ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6206/13 от 18.12.2013 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6206/2013

19 декабря 2013 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
 Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Гричановской Е.В.

судей    Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «ДВмаркетинг»:   Обедзинского П.А., представителя по доверенности от 22.07.2013;

от Администрации города Хабаровска:   Орел Ю.П., представителя по доверенности от 13.12.2012 № 1.1.27-514; Знаменского Д.В., представителя оп доверенности от 18.07.2013 № 1.1.27-128

от Финансового департамента администрации города Хабаровска:   Воронцовой М.И., представителя по доверенности от 10.12.2012 № 04-07/3354;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   общества с ограниченной ответственностью «ДВмаркетинг»

на   решение от 23 сентября 2013 года

по делу №   А73-6615/2013

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей    Чаковой Т.И.

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «ДВмаркетинг»

к   Администрации города Хабаровска

о   признании незаконными действий

третье лицо:   Финансовый департамент администрации города Хабаровска

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ДВмаркетинг» (далее —общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконными действий администрации города Хабаровска (далее - администрация) по отказу в выдаче муниципальной поддержки в виде субсидий на развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 532 000 руб. по заявке № 15 от 26.02.2013 и в выдаче муниципальной поддержки в виде субсидий на проведение 4-х обучающих семинаров по маркетингу в размере 492 800 руб. по заявке № 14 от 26.02.2013, а также о возложении обязанности заключить соответствующие договора на предоставление таких субсидий.

В обоснование требований общество указывает, что заявки на предоставление субсидий из бюджета городского округа поданы им в соответствии с установленным порядком, а орган местного самоуправления незаконно отказал в их предоставлении. Правовым основанием указано постановление администрации города Хабаровска от 20.02.2013 № 616 «О муниципальной поддержке в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013 – 2015 годы» в форме субсидий из бюджета городского округа «Город Хабаровск» субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе некоммерческим организациям».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству ответчика привлечен Финансовый департамент администрации города Хабаровска (далее – финансовый департамент), осуществляющий представительство и защиту интересов казны города в арбитражном суде.

Возражая, представители администрации и финансового департамента считают, что предоставление субсидии является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Коллегиальным органом - комиссией по принятию решения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа заявителю обоснованно отказано в предоставлении субсидий по заявке № 14 в связи с исчерпанием лимита бюджетных ассигнований на данный вид субсидии, а по заявке № 15 - в связи с тем, что предложенное обществом мероприятие не является новым направлением и инструментом поддержки субъектов предпринимательства.

Решением суда от 23 сентября 2013 года ООО «ДВмаркетинг» отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Не согласившись с решением суда в части требований, связанных с заявкой № 15, ООО «ДВмаркетинг» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования в этой части – удовлетворить.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом процессуальных норм права, поскольку выводы суда о законности действий администрации по отказу в выдаче муниципальной поддержки, в нарушение части 4 статьи 200 АПК РФ судом не мотивированы, что, по мнению заявителя, является основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части. Других доводов о незаконности обжалуемого решения заявителем в апелляционной жалобе не приведено.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО «ДВмаркетинг» настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, представители администрации и финансового департамента просили оставить решение суда без изменения, представили письменные отзывы на жалобу.

Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.02.2013 ООО «ДВмаркетинг» подана заявка № 14 на получение муниципальной поддержки в виде субсидии на проведение 4-х обучающих семинаров по маркетингу в сумме 492 800 руб. и заявка № 15 на получение субсидии на развитие новых направлений поддержки субъектов малого предпринимательства в сумме 532 000 руб.

Заявка № 14 в размере 492 800 руб. подана на получение муниципальной поддержки в виде субсидии на проведение 4-х обучающих семинаров по маркетингу.

Заявка № 15 в размере 532 000 руб. подана обществом на получение муниципальной поддержки в виде субсидии на развитие новых направлений поддержки субъектов предпринимательства – на маркетинговый аудит предприятий г. Хабаровска, внедрение и обучение работе с программным обеспечением «Mindjet MindManager 8.2.319».

Комиссия по принятию решения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа «Город Хабаровск» субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства рассмотрела указанные заявки и согласно протоколу от 12.03.2013 № 4-15-1/3 отклонила.

Управление экономического развития администрации г. Хабаровска 14.03.2013 (исх. № 4-17/456) и 21.05.2013 (исх. № 4-17/853) уведомило ООО «ДВмаркетинг» об отказе в выдаче субсидии.

По заявке № 14 заявителю отказано на основании пункта 2.8 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа «Город Хабаровск» организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, на компенсацию затрат по предоставлению бизнес-консультаций, развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, подготовку и размещение информации о развитии предпринимательства на телевидении, в периодических печатных изданиях и сети Интернет, организацию и проведение обучающих мероприятий, организацию и проведение специализированных тематических выставок-ярмарок (приложение № 4, далее - Порядок предоставления субсидий) в связи с исчерпанием лимита предоставления субсидий, поскольку удовлетворены ранее поданные заявки на сумму 2 898 608 руб. при лимите 2 900 000 руб.

