Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5942/2021
24 декабря 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от АО «Северный Мир»: ФИО1, представителя по доверенности от 23.07.2021;
от Хабаровской таможни: ФИО2, представителя по доверенности от 13.12.2021; ФИО3, представителя по доверенности от 02.04.2021;
от ООО «ВТП Сервис Групп»: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества «Северный Мир» на решение от 08.09.2021
по делу № А73-11112/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Акционерного общества «Северный Мир»
к Хабаровской таможне
о признании незаконными действий
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп», Дальневосточная электронная таможня
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Северный мир» (далее – АО «Северный мир», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Хабаровской таможни (далее – таможенный орган, таможня) в период с 17.06.2021 по дату фактического рассмотрения судебного дела по существу, выразившихся в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС товара (бивни мамонта и их фрагменты), задекларированного по ДТ № 10720010/020621/0040507 и выпущенных по процедуре ЭК-10 с проставлением электронных отметок таможенного органа: таможенный пост Дальневосточный (ЦЭД) «2-10 ВЫПУСК ТОВАРОВ РАЗРЕШЕН 030621 ЛНП 021», оформленных таможенным органом в соответствии с действующим законодательством ЕАЭС и РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью «ВТП Сервис Групп», Дальневосточная электронная таможня.
Решением суда от 08.09.2021 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Северный мир» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов жалобы общество указывает, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ таможня не доказала законность действий по не выпуску спорного товара с таможенной территории ЕАЭС и его удержанию на складе временного хранения Благовещенского таможенного поста при наличии и предоставлении лицензии Министерства промышленности и торговли РФ № 200RU20002010365 от 26.01.2021, разрешающую вывоз культурных ценностей. Кроме того указывает, что в нарушение действующего законодательства таможней принято решение о проведении экспертизы культурных ценностей со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 14.09.2020 № 1425, вступившее в силу с 01.01.2021, и не имеющее отношение к спорному вопросу по вывозу.
До судебного заседания заявитель жалобы направил дополнительные пояснения по доводам апелляционной жалобы с приложением дополнительных доказательств, которые приобщены к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ.
Представители таможенного органа отклонили доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, настаивали на законности судебного решения, ссылаясь, в том числе на дополнительные документы, также приобщенные апелляционным судом к материалам дела.
Дальневосточная электронная таможня в отзыве на жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами, указав на законность решения суда.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось по заявлению общества.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указывая, что при наличии всех разрешительных документов у таможни отсутствовали основания для совершения спорных действий.
Таможня осталась на своей позиции.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных письменных пояснений, отзывов таможенных органов, заслушав участников процесса, суд второй инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что 08.09.2020 между заявителем (продавец) и китайской компанией ZHUHAI ANKAMFOK JEWELLERY COMPANY (покупатель) заключен внешнеэкономический контракт № 2020-04, по условиям которого продавец обязался поставить покупателю бивни и фрагменты бивней мамонта.
02.06.2021 АО «Северный мир» для вывоза в КНР подана ДТ № 40507, в соответствии с которой к вывозу заявлены предметы коллекционирования по палеонтологии, бивни и фрагменты бивней мамонта, всего 33 штуки (код ТН ВЭД ЕАЭС 9705 00 000 0).
К декларации приложен контракт № 2020-04 от 08.09.2020, спецификация к контракту; ветеринарные свидетельства от 31.05.2021 №№ 10028059336. 10028059352, 10028059302, выданные ГБУ Республики Саха (Якутии) «Управление ветеринарии города Якутска»; экспертное заключение от 05.11.2020 № 36; заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84; лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли РФ, от 26.01.2021 № 200RU20002010365.
03.06.2021 товар выпущен в соответствии с процедурой (экспорт) «ЭК-10» с проставлением электронных отметок таможенного органа: таможенный пост Дальневосточный (ЦЭД) «2-10 ВЫПУСК ТОВАРОВ РАЗРЕШЕН 030621 ЛНП 021».
Обществом получено решение о погрузке на судно для дальнейшего убытия с территории Российской Федерации вышепоименованного товара.
До фактического убытия судна «LONGBO 8201», предоставленного инопартнером, Благовещенским таможенным постом выставлено требование перевозчику - Хэйхэскому портовому управлению, о предоставлении товара для проведения таможенного досмотра.
13.06.2021 начат таможенный досмотр, по итогам которого составлен акт таможенного досмотра от 15.06.2021 № 10703160/150621/000027, зафиксировавший , что один из 33 представленных образцов имеет длину более 3 000 мм.
