НДС по ставке 18 % - 63 432 020, 59 руб. (пункт 3.1).

Согласно пункту 3.2 в цену контракта включена стоимость всех затрат субподрядчика необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость понесенных субподрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.), а также стоимость вырубки деревьев, другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки,  объекта и оборудования до момента исполнения субподрядчиком всех обязательств по контракту.

В силу пункта 5.2 дата окончания работ: выполнение строительно-монтажных работ до 15.03.2018, подписание итогового акта приемки выполненных работ до 15.03.2018.

Контракт вступает в силу (считается заключенным) с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2018 (пункт 19.1).

Также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России представлены договоры (государственные контракты) №МО/003 от 25.05.2017, №3161 от 11.07.2017, №3/1/09211/6515 от 19.07.2017, №3161 от 18.07.2017, №3161 от 26.12.2017, №3/1/09211/6515 от 26.12.2017, №3161 от 29.12.2018, №3/1/09211/6515 от 29.12.2018, №ЖКО5/2019 от 20.12.2018 заключенные с последним, как абонентом (государственным заказчиком) и ПАО «ДЭК», МУП города Хабаровск «Водоканал», АО «ДГК», как гарантирующим поставщиком, организацией водопроводно-канализационного хозяйства, поставщиком – теплоснабжающей организацией на поставку коммунальных ресурсов на объект – в/г №164.

Так, членами комиссии в составе заместителя начальника (по эксплуатации) ЖЭ(К)О №5 (г.Хабаровск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО - Подапригора Е.В., ведущего инженера ЖКС 5/1 ЖЭ(К)О №5 - Овчинникова К.Э., инженера ХОЗО Штаба ВВО – Васина А.А. при осмотре объектов в/г №164 Штаб ВВО по адресу: г. Хабаровск, ул.Серышева, 13 выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения без заключения в установленном порядке договора возмещения теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения сторонними потребителями ООО «СтройПроект».

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления  актов о выявлении бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения/водоотведения от 01.04.2017, от 03.05.2018, от 22.11.2018, от 19.03.2019.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, полагая, что в результате незаконных действий ответчиков причинены убытки (определенные расчетным путем) в виде бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения и водоотведения за период с августа 2017 года по февраль 2019 года в размере 26 067 698, 41 руб., исходя из уточненного расчета: за холодное водоснабжение/водоотведение -         2 450 517, 97 руб., за теплоснабжение/горячие водоснабжение - 23 617 180, 44 руб., обратился в суд первой инстанции с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 9 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков.

Положениями статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков.

Таким образом, для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков необходимо доказать совокупность вышеуказанных условий деликтной ответственности.

При этом, применении меры ответственности в виде взыскания убытков оценка обоснованности предъявленного иска, охватывающая порядок определения состава убытков, находится исключительно в компетенции суда, рассматривающего требование о взыскании убытков.

Из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 №25) следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Как вышеуказано, предметом заявленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России  уточненных исковых требований является взыскание убытков (реальный ущерб) в виде бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения/ водоотведения за период с августа 2017 по февраль 2019  года в размере                 26 067 698, 41 руб.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий  граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

Так, как вышеуказано, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в материалы рассматриваемого спора представлены акты о выявлении бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения/водоотведения от 01.04.2017, от 03.05.2018, от 22.11.2018, от 19.03.2019.

Согласночасти 29 статьи  2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон  о теплоснабжении)  бездоговорное потребление тепловой энергии – потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Частью 7 статьи 22 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.

Теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими (часть 8 статьи 22 Закон о теплоснабжении).

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что положениями Закона о теплоснабжении предусмотрена необходимость извещения потребителя, о предстоящей проверке.

Согласно части 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, несоблюдение обязанной стороной, в рассматриваемом случае ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, положений статьи 22 Закона о теплоснабжении при составлении актов о бездоговорном потреблении влечет за собой и негативные последствия в виде квалификации таких документов в качестве недопустимых доказательств, полученных с нарушением Закона.

Так, согласно сведениям (приложение к договорам холодного водоснабжения и водоотведения от 11.07.2017 №3161, от 18.07.2017 №3161, от 26.12.2017 №3161, от 29.12.2018 №3161) об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод на объекте – в/г № 164 (г. Хабаровск, ул. Серышева, 13) отсутствуют приборы учета с техническим паспортами.

В силу абзаца 11 пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №644 (далее – Правила от 29.07.2013 №644)  самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения – это пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, который заключается между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовым договором, являющегося в силу пункта 18 Правил от 29.07.2013 №644 публичным договором.

Согласно пункту 24 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №776 (далее – Правила  от 04.09.2013 №776) при самовольном подключении и (или) пользовании  централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что для целей взыскания с лица, осуществившего самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и централизованной системой водоотведения, определенного расчетным способом, необходимо установить, как сам факт самовольного пользования централизованной системой водоснабжения/водоотведения, так и лицо его осуществившее.

Как вышеуказано, в качестве доказательств факта самовольного пользования центральной системой водоснабжения/водоотведения, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в материалы рассматриваемого спора представлены акты о выявлении бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения/водоотведения от 01.04.2017, от 03.05.2018, от 22.11.2018, от 19.03.2019.

