ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6094/2009 от 11.02.2010 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск

11 февраля 2010 года

№ 06АП-6094/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2010 года.

Полный текст  постановления изготовлен февраля 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Михайловой А.И.

судей                                       Песковой Т. Д., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии  в заседании:

от администрации города Хабаровска: представитель ФИО1 по дов. от 21.12.2009 № 1.1.59/471, представитель ФИО2 по дов. от 18.09.2009 № 1.1.5/372;

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю: представитель ФИО3 по дов. от 26.01.2010 № 8юр/21/814.1-08;

от открытого акционерного общества «Хабаровский судостроительный завод»: представитель ФИО4 по дов. от 01.11.2008 № 34/10

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  администрации города Хабаровска

на решение от 26 ноября 2009 года

по делу № А73-13678/2009

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Суминым Д.Ю.

по заявлению администрации города Хабаровска

о  признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю от 03.06.2009 № 945 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск»

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

установил:

         администрация города Хабаровска обратилась с заявлением о признании недействительным Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее – ТУ Росимущества по Хабаровскому краю) от 03.06.2009 № 945 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск».

         В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» (далее – ОАО «ХСЗ»).

         Решением от 26.11.2009 суд требования удовлетворил частично. Признал Распоряжение ТУ Росимущества по Хабаровскому краю недействительным в части имущества - общежития, находящегося в <...>, как принятого с нарушением норм законодательства. В остальном – в удовлетворении требований отказал.

         Посчитав, что судом неверно применены норы материального и процессуального права, администрация города Хабаровска обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить его в части отказа в удовлетворении требований.

         В судебном заседании представители администрации города Хабаровска поддержали доводы жалобы. Просили решение в обжалуемой части отменить.

         Представитель ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суд оставить без изменения.

         В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, жалобу оставить без удовлетворения.

         Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         ТУ Росимущества по Хабаровскому краю 03.06.2009 издано Распоряжение № 945 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск», в соответствии с которым в муниципальную собственность передано недвижимое имущество - общежития, находящее в федеральной собственности и расположенные в г. Хабаровске по адресам: ул. Краснореченская, 75 А, Литер А; ул. Краснореченская, 56, Литер А., ул. Суворова, 6, Литер А.

Отказывая частично в удовлетворении требований, суд указал на то, что собственник был вправе распорядиться общежитиями, расположенными по адресам: <...>, Литер А; ул. Краснореченская, 56, Литер А в силу закона, следовательно, Распоряжение ТУ Росимущества по Хабаровскому краю в указанной части является законным и обоснованным. В части имущества - общежития, находящегося в <...>, суд признал Распоряжение недействительным, как принятое без согласия федерального государственного учреждения, которому данное имущество принадлежало на праве хозяйственного ведения.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, в обжалуемой части, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон № 122-ФЗ), имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается. При этом решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с пунктами 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержание муниципального жилого фонда, организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Приложением № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общежития, перечисленные в Приложении к оспариваемому распоряжению 09 № 945, являются жилым фондом, который, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находятся на территории муниципального образования «Городской округ «Город Хабаровск», следовательно, их содержание относится к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, оспариваемое распоряжение издано в соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами и основания для признания его недействительным у суда отсутствуют.

Доводы администрации города Хабаровска о том, что оспариваемое распоряжение вынесено в отсутствие его волеизъявления на передачу имущества судом не могут быть приняты во внимание.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения.

Между тем, поскольку спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относятся к объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, которые упомянуты в Приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.

Довод администрации города Хабаровска о том, что из анализа норм статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) следует, что общежития, являющиеся специализированным жилым фондом, могут находиться в федеральной собственности, судом отклоняется.

Возможность нахождения специализированного жилого фонда в федеральной собственности не означает обязательности нахождения такого имущества именно в собственности данного уровня. Вопрос о разграничении имущества разрешается его собственником на основании Постановления № 3020-1 с учетом финансово-экономических интересов муниципального образования, назначения данного имущества, его целевого использования.

Так, из материалов дела усматривается, что ранее спорные общежития находились в хозяйственном ведении ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», однако в настоящее время заводом не используются, в них проживают лица, утратившие с ним связь, о чем предприятие заявляло в ходе приватизации, в связи с чем ТУ Росимущества по Хабаровскому краю, являясь органом, осуществляющим управление спорным имуществом, учитывая фактическую потерю данным имуществом статуса специализированного, а также то, что оно является по своему назначению жилым фондом, правомерно принял решение о передаче его в муниципальную собственность.

Доводы администрации города Хабаровска о том, что в Распоряжении № 945 не упомянуты земельные участки, необходимые для использования объектов недвижимости, они также подлежат отклонению, поскольку Закон № 122-ФЗ не связывает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под передаваемыми объектами недвижимости.

В связи с этим, отсутствие в оспариваемом распоряжении указания о судьбе земельных участков под объектами недвижимости, не может быть положено в основу признания его недействительным, поскольку имущество, включенное в прилагаемый к распоряжению перечень, передается в муниципальную собственность на законных основаниях. В данном случае заявитель вправе ставить вопрос перед собственником федерального имущества о передаче земельных участков в муниципальную собственность, если для этого имеются предусмотренные законом основания.

Ссылки администрации на неудовлетворительное состояние общежитий и на непередачу ей инженерных коммуникаций общежитий не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано выше, названные объекты, подлежащие передаче, относятся к объектам жилого фонда (Приложение № 3 к Постановлению № 3020-1), и указанные причины не могут являться основанием для отказа в принятии таких объектов.

На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба администрации города Хабаровска подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

     решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 ноября 2009 года по делу № А73-13678/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

А.И. Михайлова

Судьи

Т.Д. Пескова

Е.И. Сапрыкина