17.06.2021 повторно подано поручение на погрузку, но позже аннулировано, и таможенным органом вынесено решение о назначении таможенной экспертизы от 17.06.2021 № 10703160/170621 /ПВ/00000.
Основанием для проведения экспертизы указан профиль риска № 55/10000/11062008/00230.
Согласно акту отбора проб и образцов № 10703160/220621/000001 таможней 22.06.2021 отобраны пробы и образцы.
Вместе с тем, АО «Северный мир», не согласившись с действиями таможни в период с 17.06.2021, выразившимися в препятствии фактическому вывозу с таможенной территории ЕАЭС бивней мамонта и их фрагментов, задекларированных по ДТ № 40507, оспорило их в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования заявителя, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий, с чем соглашается и апелляционный суд.
Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон № 4804-1) регулирует отношения по перемещению культурных ценностей из Российской Федерации в иностранные государства, не являющиеся государствами - членами Евразийского экономического союза, а также в Российскую Федерацию из иностранных государств, не являющихся государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно статье 5 этого Закона под культурными ценностями, имеющими особое значение, понимаются культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.
В силу статьи 35.1 Закона № 4804-1 культурные ценности, имеющие особое значение, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 №1425 (далее – Постановление Правительства № 1425), официально опубликованным 17.09.2020, но вступившим в законную силу с 01.01.2021, во исполнение абзаца третьего статьи 5 и пункта 8 статьи 11.2 Закона № 4804-1 определены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение (далее – Критерии).
В соответствии с названными Критериями к культурным ценностям, являющимся естественно-научными материалами, имеющими особое научное значение, относятся, в том числе:
бивни ископаемых животных и их фрагменты с выявленной патологией роста или развития, в том числе бивни необычной конфигурации (включая патологию роста бивня - кольцо, полная спираль, размерная деградация), бивни особей, находящихся на ранних стадиях онтогенеза, бивни карликовых форм мамонтов независимо от их размеров и сохранности;
бивни ископаемых животных весом 100 килограмм и более и (или) бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня;
бивни ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние сохранности которых позволяет установить все основные параметры - длину по наружной дуге и хорде, длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости);
фрагменты бивней ископаемых животных независимо от веса и размера, состояние которых позволяет установить длину внутриальвеолярной части, глубину альвеолярного конуса и диаметры (максимальный диаметр и диаметр при выходе из альвеолы и альвеолярной полости).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, с 01.01.2021 культурные ценности, имеющие особое значение согласно установленным Критериям, не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
Из материалов дела видно, что спорные бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 33 штук по ДТ № 40507 заявлены к вывозу после 01.01.2021. Следовательно, для их вывоза без обязательств обратного ввоза должны быть признаны отсутствующими критерии отнесения их к культурным ценностям, имеющим особое значение.
В качестве документов, разрешающих вывоз, обществом в июне 2021 года представлены таможенному органу экспертное заключение от 05.11.2020 № 36, заключение (разрешительный документ) от 17.12.2020 № RU/2020/3-84 и лицензия, выданная Министерством промышленности и торговли РФ, от 26.01.2021 № 200RU20002010365).
Данные документы составлены по критериям отнесения культурных ценностей к имеющим особое значение, действовавшим до 01.01.2021, что не оспаривается АО «Северный мир»
Вместе с тем, обращаясь за судебной защитой, общество ссылается на то, что с 01.01.2021 в связи с введением в действие Критериев произошло расширение перечня бивней ископаемых животных и их фрагментов, являющихся культурными ценностями, имеющими особое значение, и, исходя из общих правил о действии закона во времени, они не могут быть применены к правоотношениям, фактически возникшим при получении разрешительных документов на вывоз спорного товара.
Отклоняя данную позицию, арбитражный суд верно указал, что вывозимая АО «Северный мир» в 2021 году партия бивней и фрагментов бивней мамонта подлежала контролю на предмет недопустимости вывоза культурных ценностей, имеющих особое значение, а представленные совместно с ДТ № 40507 разрешительные документы, не учитывающие измененное с 01.01.2021 регулирование в сфере определения культурных ценностей, имеющих особое значение, не могут расцениваться как документы, подтверждающие возможность вывоза рассматриваемых культурных ценностей в данной ситуации.
Довод апеллянта, что таможенный орган превысил свои полномочия, проводя таможенный досмотр и назначая таможенную экспертизу, отклоняется в силу следующего.
