ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-5946/20 от 09.12.2020 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5946/2020

10 декабря 2020 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2020 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи    Швец Е.А.

судей                                                Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Дальстройиндустрия": ФИО1, представитель по доверенности от 07.10.2020 № 16 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: не явились;

от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью  "Уровень": ФИО2, представитель по доверенности от 20.11.2020 № 18 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);

акционерного общества "Дальтрансуголь":ФИО3, по доверенности от 11.02.2019 № 27АА 0972851;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

на решение от  01.10.2020

по делу № А73-9487/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по  заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Дальстройиндустрия"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о  признании недействительными решение, предписание

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью  "Уровень"; акционерное общество "Дальтрансуголь"

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Дальстройиндустрия» (далее – заявитель, Общество, ООО «Дальстройиндустрия») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным  в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решение от 03.06.2020 № 8-01/160 (027/01/18.1-695/2020) и предписание от 03.06.2020 № 8-01/160 (027/01/18.1-695/2020).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Уровень» (далее – ООО «Уровень»), акционерное общество «Дальтрансуголь» (далее – АО «Дальтрансуголь», заказчик).

Определением суда от 29.06.2020 заявление ООО «Дальстройиндустрия» о принятии обеспечительных мер удовлетворено, приостановлено действие решения Хабаровского УФАС России от 03.06.2020 № 8-01/160 (027/01/18.1-695/2020) до вступления в законную силу судебного акта по делу № А73-9487/2020.

Определением суда от 22.07.2020 заявление АО «Дальтрансуголь» об отмене обеспечительных мер удовлетворено, принятые определением Арбитражным судом Хабаровского края от 29.06.2020 по делу № А73-9487/2020 обеспечительные меры отменены.

Решением от 01.10.2020 суд заявленные ООО «Дальстройиндустрия» требования удовлетворил.

Не согласившись с решением суда, Хабаровское УФАС России заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела.

Хабаровское УФАС России, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило.

  ООО «Дальстройиндустрия» в представленном отзыве, представитель в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

 Представитель АО «Дальтрансуголь» в судебном заседании вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы либо об отказе в ее удовлетворении оставил на усмотрение суда.

Представитель ООО «Уровень» поддержал позицию антимонопольного органа, просил отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных  ООО «Дальстройиндустрия» требований отказать. По мнению ООО «Уровень» запросив дополнительные документы только у ООО «Дальстройиндустрия» заказчик нарушил права других участников.

 Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 21.04.2020 АО «Дальтрансуголь» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009095228 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение ремонтных работ подъездных и соединительных железнодорожных путей № 3, 5, 6, 7, 8, 9 (инв.№ 0000001274), № 21 (инв.№ 0000001274), № 16 (инв. № 0000001274), № 12, 13, 14 (инв. № 0000001274)».

Дата начала срока подачи заявок и документов – 21.04.2020. Дата окончания подачи предложений и документов 05.05.2020. Дата рассмотрения предложений и документов – 06.05.2020. Дата подведение итогов 12.05.2020.

Начальная (максимальная) цена договора - 29 520 000 руб.

Согласно протоколу № 1 оценки заявок заочной формы заседания на участие в запросе предложений № 32009095228 от 12.05.2020 (с учетом протокола заочной формы заседания об устранении технической ошибки от 21.05.2020 №1), по окончании срока подачи заявок подано 3 заявки: ООО «Дальстройиндустрия» с ценовым предложением 29 517 416,40 руб., ООО «Уровень» с ценовым предложением 29 077 094,24 руб., ООО «ПриоритиЛогистик» с ценовым предложением 28 500 000 руб.

По результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией отклонена от участия заявка ООО «ПриоритиЛогистик», как несоответствующая требованиям закупочной документации, к участию в запросе предложений допущены заявки ООО «Дальстройиндустрия», ООО «Уровень».

На основании совокупности критериев конкурсной комиссией принято решение о признании победите­лем ООО «Дальстройиндустрия», с присвоением ему максимального количества баллов - 96,38.

  ООО «Уровень» полагая, что ООО «Дальстройиндустрия» признано победителем необоснованно, обратилось в Хабаровское УФАС России с жалобой на действия заказчика.

