ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6211/2021 от 08.12.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6211/2021

14 декабря 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Частный ЖЭК": представитель не явился;

от Главного  управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Главного  управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

на решение от  31.08.2021

по делу № А73-10919/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Частный ЖЭК" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Главному  управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о  признании незаконным предписания от 08.06.2021 № П2021-02.2-0650,

третьи лица

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Частный ЖЭК» (далее – ООО «Частный ЖЭК»; общество; заявитель; управляющая компания; управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании  незаконным и отмене  предписания  Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – ГУ регионального госконтроля и лицензирования; Главное управление; Управление) от 08.06.2021 № П 2021-02.2-0650.

           Решением суда первой инстанции от 31.08.2021 требование общества  удовлетворено, оспариваемое предписания Управления признано недействительным; с последнего в пользу общества взысканы судебные расходы  по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

         Суд пришел к выводу о том, что право на ежегодное индексирование платы за ремонт и содержание  имущества в одностороннем порядке управляющей компании в зависимости от уровня потребительских цен, предусмотрено пунктом 4.1 договора управления  многоквартирного дома (далее – МКД) от 30.03.2015.

         Не согласившись с вынесенным судебным актом, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.

         Заявитель жалобы утверждает следующее: из буквального толкования абзаца 2 пункта 4.1 договора управления следует, что общество по своему усмотрению в одностороннем порядке, без согласия собственников помещений МКД, может изменять плату за услуги по содержанию  и ремонту общего имущества  МКД, при этом такие  полномочия управляющей компании не обусловлены ни сроком действия решения общего собрания собственников  помещений, ни  отсутствием такого  решения в течение одного года, предшествующего изменения размера платы.     

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, общество с ограниченной ответственностью «Частный ЖЭК»  отклоняет  доводы жалобы, просит оставить ее без удовлетворения,  решение суда первой инстанции - без изменения.

Вместе с отзывом на жалобу в суд поступили экземпляры: приказа общества от 29.12.2016 № 18 «Об утверждении тарифов»; тарифов по жилому фонду  на 01.01.2017; приказа общества от 30.12.2020 № 30 «Об утверждении тарифов»; тарифов по жилому фонду на 01.02.021.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных  надлежащим образом   о времени и месте рассмотрения апелляционной  жалобы, в судебное заседание не явились. 

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие  лиц, участвующих в деле,  в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Руководствуясь положениями части 2 статьи 268 АПК РФ,  арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым возвратить  приложенные вместе с отзывом дополнительные экземпляры документов, перечисленные выше, в адрес общества с ограниченной ответственностью «Частный ЖЭК» вместе с сопроводительным письмом.

         Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         Как видно из материалов дела, ООО «Частный ЖЭК» на основании договора управления многоквартирным домом от 30.03.2015 является управляющей организацией для МКД, расположенного по адресу                               <...>; в связи с поступлением обращения гражданина Главное управление,  на основании распоряжения от 24.05.2021 № 2777-р провело в отношении общества внеплановую документарную проверку, в ходе которой  исследовалась документация, связанная с правомерностью выставления ООО «Частный ЖЭК» размера платы за содержание и ремонт жилья собственникам помещений вышеуказанного

многоквартирного дома (далее – МКД) за февраль 2021 год; по результатам проверки составлен акт  от 08.06.2021 № П2021-02.2-0650, согласно которому выявлены нарушения требований статей 44 - 48, частей 1, 7 статьи 156, части 1, части 2 статьи 162, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416), пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение № 1110), выразившееся в выставлении обществом собственникам помещений в МКД № 35 платы за содержание и ремонт жилья в размере 30,45 руб./кв. м. в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД № 35.

