ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6215/18 от 21.11.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6215/2018

27 ноября 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                        Харьковской Е.Г., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.

при участии  в заседании:

от акционерного общества  «Ванинский морской торговый порт»: представитель не явился;

от Дальневосточного  управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представителя Смирнова С.С. по доверенности от 19.12.2017 № 30 (сроком по 31.12.2018);

от Ванинской  транспортной прокуратуры: Марченко Ю.Н. старшего  помощника Дальневосточного транспортного прокурора по  удостоверению ТО  №221380 от 07.02.2017 сроком до 07.02.2020;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»

на решение от  28.09.2018

по делу № А73-9138/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Руденко Р.А.,

по заявлению акционерного общества «Ванинский морской торговый порт»

о  признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2018  № 13-02-07 о назначении административного наказания по части  1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ)

третье лицо: Ванинская транспортная  прокуратура

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» (далее - заявитель, общество, АО «Порт Ванино»)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) от 29.01.2018  № 13-02-07 о назначении административного наказания по части 1 статьи  9.1 КоАП РФ,  в виде штрафа в размере 200000 руб.

К участию в деле  в качестве третьего лица привлечена Ванинская транспортная  прокуратура.

Решением суда от  28.09.2018 в удовлетворении требований  общества отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Порт Ванино» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования заявителя удовлетворить.

Заявитель жалобы утверждает следующее: арбитражный суд ссылается на пункт 15 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций  поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37 (далее - Положение об аттестации), однако данный пункт предусматривает внеочередную аттестация для лиц, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария, или несчастный случай со смертельным исходом; неправомерна ссылка арбитражного суда на пункт 20 Положения об аттестации, поскольку указанный пункт предусматривает аттестацию руководителей и специалистов аттестационных комиссий;  ссылка суда на пункт 21 такого  Положения не имеет отношения к АО «Порт Ванино», поскольку положения данного пункта касаются руководителей организаций, численность работников которых превышает 5000 человек, при том, что численность сотрудников Порта Ванино составляет 1176 человек; специалист АО «Порт Ванино», ответственный за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах, аттестован по промышленной безопасности, также как и другие специалисты, ответственные за эксплуатацию технических устройств опасных производственных объектов общества;  оспариваемое постановление от 29.01.2018 не соответствует требованиям статьи 29.10. КоАП РФ, поскольку не содержит мотивированного решения по делу;  из оспариваемого постановления от 29.01.2018 невозможно установить какие нормы действующего законодательства нарушены привлекаемым лицом, и за что наложен административный штраф; ссылка суда на сложившуюся судебную практику (постановление от 20.03.2014 по делу  №А12-18705/2013) неправомерна, поскольку в указанном деле рассматривалась абсолютно иная ситуация;  решением Ванинского районного суда от 23.08.2018 отменено постановление Дальневосточного управления Ростехнадзора от 29.01.2018 №14-02-07 о привлечении   к   административной   ответственности   генерального  директора   АО   «Порт  Ванино» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление; постановление от 29.01.2018 №14-02-07, в нарушение части 2 статьи 29.11 КоАП РФ, направлено по юридическому адресу АО «Порт Ванино» спустя полтора месяца после его вынесения.

В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, административный орган доводы жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения.

Прокуратура, в своем отзыве на апелляционную жалобу,  доводы жалобы отклонила, просит решение суда оставить без изменения, жалобу общества без удовлетворения.

Представитель АО «Порт Ванино», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.

Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя АО «Порт Ванино» в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании представители административного органа и Прокуратуры, отклонили  доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в своих отзывах на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей Управления и Прокуратуры, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением Дальневосточного транспортного прокурора от 21.02.2017 № 15/7р «Об организации исполнения решения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов», в октябре 2017 года Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения АО «Порт Ванино» требований действующего законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, по результатам которой  выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее- Федеральный закон № 116-ФЗ), п. 12, п. 20 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 - Дмитраков Е.С., назначенный генеральным директором АО «Порт Ванино» приказом от 27.02.2017 № 457/к,  прошел первичную аттестацию позднее одного месяца со дня назначении на должность, а именно 02.06.2017.