 По результата рассмотрения жалобы Хабаровским УФАС России принято решение от 03.06.2020 по делу № 8-01/160 (027/01/18.1-695/2020), в соответствии с которым жалоба ООО «Уровень» признана обоснованной, действия закупочной комиссии АО «Дальтрансуголь» признаны нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ).

Основанием для принятия такого решения явился тот факт, что конкурсная комиссия АО «Дальтрансуголь» запросила у ООО «Дальстройиндустрия» доку­менты, подтверждающие выполнение работ по представленному в составе поданной заявки, референт-листу; представленные Обществом договоры приняты к оценке закупочной комиссией, тогда как, по мнению антимонопольного органа, закупочной документацией, Положением о закупке возможность заказчика, организатора закупки запросить догово­ры в целях оценки опыта участника закупки в случае, если такие договоры не представлены в составе заявки, не предусмотрена, а поскольку отсутствие договоров в соответствии с закупочной документацией по критерию «опыт выполнения аналогичных работ» предполагает присвоение 0 баллов, Обществу необоснованно начислено максимальное количество баллов, вследствие чего, заявитель признан победителем безосновательно.

На основании указанного решения АО «Дальтрансуголь» выдано предписание от 03.06.2020 по делу № 8-01/160 (027/01/18.1-695/2020) с требованием в срок до 22.06.2020 отменить протокол оценки заявок от 12.05.2020 на участие в процедуре, в части оценки заявки ООО «Уровень» и признании его победителем; провести повторно процедуру рассмотрения заявок и подведение итогов, с учетом замечаний, изложенных в решении Комиссии Хабаровского УФАС России.

Во исполнение предписания Хабаровского УФАС России от 03.06.2020 № 8-01/160 (027/01/18.1-695/2020), АО «Дальтрансуголь»:

- отменило протокол оценки заявок заочной формы заседания на участие в запросе предложений № 32009095228 от 12.05.2020, о чем утвердило протокол заочной формы заседания №1 от 19.06.2020;

- повторно провело процедуру рассмотрения заявок и подведение итогов, по результатам которых признало победителем компанию – ООО «Уровень», что подтверждается протоколом от 19.06.2020 №2 оценки заявок заочной формы заседания на участие в запросе предложений № 32009095228.

Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, ООО «Дальстройиндустрия» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции,   удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг для отдельных видов юридических лиц.

 В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона (конкурентные или неконкурентные способы закупки), порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ установлены общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, к которым в том числе отнесены: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

При этом Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, что свидетельствует о том, что заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям пунктов 2, 9, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные по­ложением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Порядок проведения конкурентной закупки на АО «Дальтрансуголь» определен Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Дальтрансуголь» (далее — Положение о закупках), утвержденным решением Совета директоров АО «Дальтрансуголь» протоколом № 1 от 27.01.2020.

Согласно пункту 8.4 Положения о закупках, порядок проведения конкретного запроса предложений устанавливается в извещении о запросе предложений и в документации о закупке, подготовленных в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Участники закупки подготавливают свои заявки на участие в запросе предложений, в соответствии с требованиями документации о закупке (пункт 8.5 Положения о закупках).

 АО «Дальтрансуголь» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, а также документация о закупке от 20.04.2020 № 92.

В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ заказчик определяет требова­ния к участникам закупки в документации о конкурентной закупке, в соответ­ствии с положением о закупке.

Как следует из документации о закупке, в разделе «Требования к участникам закупки» указано требование о предоставлении участником закупки для участия в запросе предложений информации и документов, в числе которых, в том числе:

- календарный график производства работ (приложение № 4 к договору);

- график платежей (приложение № 5 к договору);

- подтверждение согласия с условиями проекта договора (приложение № 2);

- опись документов, составляющих заявку участника закупки с указанием имени файла электронной копии документа (приложение № 3);

- фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты (карта контр­агента - приложение № 4);

- референт-лист (приложение № 5);

- декларацию о принадлежности/не принадлежности участника к катего­рии субъекта малого и среднего предпринимательства (приложение № 6);

- справка, подтверждающая отсутствие/действие введенных в отношении компании санкций (приложение № 7);

- локально-сметный расчет, выполненный в соответствии с требованиями к составлению сметной документации (приложение № 8,9);

- справка о материально-технических ресурсах (приложение № 10);

- справка о трудовых ресурсах с приложением документов, указанных в примечании (приложение № 11).

