Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5926/2014
20 ноября 2014 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «РефСервис»: ФИО1 представитель по доверенности от 17.01.2014;
от Государственного природного заповедника «Джугджурский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РефСервис»
на решение от 29.09.2014
по делу № А73-8632/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РефСервис» (ОГРН - <***>, ИНН-<***>)
к Государственному природному заповеднику «Джугджурский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления № 03/2014 от 06.06.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «РефСервис» (далее – ООО «РефСервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Джугджурский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – ФГБУ «Государственный природный заповедник «Джугджурский», учреждение, заповедник) № 03/2014 от 06.06.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда от 29.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель ООО «РефСервис» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ФГБУ «Государственный природный заповедник «Джугджурский», в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и в надлежащей форме, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, выслушав представителя общества, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 07.07.2013 несерийное рыбопромысловое судно «Топаз», под управлением капитана ФИО2, вошло на территорию ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» (географические координаты места входа в ООПТ - 56°58Т7,48" С.Ш., 138°47ТЗ,40" В.Д.) и проследовало вдоль береговой линии в залив Федора, (географические координаты 57° 01' С.Ш., 138° 48' В.Д.).
08.07.2013 около 19 часов 30 минут по местному времени судно «Топаз» покинуло территорию заповедника в районе мыса Эйкан (географические координаты места выхода из ООПТ - 57°00'29,04" С.Ш., 138°5Г47,57" В.Д).
Разрешения на нахождение на территории заповедника у капитана судна ФИО2, равно, как и у остальных членов команды судна «Топаз» не имелось.
Судовладельцем несерийного рыбопромыслового судна «Топаз» является ООО «РефСервис».
Исходящим № 71 в адрес ООО «РефСервис» направлено уведомление с указанием места и времени составления протокола об административном правонарушении на 02.04.2014 на 10 часов 30 минут по факту выявленного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП РФ.
Уведомление направлено по юридическому адресу ООО «РефСервис» - 692900, <...>, а также заказным почтовым отправлением по адресу 692802, <...>, указанные почтовые уведомления получены обществом по двум адресам 24.02.2014 и 28.02.2014, что подтверждается почтовыми уведомлениями, представленными в материалы дела. 02.04.2014 главным государственным инспектором по охране территории ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» Тен Хо За, в отношении ООО «РефСервис», в отсутствии представителя общества, был составлен протокол № 08/2014 об административном правонарушении по статье 8.39 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес ООО «РефСервис» вместе с извещением от 04.04.2014 исх. № 22 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 06.06.2014 на 10 часов 30 минут, по двум вышеуказанным адресам общества заказными письмами с уведомлением.
Указанное извещение и протокол об административном правонарушении получены обществом по двум адресам 22.04.2014 и 25.04.2014, что подтверждается почтовыми уведомлениями, представленными в материалы дела.
06.06.2014 заместителем главного государственного инспектора по охране территории ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» ФИО3, в отношении ООО «РефСервис», в отсутствие представителя общества, вынесено постановление № 03/2014 от 06.06.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно статьи 8.39 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Охрана окружающей среды представляет собой деятельность, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В силу статьи 4 Закона объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе государственные природные заповедники (статья 1 Закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон РФ № 33-ФЗ) государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, в границах которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных названным федеральным законом.
Статьей 9 Закона РФ № 33-ФЗ установлен режим особой охраны территорий государственных природных заповедников. Так, частью 5 указанной статьи определенно, что пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
Государственный природный заповедник «Джугджурский» создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.09.1990г. № 355 на общей плошали 806256 гектаров. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 05.11.1991 № 1155р и приказом Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР от 24.12.1991г. № 2 территория заповедника «Джугджурский» расширена за счет включения в его состав части акватории Охотского моря площадью 53.7 тыс. гектаров.
В соответствии с пунктом 13 Устава ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский», утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 24.05.2011 № 415 земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственного природного заповедника «Джугджурский», предоставляются ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 2 данного Устава и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2056-р ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» находится в ведении Минприроды России.
Положением о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Джугджурский», утвержденным заместителем председателя Госкомэкологии Российской Федерации 25.09.1997, утверждено описание границ заповедника.
В частности, из графической и описательной части приложений к названному Положению следует, что залив Федора территориально находится в границах заповедника «Джугджурский».
Согласно пункту 14 Положения о заповеднике - на территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей, животных, природных комплексов и объектов;
в) предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам;
г) проведение научных исследований, включая экологический мониторинг;
е) ведение эколого-просветительской работы;
ж) осуществление контрольных функций.
