ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6264/18 от 04.12.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6264/2018

04 декабря 2018 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи А.П. Тищенко,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу  акционерного общества «РН-Транс»

на решение от  20.09.2018,

принятое судьей Медведевой О.В.

по делу № А73-12406/2018 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)

к акционерному обществу «РН-Транс» (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677)

о взыскании 22 615 руб. 88 коп.,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу «РН-Транс» (далее – АО «РН-Транс», ответчик) о взыскании 22 615 руб. 88 коп. - платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.

Определением суда от 13.04.2018 исковое заявление было принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства, при этом было возбуждено производство по делу № А55-9527/2018.

Определением от 13.06.2018 Арбитражный суд Самарской области передал дело № А55-9527/2018 на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Определением от 30.07.2018 Арбитражный суд Хабаровского края принял дело для рассмотрения в порядке упрощенного производства, при этом делу был присвоен № А73-12406/2018.

Решением от 20.09.2018 по делу № А73-12406/2018 суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Полагая, что судом первой инстанции допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, АО «РН-Транс» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование решение отменить и принять новый судебный акт.

На основании пункта 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «Юкос-Транссервис» (правопредшественник АО «РН-Транс», владелец) заключен договор № ЮТС/591/2010 (с протоколом разногласий от 17.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования примыкающего к железнодорожной станции Дземги, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожной станции Дземги через стрелочные переводы № 103, 105, 107 локомотивом перевозчика.

В мае 2017 года на путях общего пользования станции Дземги простаивали вагоны, прибывающие в адрес АО «РН-Транс», в ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с занятостью путей владельца.

По факту простоя вагонов на путях общего пользования станции Дземги составлены акты общей формы на начало и окончание простоя №№ 2/7521, 2/7511, 2/7518, 2/7508, 2/7527, 2/7516, 2/7510 от 22.05.2017, №№ 2/7787, 2/7774, 2/7777, 2/7773, 2/7766, 2/7765, 2/7768 от 26.05.2017.Указанные акты предъявлялись для подписи представителю ответчика, который отказался от их подписания без указания причин отказа, о чем составлены соответствующие акты. Перечисленные акты общей формы направлены АО «РН-Транс» 14.07.2017 с сопроводительным письмом.

В связи с простоем вагонов на путях общего пользования по вине грузополучателя перевозчиком составлены накопительные ведомости №№ 700340, 700341, 700342, 700343, 700344, 700345, 700346 для внесения соответствующей платы, которые также предъявлены на подпись представителю ответчика. По факту отказа в подписании накопительной ведомости составлены акты общей формы №№ 7/600335, 7/600336, 7/600337, 7/600338, 7/600339, 7/600340, 7/600341. Накопительные ведомости с указанными актами направлены ответчику с сопроводительным письмом от 14.07.2017 № 119.

Размер платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования по накопительной ведомости № 700340 составил 3 230 руб. 84 коп., по накопительной ведомости № 700341 – 8 077 руб. 10 коп., по накопительной ведомости № 700342 – 1 615 руб. 42 коп., по накопительной ведомости № 700343 – 4 846 руб. 26 коп., по накопительной ведомости № 700344 – 1 615 руб. 42 коп., по накопительной ведомости № 700345 – 1 615 руб. 42 коп., по накопительной ведомости № 700346 – 1 615 руб. 42 коп.

В целях досудебного урегулирования спора ОАО «РЖД» в адрес ответчика направлена претензия от 14.07.2017.

Поскольку в досудебном порядке спор урегулирован не был, ОАО «РЖД» обратилось с иском в арбитражный суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.

На основании пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно пункту 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

При этом, оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).

Плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в данной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам (часть 11 статьи 39 УЖТ РФ).

Как следует из договора № ЮТС/591/2010 по прибытию поезда на станцию Дземги перевозчик передает информацию ответственному работнику владельца обо всех прибывших в его адрес вагонах путем передачи натурного листа поезда по факсу с записью в Книге уведомления о прибытии груза формы ГУ-6ВЦ. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, после раскредитования владельцем перевозочных документов в ЛАФТО станции Дземги на основании предъявленной накладной. О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается перевозчиком ответственному лицу владельца по телефону с регистрацией в книге формы ГУ-2.

Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 70 четырехосных цистерн, максимальный вес не более 6000 т (пункт 7 договора).