Вместе с тем, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные акты, учитывая вышеуказанные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу, чтоданные акт составлены с нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку они составлены: в отсутствие ответчиков, без надлежащего  извещения последних, а также  собственника зданий о времени и дате проведения проверки; в отсутствии информации об их отказе присутствовать при составлении акта; не содержат сведения о способе бездоговорного потребления (нарушение порядка фиксирования бездоговорного потребления); не содержат в себе перечень сведений (характеристик проверяемого объекта) о месте выявления бездоговорного потребления (в каких объектах осуществлялось потребление: номер помещения (здания), этаж, площадь, и т.д.); не содержат информации о датах предыдущей проверки; акты составлены в отсутствие незаинтересованных лиц.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не может ссылаться на представленные акты в качестве доказательств по иску, поскольку  оплата стоимости за бездоговорное потребление взыскивается не за сам факт отсутствия договоров теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения, а при наличии факта потребления соответствующей услуги без заключенного договора, единственным доказательством которого, в рассматриваемом случае, является правильно составленный акт.

При этом следует отметить, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции, суд неоднократно определениями предлагал представить распечатки с приборов учета (средств измерения) воды, расположенных по адресу: г.Хабаровск, ул. Серышева, д.13, за период с 01.04.2017 по 28.02.2019; представить акт допуска узла учета воды к эксплуатации, расположенного по адресу: г.Хабаровск, ул. Серышева, д. 13; представить распечатки с приборов учета потребления теплоэнергии, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул.Серышева, д. 13, за период с 01.04.2017 по 28.02.2019; представить акт ввода в эксплуатацию узла учета теплоэнергии, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13; доказательства извещения как ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», так и ООО «СтройПроект» о проведении проверок.

Вместе с тем, в нарушение положений статьи 65 АПК РФ ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России данных доказательств не представлено.

Следует также отметить, что в материалы рассматриваемого спора представлены  договоры подряда, заключенные с ООО «СтройПроект», как заказчиком, и обществом с ограниченной ответственностью  «Амурэнергоремонт», обществом с ограниченной ответственностью  «Смарт-Сервис», обществом с ограниченной ответственностью  «ДСК «Магистраль», обществом с ограниченной ответственностью  «РС Энерджи», индивидуальным предпринимателем Шаповаленко Е.В, как подрядчиками (договор на выполнение электромонтажных на объекте «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок №164» по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13 (шифр П-21/12) от 15.09.2017 №15-09-СУБ/ХБ-Ш; договор на выполнение работ по сверлению технологических отверстий в строительных конструкциях на объекте «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок №164», г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13» (шифр П-21/12) от 16.02.2018 №16/02-СУБ/ХБ-Ш; договор на выполнение работ по покрытию асфальтом на объекте: «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок №164», г.Хабаровск, ул.Серышева, д.13 от 20.09.2019 №20/09-СУБ/ХБ-Ш; договор на выполнение работ по устройству подъезда, автостоянки и восстановления покрытия площадки между блоками «В» и «Г» на объекте: «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок №164», расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул.Серышева, д.13 (шифр объекта П-21/12) от 20.07.2019 №20/07-СУБ/ХБШ; договор на выполнение реставрационных работ по восстановлению навеса крыльца главного входа в здание штаба округа на объекте: «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок № 164», г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13 (шифр объекта П-21/12) от 01.07.2018 № 01/07-СУБ/ХБ-Ш/1).

При этом данные договора заключены в целях реализации государственного контракта от 14.08.2017 №1718187375532554164000000 на завершение строительно – монтажных работ по объекту: «Реконструкция объектов штаба Восточного военного округа, в/городок №164, г.Хабаровск, ул.Серышева, д.13».

Также, согласно условиям указанных договоров, в цену выполненных подрядчиком работ включаются все затраты подрядчика, необходимые для выполнения всех работ согласно договорам, в том числе: стоимость понесенных подрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность и др.).

Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные договоры подряда, пришел к обоснованному выводу, что за заявленный  ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России период подрядные работы на объекте в/г № 164 расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, 13 проводились не только ООО «СтройПроект», как субподрядчиком, но и иными подрядными организациями.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что безусловных доказательств, свидетельствующих о  бездоговорном (безучетном) потреблении коммунальных услуг именно ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», ООО «СтройПроект» материалы дела не содержат, следовательно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не доказало факт выявления в заявленном количестве коммунальных услуг ответчиками, и оформления в установленном законом порядке факта бездоговорного потребления теплоэнергии, водоснабжения/водоотведения в заявленном размере как ООО «СтройПроект», так и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам».

Доводы жалобы о том, что расчет, составленный ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является обоснованным, подробным и подтверждается приобщенными к материалам  дела платежными поручениями, выставленными в адрес истца третьими лицами счетами-фактурами, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку, указанные документы  не свидетельствуют о потреблении коммунальных ресурсов именно ООО «СтройПроект», ФГУП «ГВСУ по специальным объектам».

При этом, как указано в мотивировочной части настоящего постановления, акты о бездоговорном потреблении составлены заявителем жалобы  с нарушением порядка его фиксирования. 

Следует отметить, что несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда от 25.12.2019 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от  25.12.2019 по делу №А04-5737/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

    Т.Д. Козлова

Судьи

А.И. Воронцов

Е.В. Гричановская