Пунктом 7 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что таможенные органы в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации осуществляют противодействие незаконному обороту культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза; названные товары находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы Союза, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, указанных пунктах 9 и 10 статьи 14 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 310 Кодекса таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
Пунктом 5 статьи 377 ТК ЕАЭС установлено, что информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов.
Частью 3 статьи 314 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации определено, что тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 254 данного Федерального закона определены функции таможенных органов, в том числе выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проведение неотложных следственных действий и осуществления предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 8 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 31.05.2018 № 833, к полномочиям таможни относится разработка, согласование и утверждение проектов профилей рисков и методик анализа рисков, а также предложений об актуализации (отмене) профилей рисков и методик анализа рисков.
Приказом ФТС России от 18.08.2015 № 1677, утверждена стратегия и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений) (далее - Стратегия и тактика).
В соответствии с пунктом 12 Стратегии и тактики в целях определения возможности возникновения риска и последствий нарушений законодательства в случае его возникновения таможенными органами на основе информации, полученной в результате сбора и обработки, проводятся анализ и оценка риска.
На основании пункта 14 Стратегии и тактики таможенные органы при оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования участников ВЭД используют информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения
Таким образом, фактически выявленный таможенным органом профиль риска не является документом властно-распорядительного характера непосредственно для участников внешнеэкономической деятельности, в частности для заявителя по делу, а перечисленные в нем необходимые к принятию меры корреспондируют праву таможенного органа проверять достоверность заявленных сведений.
При этом, ни ТК ЕАЭС, ни Федеральный закон № 289-ФЗ не ограничивают таможенные органы в части выбора тех или иных мер по минимизации рисков, предоставляя таможенному органу право определить конкретные формы таможенного контроля необходимые в каждом конкретном случае.
При наличии у таможенных органов информации о возможном нарушении права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации, а также при необходимости проверки данной информации посредством проведения таможенного досмотра и (или) таможенной экспертизы, информация, поступившая на Благовещенский таможенный пост обязательна к использованию, и в соответствии с данной информацией применяются меры по минимизации рисков.
Таким образом, действия таможенного органа в данной части признаются совершенными в пределах полномочий и с соблюдением действующего законодательства.
В отношении правомерности назначения экспертизы также поддерживается вывод арбитражного суда.
Одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр, под которым в соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС понимается проведение осмотра и совершение иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (пункт 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
В статье 336 Закона №289-ФЗ определен порядок проведения таможенной экспертизы иной экспертной организацией (иным экспертом) в случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом.
По смыслу данной нормы проводимая иной экспертной организацией (иным экспертом) экспертиза равнозначна таможенной экспертизе.
Постановлением Правительства № 1425 помимо Критериев утверждены Правила проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 4 названных Правил № 1425 экспертиза задержанных культурных ценностей осуществляется экспертами по обращению таможенного и (или) иного правоохранительного органа о проведении экспертизы. Непосредственно порядок проведения экспертизы задержанных культурных ценностей определен разделом V Правил № 1425.
Из материалов дела видно, что в ходе проведения таможенного досмотра партии товара, заявленной к вывозу по ДТ № 40507, при применении измерительной рулетки выявлено, что длина одного бивня по дуге равна 3 050 мм.
Поскольку в соответствии с Критериями бивни длиной по наружной кривизне 300 сантиметров и более независимо от сохранности бивня относятся к культурным ценностям, имеющим особое значение, таможенный орган, обоснованно назначил таможенную экспертизу для разрешения вопроса: относятся ли рассматриваемые бивни мамонтов и их фрагменты к культурным ценностям, имеющим особое значение, исходя из Критериев, обозначенных Постановлением Правительства № 1425.
Ссылка общества на дополнительно представленную в суд второй инстанции переписку с Минпромторгом России от 16.11.2021, Управлением Минкультуры России по СЗФО от 26.10.201, Евразийской экономической комиссией от 25.10.2021, также не принимается во внимание, поскольку содержание данных документов не опровергает выводы арбитражного суда по существу заявленного спора.
В свою очередь, письмо Минкультуры России от 01.11.2021, представленное таможней, подтверждает правомерность действий последней.
С учетом изложенного, оснований для признания недействительными оспариваемых действий таможенного органа у апелляционного суда не имеется.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.09.2021 по делу № А73-11112/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу «Северный Мир» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 16.09.2021 № 306, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.Г. Харьковская |