Вместимость мест погрузки, выгрузки и количество вагонов, подаваемых на места погрузки, выгрузки для одновременного начала проведения грузовых операций, устанавливается (в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.03.2013): эстакада для погрузки и выгрузки темных нефтепродуктов - 48 цистерн, пути №№ 1, 2 по 24 вагона каждый; эстакада для погрузки светлых нефтепродуктов – 44 цистерны, пути №№ 3,4, по 22 вагона каждый; крытая эстакада для выгрузки темных нефтепродуктов - 18 цистерн, погрузка светлых нефтепродуктов - 18 цистерн, пути №№ 12,13 по 9 вагонов каждый; путь № 8-6 вагонов выгрузка и погрузка оборудования, прочих грузов и продуктов нефтехимии, 4-е вагона-цистерны для слива токсичных и едких жидкостей, 3-й вагона - продукция нефтехимии (сера и т.д.); путь № 11-7 вагонов металлолом, 6 вагонов – крупногабаритный груз; путь № 15-8 вагонов для погрузки кокса; путь № 16-8 вагонов для подготовки вагонов под погрузки сжиженных углеводородных газов; пути №№ 17, 18 по 4 вагона каждый – погрузка сжиженных углеводородных газов (пункт 8 договора).

На железнодорожном пути необщего пользования владельца устанавливаются следующие технологические нормы на выгрузку: нефть - 2,0 часа; тяжеловесные грузы и оборудование - 1,15 часа; каустика жидкого (соды каустической) - 2,0 часа; остальные грузы в соответствии с нормами, установленными Приказом МПС № 70 от 10.11.03. При предоставлении владельцем документов, подтверждающих вязкость и температуру застывания нефти в холодный период года с 15 октября по 15 апреля технологические нормы на выгрузку нефти устанавливаются 3,0 часа. Технологические нормы на выполнение сдвоенных операций, выгрузка нефти и погрузка нефтепродуктов - 4 часа, (в холодный период - 5 часов) (пункт 14 договора).

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).

При задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами (пункт 4.6 Правил № 26).

В силу пунктов 3.1, 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы. В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Суд первой инстанции, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установил факт задержки на железнодорожных путях общего пользования на станции назначения вагонов, не принадлежащих перевозчику, по вине АО «РН-Транс», пришел к правомерному выводу о правомерности взимания с последнего предусмотренной договором и статьей 39 УЖТ РФ платы.

С указанным выводом соглашается и суд апелляционной инстанции.

Доводы ответчика о том, что фактически акты грузополучателю на подпись не предъявлялись со ссылкой на содержащиеся на их нижних полях даты, которые указывают на дату печати документа, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку факт повторной печати документа не свидетельствует о том, что документ не был изготовлен в указанную в нем дату.

Так, в силу пункта 3.2.4. Правил № 45 ни перевозчик, ни грузополучатель не имеют права отказаться от подписи акта общей формы. В случае несогласия с содержанием акта установлена необходимость напротив подписи указать: «с разногласиями» или «с возражением». Имеющиеся возражения должны быть направлены перевозчику не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.

Акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на путях станции в связи с занятостью фронта выгрузки со стороны ответчика не подписаны, в них имеется отметка об отказе последнего от подписи, которая заверена представителями перевозчика в порядке, установленном Правилами № 45.

Доказательств направления разногласий к данным актам общей формы ответчиком не представлено.

Факт уведомления грузополучателя о прибытии вагонов на станцию подтвержден уведомлениями по форме ГУ-6ВЦ, факт уведомления владельца о предстоящей подаче вагонов – уведомлениями по форме ГУ-2, что соответствует условиям статьи 39 УЖТ и договора № ЮТС/591/2010.

Представленные в материал дела уведомления представляют собой электронную версию выписки из книги уведомлений и содержат всю необходимую информацию: наименование грузополучателя, номера вагонов, наименование груза, время уведомления, время планируемой подачи, номер телефона, по которому передано уведомление, фамилия и должность лица, принявшего уведомление, номер акта общей формы.

Факт занятости фронтов выгрузки для конкретного вида груза на время простоя вагонов подтвержден памятками приемосдатчика, на которые имеется ссылка в актах общей формы.

Также правомерно отклонены судом первой инстанции доводы ответчика об отсутствии уведомлений о готовности вагонов к подаче на пути необщего пользования, а также неправомерное оформление простоя вагонов по причине того, что уведомления о готовности вагонов к подаче были переданы до прибытия указанных вагонов на станцию назначения, поскольку время простоя вагонов, за которое начислена плата, что подтверждено актами общей формы, по которым от грузополучателя не поступило возражений.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная жалоба по содержащимся в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Нарушений в правильности применения норм материального права, а также нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 20.09.2018 по делу № А73-12406/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.П. Тищенко