ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5911/2021 от 13.12.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: i№fo@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5911/2021

13 декабря 2021 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Е.В. Вертопраховой

рассмотрев апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью  Микрокредитной  компании «Агора»

на решение от  06.09.2021

по делу № А73-10790/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитной компании «Агора» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25.06.2021 № 17 о наложении штрафа по делу № 027/04/14.3-649/2021 об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Агора» (далее - ООО МК «Агора», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС России  по Хабаровскому краю, антимонопольный орган, антимонопольная служба, Управление) от 25.06.2021 № 027/04/14.3-649/2021, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.07.2021 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 06.09.2021  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.

Заявитель жалобы утверждает следующее: вся рекламная информация, воспроизведённая в видеороликах, независимо от формы её подачи и исполнения, была доступна для прочтения, ознакомления и восприятия должностными лицами УФАС России по Хабаровскому  краю, которые в рамках проведённой ими проверки выступали с точки зрения обычного потребителя, но при этом оспариваемым  постановлением Управления, рекламная информация в видеороликах была признана несоответствующей требованиям Федерального закона от 13.03.2006   №38-Ф3 «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ; Закон о рекламе)  и недоступной для прочтения обычными потребителями;  вопрос о возможности или невозможности прочтения текста рекламного материала, в том числе из-за выбранной цветовой гаммы, размера использованного в рекламных роликах шрифта, отведённого для просмотра информации времени, при просмотре обычного потребителя с нормальным зрением, а также физическим и психическим развитием, ни УФАС России Хабаровского края, ни  судом не исследовался; при рассмотрении дела  УФАС России по Хабаровскому краю было допущено грубое нарушение процессуального порядка привлечения общества к административной ответственности, а именно не вынесено и надлежащим образом не оформлено решение по результатам рассмотрения дела; из-за несоблюдения УФАС России  по Хабаровскому краю установленного законом порядка привлечения к административной ответственности, общество было лишено своего права на судебную защиту в рамках оспаривания решения Управления  по делу №027/04/14.3-649/2021.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела,  при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе УФАС России по Хабаровскому краю  в мае 2021 года в региональных блоках отслежены рекламы компании «Отличные наличные», распространяемые в эфире телеканалов «Петербург-5 канал», «Первый развлекательный СТС», следующего содержания (хронометраж 15 секунд каждый):

Первый видеоролик: звуковая информация:

«Неприятности случаются в самый неподходящий момент. Отличные наличные выручают в любой ситуации. Ставка 7% на 0 дней. Сколько взял столько и отдал. И ваши проблемы решены»

- крупным шрифтом:

«Отличные наличные. 0% на 7 дней. Решение 15 минут. Только по паспорту до 80 000 рублей. Отличные наличные, <...> лет Октября, 140В, ул. Тихоокеанская, 184, ул. Льва Толстого, <...>».

- мелким шрифтом (с 02 по 04 секунды):

«Займы предоставляет ООО «МКК Агора» ИНН <***>. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ № 651040332206088. Источники подробной информации об условиях предоставления займа и условиях акции: Интернет-сайт otlnal.ru, тел. <***>. Условия участия в акции «Легкий ноль» для займа «Универсальный PDL»: Участниками акции могут быть физические лица впервые оформившие договор займа у организатора. Акция проводится путем предоставления скидки в виде процентной ставки по договору займа на 100% на срок 7 дней; срок в течение которого не начисляются проценты составляет не более 7 дней, при этом участник акции должен в полном объеме погасить заем на 7 день пользования займом; Участник моэ/сет оформить заем на более длительный срок, но чтобы воспользоваться акцией «Легкий ноль» необходимо полностью погасить заем не позднее на 7 день пользования; Если участник не закрывает заем в полном объеме в срок 7 дней или продлевает срок действия займа, то этот участник автоматически теряет право на участие в акции «Легкий ноль»; Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке; Процентная ставка для данной категории участника/заемщика с первого дня пользования займом «Легкий ноль» определяется программой скорринга. По результатам проведения, скорринговая компания определяет ставку от 0% до базовой ставки действующей. В городе выдачи займа для действующей категории участника»;

