Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск | |
30 марта 2010 года | № 06АП-619/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2010 года. Полный текст постановления изготовлен марта 2010 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей ФИО1, ФИО2
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капустиной Л. В.
при участии в заседании:
от Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3: ФИО4, паспорт <...>, выдан 01.06.2006 ОВД Тамбовского района Амурской области, представитель по доверенности от 26.01.2010 № 930 ;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: не явились
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области: не явились;
от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью «Амид»: не явились;
от третьего лица - Администрации Чигиринского сельсовета Благовещенского района: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Амурской области
на решение от 13.01.2010
по делу № А04-8182/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Курмачевым Д.В.
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО3
к Министерству имущественных отношений Амурской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области
третьи лица Общество с ограниченной ответственностью «Амид», Администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района
об оспаривании ненормативных актов
Глава крестьянского фермерского хозяйства ФИО3 (далее – глава КФХ ФИО3) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным Приказа Министерства имущественных отношений Амурской области (далее – Минимущество Амурской области) от 25.08.2009 № 2157-ОД об утверждении в интересах ООО «Амид» акта выбора земельного участка от 13.02.2009 и предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Амид» - второй очереди кирпичного завода на земельном участке из состава земельного участка с кадастровым номером 28:10:013001:71 в Благовещенском районе ориентировочной площадью 35 га, а также признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее – Управление Россреестра по Амурской области) по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 28:10:013001:71 из земель сельскохозяйственного назначения или части этого участка в интересах ООО «Амид».
В обоснование заявленных требований глава КФХ ФИО3 указал, что оспариваемые приказ и действия нарушают его права, как единственного заявителя на использование земельного участка по его целевому назначению. Кроме того, оспариваемый ненормативный акт противоречит подпунктам 1, 2 статьи 1 (1) Закона Амурской области от 11.12.2003 № 278-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Амурской области», а также, что оспариваемые действия Управления Россреестра по Амурской области были совершены после принятия приказа Минимущества (25.08.2009) и 18.11.2009, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков
Решением суда от 13.01.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Приказ Министерства имущественных отношений Амурской области № 2157-ОД от 25.08.2009 об утверждении в интересах ООО Амид» акта выбора земельного участка от 13.02.2009 и предварительном согласовании места размещения объекта ООО «Амид» - второй очереди кирпичного завода на земельном участке из состава земельного участка с кадастровым номером 28:10:013001:71 в Благовещенском районе ориентировочной площадью 35 га признан недействительным
В удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 28:10:013001:71 из земель сельскохозяйственного назначения или части этого участка в интересах ООО «Амид» судом отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не предусматривают возможности вынесения ненормативных актов об утверждении акта выбора земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства до перевода такого участка в земли промышленности, установленные законом правила целевого использования и оборота земельных участков обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, а также субъектами экономической деятельности. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушение законных прав и интересов действиями Управления Росреестра по Амурской области для главы КФХ ФИО3 отсутствует, поскольку на момент рассмотрения дела правообладателем спорного земельного участка является Амурская область, а не ООО «Амид».
Не согласившись с судебным актом в части признания Приказа № 2157-ОД от 25.08.2009, Министерство имущественных отношений Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, а также неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Минимущество указывает, что договоры и дополнительные соглашения к ним устанавливают право владения смежными земельными участками, а также момент возникновения права использования соответствующих земельных участков, которые ранее относились к категории земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что оспариваемый приказ является основанием для формирования земельного участка, необходимого для строительства и не наделяет ООО «Амид» правами по использованию земельного участка.
Кроме того, по мнению Министерства имущественных отношений Амурской области, судом не дана оценка доводу о том, что абзац 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» допускает формирование земельных участков с целью последующего изменения их целевого назначения на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения, при этом статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации не указывают на земли каких категорий они распространяются.
В судебном заседании представитель главы КФХ ФИО3 полностью поддержал отзыв на апелляционную жалобу, в обоснование которого привел доводы, изложенные в нем, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление Росреестра по Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области, Общество с ограниченной ответственностью «Амид», Администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанные выше ходатайства.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителя стороны, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, глава КФХ ФИО3, зарегистрирован Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 28.03.2008, ОГРНИП <***>.
28.04.2009 глава КФХ ФИО3 обратился в Минимущество по Амурской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 28:10:013001:0071в аренду сроком на 10 лет.
25.05.2009 министерством издан приказ № 1341-ОД о предоставлении ФИО3 земельного участка в аренду, на основании заявления предпринимателя.
27.05.2009 между Министерством имущественных отношений Амурской области главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3 подписан договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности Амурской области № 09-44з.
Указанный земельный участок передан предпринимателю, согласно пункту 1.1. договора, акта приема-передачи, являющегося приложением № 1 к договору аренды.
Приказом Министерства имущественных отношений Амурской области от 08.06.2009 № 1710-ОД приказ министерства от 25.05.2009 № 1341-ОД признан утратившим силу, в связи с ошибкой, выявленной в ходе регистрации заявления и в целях соблюдения норм действующего земельного законодательства, поскольку 04.12.2008 в министерство поступило заявление ООО «Амид» о предоставлении обществу в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка ориентировочной площадью 40 га, расположенного в соответствии с прилагаемой схемой, для строительства 2-ой очереди кирпичного завода.
В соответствии с представленной ООО «Амид» схемой земельного участка, испрашиваемого для строительства, земельный участок непосредственно прилегает к земельным участкам, предоставленным ООО «Амид» ранее для строительства кирпичного завода и добычи глинистого сырья и входит в границы земельного участка, испрашиваемого предпринимателем.
На момент поступления в министерство заявления ФИО3 28.04.2009 и издания приказа от 25.05.2009 № 1341-ОД «О предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности Амурской области, индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО3» ООО «Амид» почти была завершена процедура выбора земельного участка, предусмотренная статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, что подтверждается утвержденным актом выбора земельного участка от 13.02.2009.
Приказом министерства от 25.08.2009 № 2157-ОД ООО «Амид» предварительно согласовано место размещения второй очереди кирпичного завода для хранения и складирования кирпича - сырца на земельном участке в Благовещенском районе, 7 км. автодороги Благовещенск-Вадимово, ориентировочной площадью 35 га (площадь земельного участка уточнить при проведении кадастровых работ). Информация об этом опубликована в газете Благовещенского района «Земля и люди» 30.07.2009.
Кроме того, смежный земельный участок использовался обществом на основании договоров аренды от 10.11.2006 № 50-з, от 15.01.2007 № 07-1з, дополнительных соглашениях к ним от 21.08.2008 для добычи глинистого сырья.
Полагая, что указанный приказ и действия Управления Росреестра по Амурской области по осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 28:10:013001:71 из земель сельскохозяйственного назначения или части этого участка в интересах ООО «Амид», не соответствуют закону и нарушает его право на приобретение земельного участка, глава КФХ ФИО3 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Амурской области в части обжалования решения суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным оспариваемого приказа.
Удовлетворяя заявленные требования в названной части, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), в том числе государственных органов, органов местного самоуправления в случае, если ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы названных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ) в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.
Статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ предусматривает предварительное и заблаговременное опубликование сообщений о предлагаемых для такой передачи земельных участках.
Решение принимается о передаче участков в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, если в течение месяца с момента опубликования не поступили иные заявления. При подаче двух и более заявлений в передаче земельного участка в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1. без предварительного согласования мест размещения объектов;
2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (часть 5 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В пункте 5 статьи 30 Кодекса указан порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Следовательно, земельным законодательством установлен порядок предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, в порядке Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в аренду для использования в соответствии с установленным для них целевым назначением, в связи с чем, земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для строительства в порядке Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
В судебном заседании апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 30.07.2009 в общественно-политической газете Благовещенского района Амурской области опубликовано информационное сообщение о том, что администрация Чигиринского сельсовета Благовещенского района информирует о возможном предоставлении земельного участка для строительства второй очереди кирпичного завода - 7 км. Автодороги «Благовещенск - Вадимо».
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что названная публикация информационного сообщения о предоставлении для строительства земельного участка сельскохозяйственного назначения, вынесение министерством приказа о предварительном согласовании места размещения объекта до перевода участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленного и иного специального назначения, а также последующее предоставление участка в аренду, не соответствуют статьям 9, 10 названного Закона и статьям 7, 30 - 32, 34, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает принцип целевого использования земельных участков и правила их оборота.
Поскольку Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ не предусматривают возможности вынесения ненормативных актов об утверждении акта выбора земельного участка сельскохозяйственного назначения для строительства до перевода такого участка в земли промышленности, установленные законом правила целевого использования и оборота земельных участков обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, а также субъектами экономической деятельности.
Из материалов дела не усматриваются доказательств о переводе в установленном порядке земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:10:013001:71 в промышленные земли.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что приказ Министерства имущественных отношений по Амурской области от 25.08.2009 № 2157-ОД вынесен с нарушением законодательства.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений по Амурской области подлежат отклонению.
В связи с тем, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования обстоятельств и оценки представленных по делу доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 января 2010 года по делу № А04-8182/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий | Т.Д. Пескова |
Судьи | ФИО1 |
ФИО2 |