В соответствии с пунктом 15. Положения о заповеднике на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории и осуществляется в соответствии с настоящим Положением о заповеднике, а именно: организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего работникам заповедника, проживающим на его территории предоставление работникам заповедника, проживающим на его территории, служебных наделов -пахотной земли и сенокосов; заготовка (в порядке прочих рубок) дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и проживающих на его территории граждан; сбор грибов, орехов, ягод гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления и без права продажи; организация и устройство учебных и экскурсионных экологических маршрутов; любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи); размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.
Разрешения на вышеуказанные пользования выдаются администрацией заповедника на основании решения Ученого совета заповедника Площадь сенокосов, пастбищ, мест побочного лесопользования не может превышать 3% площади заповедника. Лов рыбы допускается около кордонов, зимовий по правилам рыболовства, действующим в Аянском районе Хабаровского края. Изменения в порядок природопользования на территории заповедника могут быть внесены лишь после обсуждения на Ученом совете заповедника и утверждения в Минприроды России
В акватории государственного природного заповедника «Джугджурский» в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 05.11.1991г. № 1155-р разрешается рыболовецкому колхозу «Восход» ограниченная хозяйственная деятельность по вылову: краба в объеме до 120 тонн в период с июня по октябрь в бухте Федора; горбуши до 30 тонн, кижуча до 25 тонн, кеты до 50 тонн в период с августа по октябрь в устье р. Лантарь.
С апреля по июнь разрешается проход судов по заповедной акватории, прилегающей к Мальминским островам.
Согласно пункту 16 Положения о заповеднике пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данного заповедника, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками Минприроды России, допускается только при наличии разрешений Минприроды России или дирекции заповедника.
Учитывая изложенное, нахождение физических лиц, не являющихся работниками ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» либо должностными лицами Минприроды России, в ведении которого находится данный заповедник, на территории государственного природного заповедника «Джугджурский», в частности - в бухте Федора, территориально входящем в состав заповедника, в отсутствие специального разрешения, является нарушением части 5 статьи 9 Закона РФ № 33-ФЗ и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что 07.07.2013 несерийное рыбопромысловое судно «Топаз», под управлением капитана ФИО2, вошло на территорию ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» (географические координаты места входа в ООПТ - 56°58Т7,48" С.Ш., 138°47ТЗ,40" В.Д.) и проследовало вдоль береговой линии в залив Федора, (географические координаты 57° 01' С.Ш., 138° 48' В.Д.).
08.07.2013 около 19 часов 30 минут по местному времени судно «Топаз» покинуло территорию заповедника в районе мыса Эйкан (географические координаты места выхода из ООПТ - 57°00'29,04" С.Ш., 138°5Г47,57" В.Д).
Разрешения на нахождение на территории государственного природного заповедника «Джугджурский» у капитана судна ФИО2, равно, как и у остальных членов команды судна «Топаз» не имелось.
Судовладельцем несерийного рыбопромыслового судна «Топаз» является ООО «РефСервис».
Представителем ООО «РефСервис» указанное обстоятельство не оспаривается, факт нахождения судна на территории ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» подтверждается письмом пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, картой схемой нарушения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействиях) ООО «РефСервис» события правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО «РефСервис», находившимися на судне «Топаз» ограничений, установленных частью 5 статьи 9 Закона РФ № 33-ФЗ, является установленным, что является основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о его вине.
Доказательств уведомления ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» о заходе судна в заповедную зону, получения разрешения на заход судна, а также, что судно при заходе в заповедную зону находилось в трудных погодных условиях суду не представлено.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Административным органом доказано событие административного правонарушения, а также вина общества во вмененном ему административном правонарушении.
Порядок и сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
Довод представителя ООО «РефСервис» со ссылкой на режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России 2010г., в котором отсутствует запрет захода в бухту Федора, уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Информация о режиме пребывания в ФГБУ «Государственный заповедник «Джугджурский» является открытой, в соответствии с пунктом 15 Положения о заповеднике с апреля по июнь разрешается проход судов по заповедной акватории, прилегающей к Мальминским островам. Заход судов на территорию заповедника возможен при получении соответствующего разрешения в установленном законом порядке, однако такого разрешения ООО «РефСервис» получено не было.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановление от 06.06.2014 административного органа о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.39. КоАП РФ является законным и обоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2014 по делу № А73-8632/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А. Швец
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Е.И. Сапрыкина