- мелким шрифтом (с 07 по 11 секунды):

«Срок проведения акции с 31.12.2020 по 31.12.2021 вкл-но. Финансовые условия предоставления займа: 1) Универсальный PDL - сумма займа от 1 ООО до 30 ООО руб. на срок до 30 дней, процентная ставка по займу 0, 99%) до 1% в день (полная стоимость займа от 361, 35% до 365% годовых) или 2) «Аннуитет» -сумма от 40 000 руб. до 80 ООО руб. на срок от 90 до 180 дней, процентная ставка от 0, 68% в день до 0, 82% в день (полная стоимость от 250% до 300% годовых). Валюта предоставления займа российский рубль. Способ получения займа: наличный, безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация в РФ, постоянное место работы (либо пенсионер). Документ, удостоверяющий личность (паспорт)».

Второй видеоролик.

Звуковая информация:

«Неприятности случаются в самый неподходящий момент. Отличные наличные выручают в любой ситуации. Ставка 0% на 7 дней. Сколько взял; столько и отдал. И Ваши проблемы решены».

- крупным шрифтом:

«Отличные наличные. 0% на 7 дней. Решение 15 минут. Только по паспорту до 80000 рублей. Отличные наличные, <...> лет Октября, 140В, ул. Тихоокеанская, 184, ул. Льва Толстого, <...>».

- мелким шрифтом (с 04 по 06 секунды):

«Займы предоставляет ООО «МКК Агора» ИНН <***>. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ № 651040332206088. Источники подробной информации об условиях предоставления займа и условиях акции: Интернет-сайт otlnal.ru, тел. <***>. Условия участия в акции «Легкий ноль» для займа «Универсальный PDL». Участниками акции могут быть физические лица, впервые оформившие договор займа у организатора и предоставляется при строгом соблюдении всех условий акции Участниками акции могут быть физические лица,  впервые оформившие договор займа у организатора: акция проводится путем предоставления скидки в виде процентной ставки по договору займа на 100% на срок 7 дней; срок,  в течение которого не начисляются проценты составляет не более 7 дней, при этом участник акции должен в полном объеме погасить заем на 7 день пользования займом; Участник может оформить заем на более длительный срок, но чтобы воспользоваться акцией «Легкий ноль» необходимо полностью погасить заем не позднее на 7 день пользования; Если участник не закрывает заем в полном объеме в срок 7 дней или продлевает срок действия займа, то этот участник автоматически теряет право на участие в акции «Легкий ноль»; Проценты по займу в таком случае начисляются в полном объеме согласно действующей ставке»,

- мелким шрифтом (с 07 по 11 секунды):

«Для данной категории участника/заемщика с первого дня пользования займом процентная ставка по акции «Легкий ноль» определяется программой скорринга. По результатам проведения скорринговая программа определяет ставку от 0% до базовой ставки, действующей в городе выдачи займа для действующей категории участника. Срок проведения акции с 31.12.2020 по 31.12.2021 вкл-но. Финансовые условия предоставления займа: 1)Универсальный PDL - сумма займа от 1 ООО до 30 ООО руб. на срок до 30 дней, процентная ставка по займу 0, 99% до 1% в день (полная стоимость займа от 361, 35% до 365% годовых) или 2) «Аннуитет» - сумма от 40000 руб. до                 80 000 руб. на срок от 90 до 180 дней, процентная ставка от 0, 68% в день до 0, 82% в день (полная стоимость от 250% до 300% годовых). Валюта предоставления займа российский рубль. Способ получения займа: наличный, безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация в РФ, постоянное место работы (либо пенсионер). Документ, удостоверяющий личность (паспорт)».

Срок распространения рекламы с 01 мая по 31 мая 2021 года.

Определением УФАС России  по Хабаровскому краю от 26.05.2021 в отношение ООО МК «Агора» возбуждено дело № 027/04/14.3-649/2021 об административном правонарушении, которым  назначено время и место составления протокола об административном правонарушении, а также время и место рассмотрения дела.

