Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6219/2018
28 ноября 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.,
при участии в заседании:
от управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному Федеральному округу: ФИО1 по доверенности от 28.05.2018 № 08;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа
на решение от 19.09.2018
по делу № А73-8786/2018
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьейГавриш О.А.
по заявлению департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания,
установил:
департамент образования, культуры и спорта чукотского автономного округа (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписание управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление) от 20.04.2018 № 03-п/п.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-8786/2018.
Решением суда от 19.09.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы указывает на следующее:
- Управление ни в распоряжении о назначении внеплановой проверки, ни в акте проверки, не указало, что в ходе проверки будут рассматриваться только отдельные пункты предписания;
- законных оснований для проведения внеплановой проверки в отношении Департамента у Управления не было, поскольку срок исполнения предписания от 15.12.2018 еще не истек, для выполнения отдельных пунктов предписания установлен до 01.04.2019, следовательно, конечным сроком исполнения предписания является 01.04.2019;
- Управлением не представлено ни одного доказательства соответствия предписания закону;
- в предписании содержатся не конкретные требования, невыполнимые требования;
- на момент проведения внеплановой проверки в период с 02 по 20 апреля 2018 года пункты №№ 1, 6, 7, 12 предписания с установленной датой исполнения 01.04.2018 Департаментом были исполнены, пункты №№ 8, 9 являлись противоречащими закону и изначально неисполнимыми.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечил явку представителя в судебное заседание.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Департамента.
Представитель Управления отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителя Департамента, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением руководителя Управления Минкультуры России по ДФО от 20.03.2018 № 04 в отношении Департамента в период с 02.04.2018 по 20.04.2018 была проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля исполнения предписания Управления об устранении выявленных нарушений от 15.12.2017 № 20-п/п, срок исполнения пунктов №№ 1-3, 6-9, 11, 12, 15 которого истек.
В ходе проведения проверки Управлением Минкультуры России по ДФО было установлено неисполнение Департаментом пунктов №№ 1, 3, 6, 7, 8, 9, 12 предписания от 15.12.2017 № 20-п/п.
Выводы проверки отражены в акте проверки от 20.04.2018 № 04-п/п.
20.04.2018 по результатам рассмотрения материалов проверки Департаменту выдано предписание № 03-п/п, в котором предписано в срок до 19.11.2019 устранить нарушения, указанные в пунктах 1 – 6 предписания, отчет о принятых мерах по исполнению предписания представить в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих выполнение, в Управление. Возможно представление документов в электронном виде на электронный ящик Управления.
Считая данное предписание незаконным, Департамент обратился с заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 предписания от 15.12.2017 Департаменту предписано в срок до 01.04.2018 разработать и принять нормативный правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об утверждении порядка выдачи задания, его формы на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения.
Комиссии Управления Минкультуры России по ДФО представлена копия приказа Департамента от 23.11.2017 № 01-21/627 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чукотского автономного округа, и его формы» (далее – приказ Департамента).
Приказом Департамента от 23.11.2017 № 01-21/627 утверждены: Порядок выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чукотского автономного округа (приложение № 1 к Приказу), журнал учета выданных заданий на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чукотского автономного округа (Приложение к Порядку); Форма Задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чукотского автономного округа (Приложение № 2 к Приказу).
Комиссия Управления Минкультуры России по ДФО пришла к выводу, что принятый нормативный правовой акт Департамента не в полном объеме отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, Управлением Департаменту согласно пункту 1 предписания № 03-п/п предписано привести нормативный правовой акт регионального органа охраны объектов культурного наследия об утверждении порядка выдачи задания, его формы на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения в соответствие с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), а также с учетом положений приказа Минкультуры России от 25.01.2016 № 239 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Министерством культуры Российской Федерации, и его формы».
Исходя из подпункта «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона № 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):
- государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения; выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;
- федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 73-ФЗ федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия (пункт 7 статьи 11 Закона № 73-ФЗ).
Порядок выдачи задания и его форма устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В силу пункта 13 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 № 740, мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение осуществляются должностными лицами государственных органов охраны объектов культурного наследия на основании заданий соответствующего государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Раздел 4 Порядка (Приложение № 1 к Приказу Департамента от 23.11.2017) содержит основания для выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Чукотского автономного округа.