Предписанием  Управления от 08.06.2021 № П2021-02.2-0650 ООО «Частный ЖЭК» указано на необходимость в срок до 09.07.2021 устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с вышеуказанным ненормативным правовым актом Управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что право на ежегодное индексирование платы за ремонт и содержание  имущества в одностороннем порядке управляющей компании в зависимости от уровня потребительских цен, предусмотрено пунктом 4.1 договора управления   МКД от 30.03.2015.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

По общему правилу для собственников помещений в многоквартирном доме в силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса; размер платы

 за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В ином случае согласно части 3 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилыхпомещений, которые не приняли решение о выборе способа управлениямногоквартирным домом либо если собственники помещений вмногоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение обустановлении размера платы за содержание жилого помещения,устанавливаются органами местного самоуправления.

В  пункте 17 Правил № 491 установлено, что собственники помещений

обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В пункте 2 раздела I Правил № 416 отражено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 4 раздела II Правил № 416 определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих  стандартов: в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:- разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ);- расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);- обеспечение ознакомления собственников помещений в многоквартирном доме с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организация предварительного обсуждения этих проектов; ж) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, основным  способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании – данная процедура  направлена на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в томчисле на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решенияобщего собрания собственников помещений в таком доме, также как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера,установленного органом местного самоуправления, в случае, еслисобственниками помещений в многоквартирном доме размер платы засодержание и ремонт жилого помещения не определен.

По  материалам настоящего  дела, собственниками помещений МКД №35  на внеочередном общем собрании 30.03.2015 было принято решение об утверждении договора управления с действующей управляющей организацией (вопрос 2 повестки дня), и согласно пункту 4.1 договора управления от 30.03.2015, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, на момент заключения настоящего договора  составляет 27,54 рублей  с 1 кв. м. общей площади жилого или нежилого помещения; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую  в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту  общего имущества многоквартирного дома ежегодно индексируется управляющей организацией в одностороннем  порядке в зависимости от изменения уровня потребительских цен.

В обоснование правомерности применения  размера платы за февраль 2021 года  за содержание и ремонт жилья в размере 30, 45 руб./ кв. м., общество делает ссылку, поддержанную судом первой инстанции,   на положения абзаца 2 пункта 4.1 договора управления от 30.03.2015, предоставляющего управляющей организации право в одностороннем порядке ежегодно изменять размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества МКД, в зависимости от изменения уровня потребительских цен.

Между тем, из буквального толкования абзаца 2 пункта 4.1 договора управления от 30.03.2015 следует, что общество по своему усмотрению в одностороннем порядке без согласия собственников помещений многоквартирного дома может изменять плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, при этом такие полномочия управляющей организации не обусловлены ни сроком действия

решения общего собрания собственников помещений, ни отсутствием такого решения в течение одного года, предшествующего изменению размера платы; данным договором управления МКД  не предусмотрен конкретный механизм индексации, не указаны источникиизменения уровня потребительских цен, используемые для индексации, а также не соблюден фактически установленный порядок изменения цен  (ежегодно в зависимости от изменения уровня потребительских цен).

Само по себе наличие в абзаце 2 пункта 4.1 договора управления от 30.03.2015 такого условия нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении именно с февраля 2021 года  ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и об установлении нового размера платы.

Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.

В связи с установленными выше обстоятельствами, принимая во внимание перечисленные нормы ЖК РФ,  Правил № 416,  Правил № 491, Положения № 1110, а также  - разъяснения пункта 17 Постановления  Пленума ВС РФ  от 27.06.2017 № 22,  арбитражный суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о    незаконности  оспариваемого  предписания Управления, по мотиву наличия предусмотренного пунктом 4.1 договора управления   МКД  от 30.03.2015 права у управляющей компании  на ежегодное индексирование платы за ремонт и содержание  имущества в одностороннем порядке  в зависимости от уровня потребительских цен.

Таким образом,  решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное  с нарушением норм пунктов 3, 4   части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта об отказе в  удовлетворении заявленных требований общества.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

                                                    ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  31 августа  2021 года по делу № А73-10919/2021 отменить.

         Отказать в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Частный ЖЭК».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                                    И.А. Мильчина

  Е.Г. Харьковская