08.06.2021 на данное определение ООО МК «Агора» даны пояснения, в связи с чем,  общество считается уведомленным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

22.06.2021 УФАС России по Хабаровскому краю в отношении ООО МК «Агора» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

25.06.2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено постановление № 17  о назначении административного наказания, которым ООО МК «Агора» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, с  назначением  штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона  № 38-ФЗ  предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной; недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В рекламе указывается процентная ставка по займу, срок его предоставления, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 Закона о рекламе, в соответствии с частью 1 которой  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расход лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом  от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Федеральный закон № 353-ФЗ), для заемщика и влияющие на нее.

Согласно статье 6 Федерального закона № 353-ФЗ к условиям, определяющим полную стоимость кредита, отнесены: сумма потребительского кредита (займа): срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); проценты по договору потребительского кредита (займа); платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей; плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа); платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом; сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником; сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ  от 08.10.2012 № 58 (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 58)   к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Данная реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор финансовой услуги; реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с компанией «Отличные наличные» на определенных рекламой условиях.

В рекламах крупно указана процентная ставка по займу, срок его предоставления.

Необходимая существенная для потребителя информация формально присутствует в рекламе,  однако она транслируются короткое время, что не позволяет потребителю ознакомиться и воспринять сведения об условиях получения займа.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов потребителя.

Данные обстоятельства, как верно определил суд,  указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом,  искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы финансовых услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях предоставления займа, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Рекламодателем, в интересах которого распространена реклама, является ООО МК «Агора» (ИНН <***>, место нахождения: 630112,                                       <...>, этаж/офис 18/5), о чем свидетельствуют  договор от 15.02.2021, заключенный  между ООО «Национальный рекламный альянс» и ООО МКК «Агора», на размещение в региональном эфире телеканалов рекламных материалов последнего, приложения  к договору, графики  размещения рекламных материалов, счета, платежные поручения на оплату рекламных услуг.

Таким образом, реклама займов компании «Отличные наличные» противоречит части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

ООО МК «Агора» указывает, что: в рекламе отражена  информация о лице, оказывающем финансовые услуги, время трансляции позволяет ознакомиться со всеми существенными условиями займа; размер шрифта и время трансляции отвечают условиям и обычаям делового оборота, в связи с чем, нарушения рекламного законодательства отсутствуют.

Данные доводы были рассмотрены судом первой инстанции и правомерно не приняты в качестве обоснованных в силу следующего.

В рекламе присутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу, но оно выполнено мелким шрифтом и время считывания его ограничено долями секунды, в связи с чем, является недоступным для восприятия.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя получить полный текст (информацию) рекламы.

Информация о существенных условиях займа выполнена мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом и транслируется короткое время, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому займу.

Учитывая изложенное, как верно установил суд,  несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора займа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как времени трансляции недостаточно для прочтения всего текста.

Использованное заявителем в рекламе время трансляции должно обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи.

В рассматриваемой рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: процент по займу и срок;  иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по оформлению займа, транслируются короткое время, следовательно, прочесть и, тем более, уяснить указанные условия не представляется возможным.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие.

Отсутствие в законе нормы, определяющей размер шрифта и время трансляции рекламных надписей, не свидетельствует о том, что они могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям статьи 5 Закона о рекламе относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Пунктом 28 Постановление Пленума ВАС РФ № 58 установлено, что если соответствующая информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем, то такая информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей; при этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными познаниями.

Тот факт, что существенная информация в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

 Общество разместило рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта и короткое время трансляции привели к потере читаемости существенных условий, что создало условия для введения потребителей в заблуждение, следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения в рекламе займа не доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем, потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Ссылка заявителя жалобы на то, что  по результатам рассмотрения дела при установлении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение по делу, также правомерно не принята судом в силу следующего.

В данном случае непринятие антимонопольным органом решения по делу не может являться безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, которое принималось в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина заявителя выражается в том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы  были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции, правовых оснований нет.

Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  06.09.2021 по делу                  № А73-10790/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Вертопрахова