По заявке № 15 отказано на основании пункта 1.4.2 Порядка предоставления субсидий в связи с тем, что предложенное мероприятие не является новым направлением и инструментом поддержки субъектов малого предпринимательства. Указанное мероприятие направлено на обучение соответствующего персонала работе с программным обеспечением «Mindjet MindManager 8.2.319».

Оспаривая законность такого отказа, общество обратилось в арбитражный суд.

Принимая решение не в пользу заявителя, суд исходил из законности принятых комиссией решений и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Шестой арбитражный апелляционный суд при отсутствии возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы, решение суда в апелляционном порядке рассматривает в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ.

Как следует из содержания заявления общества, предметом спора является законность действий органа местного самоуправления, выразившихся в отказе в предоставлении бюджетной субсидии. В апелляционной инстанции заявитель обжалует действия администрации по заявке № 15.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В соответствии со статьей 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру такой поддержки, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в виде предоставленных субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы создания условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В городе Хабаровске долгосрочная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2015 годы была утверждена постановлением администрации города от 29.11.2012 № 5005.

Постановлением администрации города Хабаровска от 20.02.2013 № 616 «О муниципальной поддержке в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013 - 2015 годы» в форме субсидий из бюджета городского округа «Город Хабаровск» субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе некоммерческим организациям» утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа (приложение № 4) и Положение о комиссии по принятию решения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа (приложение № 1).

Согласно пункту 1.3 Положения о комиссии основными принципами деятельности Комиссии являются создание равных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, при предоставлении субсидий, а также единство требований, предъявляемых к ним.

Комиссия принимает решение о размере предоставления субсидий из бюджета городского округа «Город Хабаровск» субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2013 - 2015 годы» (далее - субсидии) либо об отказе в предоставлении субсидий в соответствии с Порядками предоставления субсидий (пункт 1.4 Положения о комиссии).

Согласно пункту 1.5. Положения о комиссии критериями отбора субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - заявители), с целью рассмотрения Комиссией заявлений и принятия решений о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии являются:

1.5.1. Наличие полного пакета документов, представляемых заявителями в соответствии с Порядками предоставления субсидий.

1.5.2. Очередность подачи заявлений заявителями по тому или иному виду субсидии.

1.5.3. Осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства приоритетных видов деятельности по тому или иному виду субсидии, в том числе инновационная деятельность.

1.5.4. Заработная плата Заявителей не ниже установленной величины минимального размера оплаты труда, действующей на момент подачи заявления (с целью противодействия использованию «серых» схем выплаты заработной платы).

1.5.5. Отсутствие нарушений у Заявителя по использованию ранее полученных (в течение последних трех лет) из бюджета городского округа «Город Хабаровск» субсидий.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов. Заседание Комиссии оформляется протоколом в течение 1 рабочего дня после проведения заседания Комиссии. Протокол ведет секретарь. В протоколе отражается решение Комиссии о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидий из бюджета городского округа «Город Хабаровск» Заявителям, подавшим заявку на получение субсидий (пункт 4.6.).

В случае разногласий и отсутствия единого мнения при принятии решений по вопросам повестки заседания Комиссии при равенстве голосов «за» и «против» голос председателя Комиссии, ведущего заседание, является решающим (пункт 4.7.).

Управление экономического развития на основании протокола заседания Комиссии информирует заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в письменном виде (4.8.).

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидий (приложение № 4) настоящий Порядок устанавливает механизм определения объема и предоставления субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - организации инфраструктуры):

1.2.1. На предоставление бизнес-консультаций.

1.2.2. На развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.2.3. На подготовку и размещение информации о развитии предпринимательства на телевидении, в периодических печатных изданиях и сети Интернет.

1.2.4. На организацию и проведение обучающих мероприятий.

1.2.5. На организацию и проведение специализированных тематических выставок-ярмарок.

Перечень документов, необходимым для предоставления субсидий, установлен пунктом 2.3. Порядка предоставления субсидий (приложение № 4).

Все поступившие заявки регистрируются в журнале регистрации заявок на получение субсидии в день их подачи (пункт 2.4).

Отдел развития предпринимательства управления экономического развития администрации города Хабаровска в течение 15 календарных дней со дня регистрации заявок организует работу комиссии по принятию решения о предоставлении субсидий (далее - Комиссия), на которой производится рассмотрение поступивших заявок и принимается решение о предоставлении и размерах субсидии либо об отказе в ее предоставлении (пункт 2.5).

Рассмотрение заявок и принятие по ним решений осуществляется в соответствии с очередностью их подачи и регистрации в журнале. В первую очередь удовлетворению подлежат заявки, поступившие ранее остальных (пункт 2.).