О месте и времени возбуждения дела об административном правонарушении на 01.12.2017 на 16 часов 30 минут АО «Порт Ванино» было извещено уведомлением от 30.11.2017 № 02-03/2017, которое получено обществом под вх. № 857Ф от 30.11.2017в 14 часов 10 минут, передано для работы 30.11.2017 начальнику юридического отдела АО «Порт Ванино».

01.12.2017 Ванинским транспортным прокурором  в отношении АО «Ванинский морской торговый порт» в отсутствии представителей общества, при надлежащем извещении, вынесено постановление                                                       № 02-03/87-2017 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (постановление направлено в адрес общества сопроводительным письмом от 04.12.2017 № 02-03/87/2017 и получено последним 05.12.2017).

Сопроводительным письмом от 04.12.2017 № 02-03/87/2017 материалы проверки и административного производства переданы для принятия решения в Дальневосточное управление по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Определением административного органа от 25.12.2017 АО «Порт Ванино» извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 29.01.2018 на 12 часов 00 минут (получено обществом  09.01.2018).

29.01.2018 должностным лицом Управления  в отношении АО «Порт Ванино», в отсутствии представителей общества, при надлежащем извещении, вынесено постановление от 29.01.2018  № 13-02- 07 о назначении административного наказания по части  1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Порт Ванино» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

На основании части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, определены в Федеральном законе  № 116-ФЗ, в  соответствии со статьей 1 которого   промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно статье 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону; опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность; требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (статья 3 Федерального закона № 116-ФЗ).

Согласно пункту3 статьи 4 Федерального закона № 116-ФЗ - федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ, установлено, что  организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно статье 16 Федерального закона № 116-ФЗ  под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей  17 Федерального закона № 116-ФЗ  лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение положений Федерального закона № 116-ФЗ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору приказом от 29.01.2007 № 37 утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Положение № 37), которое устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности (пункты 2,3 Положения №37).

Подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Согласно пункту 12 Положения № 37  первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

В соответствии с пунктом 15 Положения № 37  внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежат руководитель и/или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом.

Пунктами 20, 21 Положения № 37 определены органы наделенные полномочиями по проведению аттестации, а также определен круг лиц, на которых возложена обязанность по прохождению аттестации: в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек; руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 5000 человек проходят аттестацию в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

С учетом указанных правовых норм, руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты,  обязан пройти аттестацию не позднее одного месяца с момента назначения его на должность руководителя организации.

По материалам дела установлено, что АО «Порт Ванино» эксплуатирует пять опасных производственных объектов, зарегистрированных в Государственном реестре опасных производственных объектов: «Площадка производственного комплекса №1», peг. № А71-00260-0001, III класс опасности; «Площадка производственного комплекса № 3», peг.                                           № А71-00260-0003, III класс опасности; «Участок механизации производственно-строительного комплекса», peг. № А71-00260-0007, III класс опасности; «Карьер», peг. № А71-00260-0008, IV класс опасности; «Участок транспортный, гараж», peг. № А71-00260-0009, III класс опасности.

Согласно сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда, среднесписочная численность работников АО «Порт Ванино» составляет 1176 человек.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что Дмитраков Е.С., назначенный генеральным директором АО «Порт Ванино» приказом от 27.02.2017 № 457/к,  прошел первичную аттестацию 02.06.2017, то есть позднее одного месяца со дня назначении его на должность генерального директора.

Таким образом, АО «Порт Ванино» не соблюдены  требования статьи  9 Федерального закона № 116-ФЗ, пунктов  12, 20 Положения № 37, ответственность за нарушение которых  предусмотрена частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ.

Факт правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: приказом от 27.02.2017г. № 457/к о назначении генеральным директором АО «Порт Ванино» Дмитракова Е.С., протоколом № 71-17-1181 от 02.06.2017 о прохождении первичной аттестации Дмитраковым Е.С. в Территориальной аттестационной комиссии Дальневосточного Ростехнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО.

Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.

Установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства указывают на наличие в действиях (бездействии) АО «Порт Ванино»  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200000 руб., что является низшим пределом штрафной санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, что соотносится с характером и тяжестью совершенного деяния, исключительных оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено.

Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Оценив характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 29.01.2018 № 13-02-07.

Доводы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и влияли бы на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого  судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  28 сентября 2018 года по делу № А73-9138/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

      Е.Г. Харьковская

   А.П. Тищенко