Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5922/2019
12 ноября 2019 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2019 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Белуга Маркет Хабаровск»: ФИО1 представитель по доверенности от 21.08.2019;
от межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: ФИО2 представитель по доверенности от 19.04.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 26.08.2019 по делу № А73-10982/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Белуга Маркет Хабаровск»
к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Белуга Маркет Хабаровск» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) от 28.05.2019 № у7- ап247/10 о назначении административного наказания по статье 14.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2019 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.08.2019 по делу № А73-10982/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы управление ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2019 по делу № А73-10982/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство 08.10.2019 в порядке статьи 158 АПК РФ откладывалось на 05.11.2019.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции, выводы которого не соответствуют обстоятельствам дела, подлежит отмене.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема ее оборота с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 8 Закона N 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему. Требования к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающим в себя программные средства единой государственной автоматизированной информационной системы и программно-аппаратные средства организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и индивидуальных предпринимателей, представляющие собой комплекс технических устройств и программного обеспечения, и порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к ТТН.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещаются производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N 1459 (далее - Правила N 1459).
Согласно п.п. 18 п. 6 Правил N 1459 в ЕГАИС вносятся сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
Пунктом 15 Правил N 1459 определено, что организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 1459 направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (ред. от 01.12.2016) приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 (далее - Приказ N 149).
В соответствии с п. 5.1.1 приказа N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется организациями, осуществляющими поставку продукции по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке, в том числе в полях "5. дата отпуска груза", "6. номер документа" и "7. серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной (далее - ТТН), сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
В соответствии с п. 24, 25 Правил N 1459 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляет в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 4 настоящих Правил, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, организация направляет в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, заявление с уточненными данными, при этом организация вносит уточнения в ранее направленную информацию после принятия территориальным органом решения о возможности уточнения этой информации. Организация, осуществляющая импорт продукции в Российскую Федерацию, вносит уточнения в ранее направленную информацию по решению территориального органа о возможности уточнения этой информации, согласованному с уполномоченным таможенным органом.
Территориальный орган рассматривает заявление и принимает решение о возможности или невозможности уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, в течение 30 дней со дня получения заявления.
ООО "Белуга Маркет Хабаровск", выявив самостоятельно ошибку, в соответствии с п. 24 Правил N 1459 представило в управление письмо от 07.03.2019 N 137 (вх. N 1752 от 07.03.2019 ) в котором указало о расхождении данных содержащихся в ЕГАИС и копиях ТТН, представленных организацией, в части даты ТТН и даты отгрузки алкогольной продукции, в связи с ошибкой оператора склада при выгрузке ТТН в ЕГАИС. К заявлению были приложены документы в подтверждение необходимость внесения изменений в ЕГАИС.
В ходе анализа представленной ООО "Белуга Маркет Хабаровск" ТТН N СНК\Р000087 от 05.02.2019 и сведений ФГИР "Сервер аналитической отчетности" отчет "Информация по ТТН" установлено, что общество 05.02.2019 внесло в ЕГАИС недостоверные (искаженные) сведения в части даты ТТН и даты отгрузки алкогольной продукции, а именно в ЕГАИС была зафиксирована дата ТТН - 04.02.2019, дата отгрузки - 04.02.2019.
Управлением в отношении ООО "Белуга Маркет Хабаровск" было возбуждено дело N у7-ап247/10 по признакам административного правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ. Обществом зафиксировано в ЕГАИС недостоверные сведения о дате ТТН и дате отгрузки алкогольной продукции.
14.05.2019 по факту выявленного правонарушения должностным лицом управления в присутствии представителя генерального директора общества составлен протокол об административном правонарушении N у7-ап 247/10 по ст. 14.19 КоАП РФ.
Определением от 15.05.2019 N у7-ап247/10 ООО "Белуга Маркет Хабаровск" извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.05.2019.
28.05.2019 заместителем начальника управления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии представителя общества вынесено постановление N у7-ап247/10 о привлечении ООО "Белуга Маркет Хабаровск" к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 155 000 руб.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд, который признал постановление управления незаконным. ООО "Белуга Маркет Хабаровск" не подлежало административной ответственности в соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ, поскольку общество самостоятельно выявило нарушение и сообщило об этом в административный орган о внесении изменений в ЕГАИС, до выявления нарушения административным органом, реализовав свое право на уточнение (исправление) в соответствии с п.24 Правил N 1459. Суд первой инстанции указал, что такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность лиц осуществляющих оборот алкогольной продукции в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений ЕГАИС органами Росалкогольрегулирования. В действиях (бездействиях) ООО "Белуга Маркет Хабаровск" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, а совершенное обществом административное правонарушение грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении оборота алкогольной продукции, в связи с чем, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Пользователями применяется как достоверная и актуальная.
На основании изложенных выше правовых норм, хозяйствующие субъекты, осуществляющие оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируют информацию в ЕГАИС, содержащуюся в товарно-транспортной накладной.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 товарно-транспортная накладная является первичным учетным документом и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
Пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ определен перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. К таким документам относится, в том числе товарно-транспортная накладная.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом с обязательными установленными реквизитами. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни.
Из материалов дела апелляционной инстанцией установлено, что фиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета осуществлялась в отсутствие надлежаще оформленной ТТН, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации.
Общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, каких-либо объективных препятствий этому не установлено. Довод общества о вине его сотрудника и больших объемах оборота алкогольной продукции не освобождает общество от ответственности, поскольку общество обязано контролировать действия своих сотрудников и соблюдать законодательство.
В п. 24 Правил N 1459 закреплена обязанность организации при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации с использованием программно-аппаратных средств направить в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
Общество при самостоятельном выявлении недостоверной фиксации информации и уведомления управления, надлежаще исполнило обязанность, предусмотренную законодателем, что является нормой поведения участника алкогольного рынка. Это не обстоятельство, смягчающее ответственность за совершение правонарушения, поскольку такими могут быть признаны обстоятельства, которые носили непреодолимый характер, не зависели от виновного лица, помешали ему предотвратить само нарушение либо его последствия.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтвержден состав административного правонарушения общества, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Административное правонарушение общества, рассматриваемое в настоящем деле, не является впервые совершенным. Нарушения процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, а также исключительных обстоятельств для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Довод жалобы управления об изменении судом первой инстанции содержания решения принятым определением об исправлении описки основан на не понимании норм АПК РФ и не подтвержден материалами дела. В резолютивной части решения, оглашенной 21.08.2019 по настоящему делу и в решении суда в полном объеме 26.08.2019 только перед словами «арбитражный суд решил» суд указал «ст.2.9 КоАП РФ». При этом в содержании указанных судебных актов отсутствует информация о том, что результат рассмотрения спора с применением судом этой статьи.
В силу ст.179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки без изменения его содержания (в правовом смысле). Определением от 06.09.2019 суд исправил допущенную опечатку, исключив из строки ссылку на «ст.2.9», что не приводит к изменению существа принятого судебного акта, тех выводов, к которым пришел суд на основе исследования доказательств, установления обстоятельств и применения закона.
По ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Апелляционная инстанция отменяет судебное решение, проверив его законность и обоснованность. В удовлетворении заявленного требования общества следует отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.08.2019 по делу № А73-10982/2019 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Белуга Маркет Хабаровск» о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Дальневосточному федеральному округу от 28.05.2019 № у7-ап247/10 о назначении административного наказания по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | И.А. Мильчина |
А.П. Тищенко |