ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6266/17 от 22.11.2017 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6266/2017

29 ноября 2017 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2017 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.,

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,

при участии  в заседании:

от публичного акционерного общества  «МТС-БАНК»: Юн О.Б., представителя по доверенностям  от 09.01.2017 № ДВФ/06 (сроком 31.12.2017); от 28.12.2016 № И-24-00441/16-101 (по 31.12.2017);

от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска: ФИО1, представителя по доверенности от 08.11.2017 № 02-15/44466 (сроком по 29.12.2017);

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО1, представителя по доверенности от 07.11.2017                             № 05-30/24455@ (сроком по 31.12.2018);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  публичного акционерного общества  «МТС-БАНК»

на решение от  15.09.2017

по делу № А73-17334/2016

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Маскаевой А.Ю.

по заявлению публичного акционерного общества «МТС-Банк» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города  Хабаровска

о признании незаконным и отмене решения от 17.08.2016 № 9105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «МТС-Банк» (далее – заявитель; ПАО «МТС-Банк»; налогоплательщик; банк) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города  Хабаровска (далее – инспекция; ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска), Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – Управление; УФНС России по Хабаровскому краю) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 17.08.2016 № 9105 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Судом по ходатайству заявителя с согласия представителя налоговых органов в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика УФНС России по Хабаровскому краю на ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.

Решением суда от 15.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «МТС-Банк» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования.

Заявитель жалобы, ссылаясь  на статью 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23, статьи 5, 45, 52, 389 пункт 1 статьи 388, часть 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О, статьи 24.11, 24.12, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указал, что: в рассматриваемом случае соответствующие сведения по земельному участку, принадлежащему обществу были внесены в кадастр только 04.01.2015 (т.е. кадастровые процедуры произведены после 01.01.2015) и их результаты не могут быть использованы в исчислении земельного налога в 2015 году.

В своих отзывах на апелляционную жалобу УФНС России по Хабаровскому краю и ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска доводы жалобы отклонили, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ПАО «МТС-Банк» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, дав по ним пояснения, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Управления и инспекции отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, ПАО «МТС-Банк» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 27:23:0040530:3, в отношении которого банком 29.01.2016 в инспекцию представлена налоговая декларация по земельном налогу за 2015 год, и по результатам ее проверки   ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска  пришла  к выводу о занижении ПАО «МТС-Банк» налоговой базы по земельному участку с кадастровым номером 27:23:0040530:3,  в связи с указанием неверной кадастровой стоимости земельного участка.

Выводы проверки отражены в акте налоговой проверки от 18.05.2016                  № 28825.

Решением инспекции налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафных санкций в размере 78 руб., обществу доначислен налог в размере 779 руб., а также начислены пени в соответствии со статьей 75 НК РФ за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 42,73 руб.

Не согласившись с решением инспекции,  общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Хабаровскому краю от 28.09.2016 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции, банк  обратился с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Земельный налог на территории муниципального образования «город Хабаровск» введен решением Хабаровской городской Думы от 25.10.2005                     № 146 «О внесении изменений в Положение о местных налогах на территории  городского округа «Город Хабаровск», утвержденное Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571».

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

Пунктом 5 стати 65 ЗК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, определенных  настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

 Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000№ 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Постановление № 316), в соответствии с пунктом 10 которого  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего в спорный период, установлен принцип непрерывности актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, который предполагает постоянное обновление кадастровых сведений, обеспечение их актуальности и достоверности.

То есть,  утверждение новых результатов кадастровой оценки, исключает применение старых результатов кадастровой оценки.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 № 17-П, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Значит, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008                           № 273-пр  утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае, действовавшие до 01.01.2015.

С 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 № 205-пр (далее – Постановление № 205-пр), которые официально опубликованы в издании «Собрание законодательства Хабаровского края» 12.08.2014, а также размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Таким образом, утверждение новых результатов кадастровой оценки, в том числе нового удельного показателя кадастровой стоимости, исключает применение прежних результатов кадастровой оценки, отраженных в ранее действовавшем Постановлении Правительства края № 273-пр.

Следовательно, при исчислении земельного налога за 2015 год применяется кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением № 205-пр.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»; сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Следовательно, налоговая база по земельному налогу может быть определена налогоплательщиком после получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка от уполномоченного органа кадастрового учета либо использования сведений о кадастровой стоимости земельного участка, размещенных на официальном сайте Федерального агентства объектов недвижимости в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, ПАО «МТС-Банк» в налоговый орган 29.01.2016 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2015 год, согласно которой обществом налог исчислен в соответствии с кадастровой стоимостью 169320 руб., указанной в справке Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от 21.05.2015.

Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, определяя кадастровую стоимость земельного участка за 2015 год, налогоплательщик не воспользовался правом ознакомления с кадастровой стоимостью земельного участка на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет, а сведения о кадастровой стоимости земельного участка, запрошенные заявителем по состоянию на 01.01.2015 не являлись актуальными на дату подачи налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2015 – 29.01.2016.

Установив, что имело место занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за 2015 год в связи с неверным применением кадастровой стоимости земельного участка, которое повлекло за собой неуплату налога, инспекция пришла к верному выводу о необходимости привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа, пени и доначислении налога. При этом с учетом смягчающих ответственность обстоятельств налоговый орган снизил штрафные санкции до 78 руб.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции  считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем,  признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения  решения суда.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Излишне уплаченная 11.10.2017 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб.,  подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 15 сентября  2017 года по делу № А73-17334/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу-  без удовлетворения.

Возвратить публичному  акционерному обществу  «МТС-БАНК» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную  согласно платежного поручения № 77683 от 11.10.2017. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская