Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-5975/2020
16 декабря 2020 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2020 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры: прокурора Саблина А.П., удостоверение № 167391;
от Администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Амурского городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 02.10.2020 по делу № А73-12220/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратуры Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры
к Администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Комсомольская-на-Амуре межрайоная природоохранная прокурора и Амурская бассейновая природоохранная прокуратура обратились с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», об обязании администрации разработать и утвердить соответствующий правовой акт.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает на то, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В обоснование доводов ссылается на отсутствие полномочий на принятие правовых актов в сфере недропользования и соответствующего вида муниципального контроля ввиду того, что Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) данные вопросы не отнесены к вопросам местного значения.
В судебном заседании второй инстанции представитель прокуратуры выразил несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, настаивал на законности судебного решения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие; администрация заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, выслушав пояснения участника процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что при проведении прокурорской проверки по вопросам исполнения полномочий в сфере недропользования и муниципального контроля установлено, что администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором в адрес Главы городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края представления от 27.02.2020 № 2- 16в-2020 об устранении нарушений федерального законодательства.
Письмом от 27.03.2020 № 01-21-1960 администрация информировала прокуратуру о том, что к полномочиям органов местного самоуправления не относится издание правовых актов по вопросам пользования недрами.
Полагая, что указанное бездействие администрации является незаконным, прокуратура обратилась в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта (действий) закону или иному правовому акту и нарушение актом (действием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования прокуратуры, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности этих условий, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Статьей 4 Закона о недрах определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования, которые корреспондируют положениям подпункта 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Кроме того, статьей 1.1 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 17.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 2 названного Закона под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 Устава городского поселения «Город Амурск», утвержденного решением Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района от 23.06.2005 № 17, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Хабаровского края.
Отсутствие правового акта о порядке осуществления муниципального контроля за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, порождает неопределенность в отношении требований к организациям и предпринимателям, создает возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга.
Исходя из приведенных норм права и установленных фактических обстоятельств дела, арбитражный суд пришел к верному выводу о наличии факта неправомерного бездействия администрации.
Доводы администрации об отсутствии у нее, как у органа местного самоуправления, полномочий на принятие соответствующих правовых актов в сфере недропользования, признаются несостоятельными и не принимаются во внимание с учетом вышеизложенного.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.10.2020 по делу № А73-12220/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.И. Сапрыкина |
Судьи | И.А. Мильчина |
А.П. Тищенко |