Так, согласно пункту 4.5 такими основанием является истечение срока выполнения предписания, выданного физическому лицу.
Пункт 4.5 Приказа Департамента, регламентирующий основания выдачи задания, дублирует основание проведения внеплановой проверки, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ: истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Должностные лица органов охраны объектов культурного наследия выдают предписания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона № 73-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ (пункт 3 части 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ).
Поскольку порядок выдачи предписания установлен только Законом № 294-ФЗ, иной порядок проверки выданного предписания ему противоречит.
При таких обстоятельствах, основание выдачи задания, предусмотренное пунктом 4.5 Порядка (Приложение № 1 к Приказу Департамента от 23.11.2017) следует исключить как противоречащее Закону № 294-ФЗ.
Пунктом 4.7 Порядка (Приложение № 1 к Приказу Департамента от 23.11.2017) основанием для выдачи задания является непредставление собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия ежегодной информации о соблюдении требований по сохранению объекта культурного наследия, указанных в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
В соответствии счастью 9 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Данной статьей, а также нормами иного федерального законодательства, в частности Приказа Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» не предусмотрена выдача задания для контроля за соблюдением охранного обязательства.
Исходя из содержания частей 4, 5 статьи 11 Закона № 73-ФЗ государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия с правом принятия мер к собственнику объекта культурного наследия, обязанному соблюдать охранные обязательства, осуществляется в соответствии с положениями Закона № 294-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний.
Порядок проведения проверок юридических лиц и принятия мер реагирования, в том числе путем выдачи предписаний, установлен только Законом № 294-ФЗ, применение иного порядка проведения проверки исполнения охранного обязательства не позволяет принять меры по предотвращению допущенных нарушений.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением охранных обязательств в соответствии со статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ, осуществляемый на основании Закона № 294-ФЗ в виде плановых и внеплановых проверок, следует отличать от мероприятий по систематическому контролю за техническим состоянием объекта культурного наследия, осуществляемого в рамках пункта 14 части 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ, Приложения к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 20.04.2016 № 876, для осуществления которых органы субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты.
В связи с изложенным, основание выдачи задания, предусмотренное пунктом 4.7 Порядка (Приложение № 1 к Приказу Департамента от 23.11.2017) подлежит исключению как противоречащее положениям Закона № 294-ФЗ.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (в данном случае Министерство культуры Российской Федерации): принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий; издает обязательные для исполнения методические указания и инструкции по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий; устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных полномочий, а также к порядку представления такой отчетности; осуществляет в установленном им порядке контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов по указанным вопросам или о внесении в них изменений (часть 6 статьи 9.1 Закона № 73-ФЗ).
Федеральные органы государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия устанавливают порядок организации и осуществления федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (далее – федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) (пункт 12 части 1 статьи 9 Закона № 73-ФЗ).
Приказы Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа, как и приказы Министерства Российской Федерации, являются по своей правовой природе подзаконными актами, которые различны по иерархическому значению, которое зависит от положения и компетенции органа, их издавшего.
Судом первой инстанции верно отмечено, что Указание в Приказе Минкультуры России № 239 от 25.01.2016 на то, что данный приказ касается объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России, не означает, что он регулирует только сферу непереданных полномочий по охране культурных объектов или применяется только в отношении отдельных объектов культурного наследия.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 9.1 Закона № 73-ФЗ Минкультуры России вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, а Приказ Департамента № 01-21/627 от 23.11.2017, исходя из его содержания, касается всех объектов культурного наследия, расположенных на территории Чукотского автономного округа вне зависимости от зарегистрированных прав собственности на них.
Таким образом, сферы действия Приказа Департамента № 01-21/627 от 23.11.2017 и Приказа Минкультуры России № 239 от 25.01.2016 пересекаются, в связи с чем, нормативный правовой акт Министерства культуры России обязателен для исполнения Департаментом.
Журнал Департамента (Приложение к Порядку) содержит 6 граф, в то время как приказ Минкультуры России – 10, из формы журнала исключены основания выдачи задания, вид мероприятия по контролю, содержание задания, сведения о привлечении экспертов.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.2 Закона № 73-ФЗ).
При этом в пункте 4.6 Приложения № 1 к Приказу Департамента применяется понятие «акт состояния объекта культурного наследия».
Кроме того, Приказ Минкультуры России № 239 содержит понятие «акт осмотра», Приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 – «акт технического состояния».