Согласно протоколу от 12.03.2013 № 4-15-1/3 с целью получения субсидий на проведение обучающих мероприятий (пункт 1.2.4) поданы заявки ООО «Дальневосточный международный центр логистики», ООО «Про-Актив», ООО «ДВмаркетинг» (заявка № 14).

На развитие новых направлений поддержки (пункт 1.2.2) заявки поданы Фондом поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, ООО «ДВмаркетинг» (заявка № 15), ООО «Про-Актив».

Комиссией решено выдать в 2013 году бюджетную субсидию на проведение обучающих мероприятий (пункт 1.2.4) ООО «Дальневосточный международный центр логистики», ООО «Про-Актив».

ООО «ДВмаркетинг» (заявка № 14) отказано в предоставлении субсидии в связи с исчерпанием лимита бюджетных ассигнований.

На развитие новых направлений поддержки (пункт 1.2.2) решено отложить принятие решения о выдаче субсидии по заявке Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, фонду предложено проработать более детально вид нового направления поддержки субъектов предпринимательства (п. 2 протокола от 12.03.2013).

ООО «ДВмаркетинг» (заявка № 15) отказано в представлении субсидий в связи с несоответствием заявленных в информационной карте мероприятия параметров предлагаемого мероприятия определению «новых направлений поддержки», обозначенному в пункте 1.4.2 Порядка предоставления субсидий (Приложение № 4).

В соответствии с пунктом 4.8 Положения о комиссии Управление экономического развития администрации города Хабаровска письмом от 14.03.2013 на основании протокола заседания Комиссии проинформировало заявителя о принятом решении.

По утверждению администрации, предложенное обществом мероприятие новым направлением поддержки субъектов предпринимательства не является, фактически обществом заявлено мероприятие, указанное в пункте 1.4.4 Порядка предоставления субсидий (Приложение № 4) - организация и проведение обучающих мероприятий. В связи с этим, обществу отказано в предоставлении субсидии.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества настаивали на том, что, предложенное им мероприятие ранее не применялось и из бюджета субъекта не финансировалось, в связи с чем, отказ в предоставлении субсидии является незаконным. Тем более что пункт 2.8 Порядка предоставления субсидии не содержит указанного администрацией основания для отказа в предоставлении субсидии.

Между тем, согласно пункту 2.8. Порядка предоставления субсидии в предоставлении субсидии должно быть отказано в случае, если:

- заявка не соответствует критериям отбора, указанным в пункте 1.5 Приложения № 1 к настоящему постановлению;

- исчерпан лимит бюджетных ассигнований на данный вид субсидий в рамках Программы;

- имеются задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.

Одним из критериев отбора, указанным в пункте 1.5 Положения о комиссии (приложение № 1) является осуществление субъектами малого и среднего предпринимательства приоритетных видов деятельности по тому или иному виду субсидии, в том числе инновационная деятельность (пункт 1.5.3 Положения о комиссии).

Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее - Закон № 127-ФЗ) инновации - это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Под инновационной деятельностью понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности (статья 2 Закона № 127-ФЗ).

Согласно пункту 1.4.2. Порядка предоставления субсидий (приложение № 4) развитие новых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - это создание и реализация организацией инфраструктуры новых, более эффективных, ранее не применяемых направлений и инструментов безвозмездной поддержки субъектов предпринимательства.

В рассматриваемом случае заявка № 15 в размере 532 000 руб. подана обществом на получение муниципальной поддержки в виде субсидии на развитие новых направлений поддержки субъектов предпринимательства – на маркетинговый аудит предприятий г. Хабаровска, внедрение и обучение работе с программным обеспечением «Mindjet MindManager 8.2.319».

В информационной карте обществом указана цель проведения мероприятия – оптимизация работы в службы маркетинга на предприятиях субъектов предпринимательства с целью ознакомления с указанной программой, составление SWOT-анализа, разработка рекомендаций по нивелированию угроз и реализации возможностей, корректировка плана маркетинга.

Методы, используемые при проведении мероприятия — общий семинар для ознакомления с программным обеспечением и раздача демо-версии. Работа специалистов в офисах компаний (отделах маркетинга) с целью получения необходимой информации. Обработка данных.

Оценив представленные обществом доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что деятельность общества в рассматриваемом случае нельзя признать инновационной. Следует согласиться с доводами органа местного самоуправления о том, что предложенное мероприятие не является новым направлением и инструментом поддержки субъектов малого предпринимательства, а направлено на обучение соответствующего персонала работе с программным обеспечением.

При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 198 АПК РФ оспариваемые действия соответствуют нормативному акту органа местного самоуправления и, соответственно, не нарушают прав заявителя.

Апелляционная жалоба общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 сентября 2013 года по делу № А73-6615/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.А. Швец