Согласно Примечанию к разделу «Требования к участникам закупки», вышеуказанные приложения должны быть заполнены в соответствии с приложенными шаблонами, скрепленные печатью участника закупки (для юри­дического лица) (при наличии) и подписанные участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки, и представленные в виде скан-копии в формате PDF. В случае несоответствия, документ не будет принят к рассмотре­нию, то есть признан не предоставленным.

Участники, не предоставившие полный объем документов или не соответ­ствующие установленным требованиям не допускаются до участия в закупоч­ной процедуре.

Таким образом, перечень документов, необходимый к представлению участником закупки для участия в запросе предложений, непредставление которого влечет недопущение до участия в закупочной процедуре, четко определен.

Вместе с тем, указанный перечень, таких документов, как копии договоров, подтверждающие выполнение участником работ (в том числе приложения к договору), копии подписанных актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), оформлен­ных непосредственно на имя участника размещения заказа, не содержит.

Сведения о необходимости предоставлений указанных документов содержится в разделе «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений» документации о закупки, в пункте 2 которого указано, что для оценки сведений по показателю «наличие опыта выполнения аналогичных работ в соответствии с дефектной ведомостью» участник конкурса представляет на рассмотрение сведения, которые вносит в референт-лист (при­ложение № 5).

Для подтверждения факта выполненных работ участник конкур­са должен предоставить копии договоров (в том числе приложения к договору), копии подписанных актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), оформлен­ных непосредственно на имя участника размещения заказа. В случае непредс­тавления документов, подтверждающих выполнение работ по предоставленным договорам, информация, размещенная в референт-листе рассматриваться не будет. В случае не предоставления копий вышеперечисленных документов, под­тверждающих факт выполнения работ, участнику закупочной документации присваивается 0 баллов.

Как установлено судом, при подаче документов для участия в запросе предложений ООО «Дальстройиндустрия»  представлены поименованные в перечне к разделу «Требования к участникам закупки» документы, в том числе референт-лист (приложение № 5).

Впоследствии, в ходе рассмотрения предложений и документов участников, конкурсная комиссия письмом от 06.05.2020 № 1, на основании подпункта 1 пункта 8.13 Положения о закупке, запросила у ООО «Дальстройиндустрия» доку­менты, подтверждающие факт выполнения работ по представленному в составе поданной заявки, референт-листу.

07.05.2020 ООО «Дальстройиндустрия» представило комплект документов, в том числе договоры, которые были приняты к оценке конкурсной комиссией.

Антимонопольный орган, признавая действия конкурсной комиссии ООО «Дальстройиндустрия» нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, исходил из того, что закупочной документацией, Положением о закупке возможность заказчика, организатора закупки запросить догово­ры в целях оценки опыта участника закупки в случае, если такие договоры не представлены в составе заявки, не предусмотрена.

Вместе с тем, подпунктом 1 пункта 8.13 Положения о закупке установлено, что в рамках процедуры рассмотрения заявок на участие в запросе предложений конкурсная комиссия имеет возможность истребовать у участников закупки разъяснение положений заявок и предоставление недостающих документов (при необходимости).

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требования статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, учитывая, что Обществом при подаче документов для участия в запросе предложений, было исполнено требование документации о закупке относительно представления перечисленных в разделе «Требования к участникам закупки» документов, в том числе референт-листа, на основании которого заказчик оценивает «наличие опыта выполнения аналогичных работ в соответствии с дефектной ведомостью», а также то, что конкурсная комиссия в соответствии с Положением о закупках обладала правом запросить при необходимости недостающие документы, в том числе копии договоров, копии подписанных актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), пришел к обоснованному выводу, что у Хабаровского УФАС России отсутствовали правовые основания для признания действий конкурсной комиссии АО «Дальтрансуголь» нарушающими требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Поддерживая вывод суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также учитывает, что ООО «Уровень» подавая заявку представило копии договоров, копии подписанных актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), данное обстоятельство представитель третьего лица подтвердил в судебном заседании.

Кроме того,   в данном случае, установленные в документации о закупке требования к участникам запроса предложений, в равной степени применяются ко всем участникам закупки, обеспечивают отбор контрагента, соответствующего требованиям заказчика и не создают при этом каких-либо дискриминационных условий по отношению к участникам закупки.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  01.10.2020 по делу № А73-9487/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

         Е.А. Швец

Судьи

Е.И. Сапрыкина

      А.П. Тищенко