При таких обстоятельствах Приказ Департамента от 23.11.2017 предусматривает составление документа, не предусмотренного ни одним из нормативных правовых актов.
Следовательно, в пункт 4.6 Приказа Департамента от 23.11.2017 необходимо внести изменения в части наименования акта (словосочетание «акт состояния» заменить на «акт технического состояния», «акт осмотра»).
Таким образом, пункт 1 оспариваемого предписания от 20.04.2018 является законным и обоснованным.
Согласно пункту 6 предписания от 15.12.2017 Департаменту предписано организовать работу по утверждению нормативным правовым актом текстового и графического описания местоположения границ защитной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» с перечнем координат, характерных точек границ системе координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Комиссии Управления Минкультуры России по ДФО представлено постановление Правительства Чукотского автономного округа от 01.04.2014 № 146 «Об утверждении границ территории и режима использования земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Чукотского автономного округа» (далее – Постановление № 146).
Постановлением № 146 утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».
Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов (пункт 1 статьи 34.1 Закона № 73-ФЗ).
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются в том числе для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника (подпункт 1 пункта 3 статьи 34.1 Закона № 73-ФЗ).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав (часть 1 статьи 20.2 Закона № 73-ФЗ).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет в орган регистрации прав сведения об установленных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 настоящего Федерального закона защитных зонах объектов культурного наследия в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в сроки, установленные пунктом 8 статьи 63 настоящего Федерального закона (абзац 4 пункта 1 статьи 20ю2 Закона № 73-ФЗ.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 5 статьи 34.1 Закона № 73-ФЗ, в срок не более, чес пять рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его в орган регистрации прав. Такое решение должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4, 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В реестр границ вносятся в том числе реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Направляемые в орган регистрации прав сведения о границах защитных зон объектов культурного наследия должны содержать подготовленное в электронной форме графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, режим использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия утверждаются правовым актом регионального органа охраны объектов культурного наследия (абзац 7 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 73-ФЗ).
При таких обстоятельствах, текстовое и графическое описание местоположения границ защитных зон объектов культурного наследия с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, режим использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия, утвержденное нормативным правовым актом регионального органа охраны объектов культурного наследия Департаментом не представлено, а довод Департамента о том, что защитная зона для памятника устанавливается автоматически с момента включения его в ЕГРОКН является необоснованным.
Комиссия Управления Минкультуры России по ДФО пришла к выводу, что работа по принятию правового акта текстового и графического описания местоположения границ защитной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» с перечнем координат, характерных точек границ системе координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости региональным органом охраны объектов культурного наследия не организована, пункт № 6 предписания от 15.12.2017 не исполнен.
Таким образом, обоснован пункт 2 предписания № 03-п/п, согласно которому Департаменту предписано организовать работу по утверждению нормативным правовым актом текстового и графического описания местоположения границ защитной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» с перечнем координат, характерных точек границ в системе координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно пункту 7 предписания от 15.12.2017 Департаменту предписано привести в соответствие с действующим законодательством паспорт объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации на объект культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».
Во время первой проверки Департаментом предоставлялся паспорт объекта культурного наследия, не соответствующий требованиям Приказа Минкультуры от 07.06.2016.
Комиссии Управления Минкультуры России по ДФО представлены скриншоты с размещенных Департаментом сведений на сайте подсистемы единой автоматизированной информационной системы "Единого государственного реестра объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – АИС ЕГРОКН) в единой информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Департамент осуществляет работу в АИС ЕГРОКН с использованием квалифицированной электронной подписи. Данная система взаимодействия с Минкультуры России позволяет формировать и производить печать паспорта объекта культурного наследия.
Однако Комиссия Управления Минкультуры России по ДФО пришла к выводу, что в связи с отсутствием скриншота, подтверждающего надлежащий вид и форму паспорта объекта культурного наследия в соответствии с действующим законодательством, проанализировать представленные сведения не представляется возможным.
На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия (статья 21 Закона № 73-ФЗ).
Согласно Приказу Минкультуры России от 07.06.2006 № 1271 «Об утверждении порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Приказ № 1271) паспорт является основным учетным документом на объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, в который вносятся сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и подлежат оформлению соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Паспорт оформляется на одной стороне вертикально расположенных листов бумаги формата А4.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления Минкультуры России по ДФО пришла к выводу о непредставлении документов, подтверждающих приведение в соответствие с действующим законодательством паспорта объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что пункт 3 предписания, согласно которому Департаменту предписано привести в соответствие с действующим законодательством паспорт объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации на объект культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу», является законным и обоснованным.
Согласно пунктам 8 и 9 предписания от 15.12.2017 Департаменту требовалось официально опубликовать (обнародовать) приказ Департамента от 15.12.2017 № 01-21/682 «Об утверждении формы акта технического состояния объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального значения, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия» (далее - Приказ Департамента № 01-21/682), а также приказ Департамента от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» (далее – приказ Департамента № 01-21/660).
Комиссии Управления Минкультуры России по ДФО представлена информация, согласно которой приказы Департамента № 01-21/682 и № 01-21/660 размещены на интернет странице Департамента.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2014 № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» установлено, что в соответствии с законами субъектов Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации опубликовываются на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Опубликование законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания и является их официальным опубликованием. Если в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации правовые акты субъекта Российской Федерации подлежат государственной регистрации, размещение (опубликование) таких актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней после дня их государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24.02.2009 № 25-ОЗ приказы (распоряжения) органов исполнительной власти автономного округа публикуются в газете «Крайний Север», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в учрежденном печатном средстве массовой информации и сетевом издании в течение 10 дней со дня их подписания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При этом в отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
В связи с тем, что приказы Департамента № 01-21/682 и № 01-21/660 устанавливают требования, подлежащие безусловному исполнению неограниченным кругом лиц указанные приказы пунктами 4 и 5 оспариваемого предписания предписано Департаменту официально опубликовать (обнародовать).
Согласно пункту 12 предписания от 15.12.2017 Департаменту предписано направить в Министерство Культуры Российской Федерации для приобщения к учетному делу объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» копию приказа Департамента от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу».
В соответствии с пунктами 1, 4 - 7 статьи 20 Закона № 73-ФЗ ведение реестра объектов культурного наследия включает в себя: регистрацию объекта культурного наследия в реестре; документационное обеспечение реестра; мониторинг данных об объектах культурного наследия.
Документационное обеспечение реестра осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия совместно с региональными органами охраны объектов культурного наследия и включает в себя подготовку и хранение документации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, в виде учетных дел объектов культурного наследия, подлежащих бессрочному хранению в федеральном органе охраны объектов культурного наследия, региональном органе охраны объектов культурного наследия. На основе указанных учетных дел формируются информационные ресурсы реестра, обеспечивающие его автоматизированное ведение (пункт 7 статьи 20 Закона № 73-ФЗ).
Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, определенного пунктом 7 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия (пункт 10 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954 (далее – Положение) представление органами охраны объектов культурного наследия документов, подтверждающих изменение сведений об объектах культурного наследия, зарегистрированных в Едином реестре, является основанием для внесения Минкультуры России в Единый реестр новых данных об объектах культурного наследия, зарегистрированных в Едином реестре.
Учетные дела объектов культурного наследия подлежат бессрочному хранению в федеральном органе охраны объектов культурного наследия, региональном органе охраны объектов культурного наследия. На основе указанных учетных дел формируются информационные ресурсы реестра, обеспечивающие его автоматизированное ведение (пункт 7 Положения).
Комиссии Управления Минкультуры России по ДФО представлен скриншот АИС ЕГРОКН, согласно которого в учетное дело № 87-18170 на памятник Дежневу Семену Ивановичу 20.11.2017 внесено охранное обязательство.
В сведениях, указанных в скриншоте информация о приобщении к учетному делу объекта культурного наследия Федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» копии приказа Департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа от 07.12.2017 № 01-21/660 вместе с копией охранного обязательства отсутствует.
При этом Комиссии Управления Минкультуры России по ДФО не представлены копии документов, направленных в адрес Минкультуры России или скриншоты, корректно отражающие информацию о внесении изменений в учетное дело № 87-18170 АИС ЕГРОКН.
При таких обстоятельствах, пункт 6 оспариваемого предписания, обязывающий Департамент направить в Минкультуры России для приобщения к учетному делу объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» копию приказа Департамента от 07.12.2017 № 01-21/660 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Дежневу Семену Ивановичу» вместе с копией охранного обязательства также является законным.
В апелляционной жалобе не содержится доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 19.09.2018 по делу № А73-8786/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |