ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6269/20 от 11.02.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6269/2020

15 февраля 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Кузнецова О.С. по доверенности от 02.09.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от  20.10.2020

по делу № А73-8246/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску акционерного общества «ННК-Транс»

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

о взыскании 1 628 563 руб. 80 коп.,

установил:

в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось акционерное общество «ННК-Транс» (далее – АО «ННК-Транс», истец) с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании пени в размере 1 628 563 руб. 80 коп. за просрочку доставки груза, отправленного по железнодорожным накладным в апреле-июне 2019 года.

Исковое заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А73-8246/2020.

Решением от 13.10.2020 суд частично удовлетворил иск по делу № А73-8246/2020, взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере 1 416 430 руб. 62 коп., государственную пошлину в размере 28 513 руб., отказал в остальной части иска в связи с уменьшением неустойки по накладным №№ ЭК325574, ЭК325633, ЭК450621, ЭК450702, ЭЙ835333, Эй053900 на 30 % в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

ОАО «РЖД» не согласилось с вышеуказанным судебным актом в части решения о взыскания неустойки по накладным №№ ЭК553850, ЭЙ543732, ЭЛ132699, ЭЙ164639, ЭЙ777270, ЭЙ938301, ЭК689889, ЭЛ113575, ЭИ441493.

В апелляционной жалобе на часть судебного акта ответчик сослался на необоснованный отказ суда принять доводы ответчика о продления срока доставки груза в связи с наличием технической неисправности вагонов.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 10.12.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.

Рассмотрение апелляционной жалобы начато судом в составе председательствующий судья Тищенко А.П., судьи Сапрыкина Е.И., Швец Е.А., судебное разбирательство откладывалось определением суда от 21.01.2021.

Определением от 08.02.2021 судья Сапрыкина Е.И. была заменена на судью Вертопрахову Е.В., поэтому апелляционная жалоба была рассмотрена в судебном заседании 11.02.2021 с самого начала.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» поддержал апелляционную жалобу, просил исследовать и дать оценку изложенным в ней доводам по указанным в апелляционной жалобе накладным.

Истец не явился в судебное заседание суда апелляционной инстанции, в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами ответчика, просил решение оставить без изменения.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам по доводам апелляционной жалобы и решению в обжалуемой части.

По накладным №№ ЭК553850, ЭЙ543732, ЭЛ132699, ЭЙ164639, ЭЙ777270, ЭЙ938301, ЭК689889, ЭЛ113575, ЭИ441493 груз оправлялся в адрес грузополучателя 09.06.2019, 29.05.2019, 18.06.2019, 09.05.2019, 22.05.2019, 25.01.2019, 10.06.2019, 18.06.2019, 25.04.2019 соответственно, доставлен с просрочкой в 3, 9, 1, 18, 11, 2, 8, 3, 38 суток соответственно. По указанным накладным истцом заявлена и взыскана судом неустойка на сумму 110 994 руб. 78 коп., при этом суд по указанным накладным не уменьшал неустойку по статье 333 ГК РФ.

Из указанной выше неустойки по заявленным в апелляционной жалобе накладным ответчик не согласился с решением в части взыскания неустойки на сумму 75 236 руб. 43 коп., привел следующие доводы:

- по накладной №ЭК553850 вагон №51716942 задержан на станции Комсомольск-сортировочный ДВост. ж.д. по причине исправления технической (эксплуатационной) неисправности - завышение/занижение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки более нормы (код 219). По указанному факту были оформлены акты общей формы №5/15468 от 10.06.2019, №4/20551 от 11.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 222) и ВУ-36 о приемке вагона из ремонта (№ 148). В период с 10.06.2019 по 11.06.2019 вагон простаивал в ожидании ремонта, о чем составлены акты общей формы № 5/15469, № 5/15588. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационное вагонное депо Комсомольск-на-Амуре. Акт от 11.06.2019 №2-К о выполненных работах по текущему отценочному ремонту вагона №51716942 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653, куда внесены сведения о выполненных ремонтах. По досылочной дорожной ведомости № ЭК693342 вагон направлен на станцию назначения. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВОСТ ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы №2/2247 от 19.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 2 суток;

- по накладной №ЭЙ543732 вагон №51251791 принят к перевозке со станции отправления Крабовая Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск1 ДВОСТ ж.д. В пути следования вагон №51251791 задержан на станции Находка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (эксплуатационной) неисправности - тонкий гребень (код 102). По указанному факту были оформлены акты общей формы №4/19264 от 19.05.2019, №3/7800 от 31.05.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 1607) и ВУ-36 о приемке вагона из ремонта (№ 820). В период с 19.05.2019 по 25.05.2019 вагон простаивал в ожидании ремонта, по причине отсутствия информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона, о чем составлены акты общей формы № 9/3889, № 9/4029. На основании уведомления ВУ-26 № 1607 вагон направлен в ремонт на станцию Уссурийск ДВЖД, о чем составлен акт общей формы № 4/20211 от 27.05.2019. По прибытии вагона на станцию Уссурийск на основании акта общей формы №3/7720 от 30.05.2019 вагон проставлен на простой по причине ожидания авансовых платежей. Окончание простоя оформлено актом общей формы № 3/7776 от 31.05.2019. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационное вагонное депо Уссурийск. Акт от 31.05.2019.2019 №5384613 о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №51251791 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653, куда внесены сведения о выполненных ремонтах. Станцией назначения Хабаровск1 ДВост. ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы №2/1924 от 03.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 13 суток;

- по накладной №ЭЛ132699 вагон №51466019 принят к перевозке со станции отправления Крабовая Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск 1 ДВОСТ ж.д. В пути следования вагон №51466019 задержан на станции Находка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (технологической) - излом пружин (код 214), претензии к выполнению капитального ремонта (код 913). По указанному факту были оформлены акты общей формы №4/23593 от 20.06.2019, №4/23594 от 22.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 1495) и ВУ-36 о приемке вагона из ремонта (№ 552). В период с 20.06.2019 по 21.06.2019 вагон находился на путях станции в ожидании информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона, о чем составлены акты общей формы №9/4872, № 9/4896. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены в эксплуатационном вагонном депо ВЧДЭ-4 Уссурийск. Акт от 22.06.2019 №019/06-У о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №51466019 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653. В соответствии с письмом АО «ННК-Транс» № П 07-03/232 от 20.06.2019, последнее просило не выставлять рекламационные документы. Вагон принят перевозчиком в технически исправном состоянии, о чем свидетельствует выписка из Книги ВУ-14. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВОСТ .ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы № 2/2405 от 26.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 3 суток, о чем сделана отметка в накладной;

- по накладной №ЭЙ164639 вагон №51549665 принят к перевозке со станции отправления Первая речка Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск 1 ДВОСТ ж.д. Вагон №51549665 задержан на станции Первая речка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (технологической) неисправности - суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (код 352), претензии к выполнению капитального ремонта (код 913). По указанному факту были оформлены акты общей формы №20/4653 от 10.05.2019, №3/7647 от 28.05.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 874) и ВУ- 36 о приемке вагона из ремонта (№ 874). В соответствии с Классификатором «Основные неисправности грузового вагона», обнаруженная у вагона №51466019 неисправность является технологической, т.е. неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены на ремонтных путях Реф ВЧДр Уссурийск АО «ВРК-1», которое не является структурным подразделением ОАО «РЖД». В материалы дела представлены выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653. Вагон принят перевозчиком в технически исправном состоянии, о чем свидетельствует выписка из Книги ВУ-14. Станцией назначения Хабаровск1 ДВост.ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы № 2/1916 от 03.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 18 суток, о чем сделана отметка в накладной;

- по накладной №ЭЙ777270 вагон №51253193 принят к перевозке со станции отправления Первая речка Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск 1 ДВОСТ ж.д. Вагон №51253193 задержан на станции Первая речка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (технологической) неисправности - трещина надрессорной балки (код 217). По указанному факту были оформлены акты общей формы №20/5308 от 23.05.2019, №3/8050 от 07.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 359) и ВУ- 36 о приемке вагона из ремонта (№ 177). В период с 06.06.2019 по 07.06.2019 вагон находился на путях станции в ожидании информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона, о чем составлены акты общей формы №3/7999, № 3/8049. В соответствии с Классификатором «Основные неисправности грузового вагона», обнаруженная у вагона №51253193 неисправность является технологической, т.е. неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационным вагонным депо Уссурийск. Акт от 07.06.2019 №5404288 о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №51253193 подписан представителем заказчика. В соответствии с представленными документами была произведена смена надрессорной балки, колесной пары (в двух тележках двух) с использованием детали собственника, замена неисправных пружин рессорного комплекта, что отражено в расчетно-дефектной ведомости. Выявленная неисправность возникла по вине ВЧДр Волховстрой АО «ВРК-2» - предприятия проводившего последний капитальный ремонт, что установлено актом-рекламация №1381 и отражено в справке о выполненных ремонтных работах. Акт формы ВУ-41М составляется на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации, произведенные предприятиями различных форм собственности, государственной принадлежности и ведомственной подчиненности, имеющими право на производство вышеперечисленных работ. В акте указывается заключение комиссии о причинах возникновения дефектов и определяется виновное предприятие. Представленные документы подтверждают, что в ходе проведенного текущего ремонта вагона №   51253193 выполнены работы по устранению технической неисправности, явившейся причиной отцепки вагона. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653. Вагон принят перевозчиком в технически исправном состоянии, о чем свидетельствует выписка из Книги ВУ-14. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВост. ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы № 2/2044 от 09.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен, о чем сделана отметка в накладной;

- по накладной №ЭЙ938301 вагон №51573541 принят к перевозке со станции отправления Первая речка Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск1 ДВОСТ ж.д. Вагон №51573541 задержан на станции Первая речка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (эксплуатационной) неисправности - завышение фрикционного клина (код 219). По указанному факту были оформлены акты общей формы №20/5309 от 26.05.2019, №3/7833 от 01.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 2059) и ВУ- 36 о приемке вагона из ремонта (№ 17). На основании уведомления ВУ-26 № 2059 вагоны направлены в ремонт на станцию Уссурийск ДВЖД. По прибытии вагона на станцию Уссурийск, в период с 29.05.2019 по 31.05.2019 вагон простаивал в ожидании ремонта, по причине отсутствия информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона, о чем составлены акты общей формы № 3/7672, № 3/7810. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационное вагонное депо Уссурийск. Акт от 01.06.2019 №541/06-У о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №51573541 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653, куда внесены сведения о выполненных ремонтах. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВост. ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы №2/1917 от 03.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 7 суток;

- по накладной №ЭК689889 вагон №51465219 принят к перевозке со станции отправления Первая речка Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск 1 ДВост. ж.д. Вагон №51465219 задержан на станции Первая речка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (технологической) неисправности - трещина запасного резервуара (код 407), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 912). По указанному факту были оформлены акты общей формы №20/5879 от 10.06.2019, №3/8632 от 22.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 711) и ВУ-36 о приемке вагона из ремонта (№ 553). На основании уведомления ВУ-26 № 711 вагон направлен в ремонт на станцию Уссурийск ДВЖД. В период с 20.06.2019 по 22.06.2019 вагон находился на путях станции в ожидании информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона, о чем составлены акты общей формы №3/8506, № 3/8632. В соответствии с Классификатором «Основные неисправности грузового вагона», обнаруженная у вагона №51465219 неисправность является технологической, т.е. неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационным вагонным депо Уссурийск. Акт от 22.06.2019 №219/06-У о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №51465219 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653. Вагон принят перевозчиком в технически исправном состоянии, о чем свидетельствует выписка из Книги ВУ-14. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВост. ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы № 2/2373 от 25.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 12 суток, о чем сделана отметка в накладной;

- по накладной №ЭЛ 113575 вагон №57175416 принят к перевозке со станции отправления Первая речка Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск 1 ДВост. ж.д. Вагон №57175416 задержан на станции Первая речка ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (эксплуатационной) неисправности - тонкий гребень (код 102). По указанному факту были оформлены акты общей формы №20/6071 от 19.06.2019, №3/8792 от 26.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 1406) и ВУ-36 о приемке вагона из ремонта (№ 649). На основании уведомления ВУ-26 № 1406 вагон направлен в ремонт на станцию Уссурийск ДВЖД. По прибытии вагона на станцию Уссурийск, в период с 23.06.2019 по 25.06.2019 вагон простаивал в ожидании ремонта, по причине отсутствия информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона, о чем составлены акты общей формы № 3/8680, № 3/8758. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационное вагонное депо Уссурийск. Акт от 26.06.2019 №416/06-УЭ о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №57175416 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖА 2653, куда внесены сведения о выполненных ремонтах. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВОСТ ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы №2/2445 ог 28.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 7 суток;

- по накладной №ЭИ441493 вагон №57225120 принят к перевозке со станции отправления Советская Гавань-город Дальневосточной ж.д до станции назначения Хабаровск 1 ДВост. ж.д. Вагон №57225120 задержан на станции Ванино ДВОСТ ж.д. по причине исправления технической (технологической) неисправности - суммарный зазор эластомерного поглощающего аппарата более 5 мм (код 352), претензии к качеству выполнения деповского ремонта (код 912). По указанному факту были оформлены акты общей формы №41929 от 06.05.2019, №2/7639 от 04.06.2019 на начало и окончание задержки, связанной с выявлением и устранением технической неисправности вагона, что подтверждается уведомлениями формы ВУ-23 на ремонт вагона (№ 202) и ВУ-36 о приемке вагона из ремонта (№ 45). Вагон направлен в ремонт на станцию Комсомольск-на-Амуре ДВЖД, о чем составлен акт общей формы № 1/5637 от 06.05.2019. В соответствии с Классификатором «Основные неисправности грузового вагона», обнаруженная у вагона №57225120 неисправность является технологической, т.е. неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО. Ремонтные работы по устранению неисправностей проведены эксплуатационным вагонным депо Комсомольск-на-Амуре. Акт от 04.06.2019 №69-К о выполненных работах по текущему отцепочному ремонту вагона №57225120 подписан представителем заказчика. В материалы дела представлены дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость являющиеся документами, подтверждающими характер, объем и стоимость ремонтных работ, выписка из журнала формы ВУ-14, натурный лист. Факт нахождения вагона в ремонте подтверждается справкой ИВЦ ЖЛ 2653. Выявленная неисправность возникла по вине Участок Суховская-южная АО «ВРК- 2» - предприятия проводившего последний деповской ремонт, что установлено актом-рекламация №1510 и отражено в справке о выполненных ремонтных работах. Вагон принят перевозчиком в технически исправном состоянии, о чем свидетельствует выписка из Книги ВУ-14. Станцией назначения Хабаровск 1 ДВОСТ ж.д. на основании актов общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы № 2/2045 от 09.06.2019, согласно которому срок доставки увеличен на 29 суток, о чем сделана отметка в накладной.

По утверждению ОАО «РЖД», все выявленные и устраненные в ходе текущего ремонта неисправности вагона относятся к отказам по эксплуатационным причинам, вызваны естественным износом деталей и узлов вагона в процессе эксплуатации, связанны с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО, возникли по не зависящим от перевозчика причинам, что исключает его ответственность.

Суд апелляционной инстанции отклоняет вышеизложенные доводы ОАО «РЖД», при этом руководствуется следующим.

Нормативная продолжительность доставки определена в соответствии с действовавшими на момент совершения транспортных операций Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 (далее – Правила № 245).

Ответчик не оспаривает, что по указанным в апелляционной жалобе накладным превышен установленный нормативный срок доставки грузов, претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, размер заявленной неустойки рассчитан на основании положений Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) в редакции, действовавшей в спорный период.

Пунктом 2 статьи 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Статьей 792 ГК РФ регламентировано, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами.

Согласно статье 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 УЖТ РФ.

Статьей 36 УЖТ РФ установлено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан уплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Статьей 97 УЖТ РФ (в подлежащей применению редакции) предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств.

Положениями пунктов 6.1-6.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 39, регламентирован состав реквизитов железнодорожной накладной, заполняемых грузополучателем. Приведенным Приказом МПС России также утверждены формы перевозочных документов (железнодорожная накладная формы ГУ-27, железнодорожная накладная формы ГУ-27-0 и др.). Формы перевозочных документов на перевозку грузов в универсальном контейнере и особенности их заполнения утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 №30.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

В силу пунктов 2–2.2 Правил № 245 в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки. Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной. Нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в настоящих Правилах. Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом.

Пунктом 2.6 Правил № 245 предписано, что неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени.

Пунктом 6.3 Правил № 245 определено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случаях задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического состояния, возникшей по независящим от перевозчика причинам.

Статья 20 УЖТ РФ устанавливает, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. При этом факт принадлежности спорных вагонов не перевозчику, не освобождает последнего от проверки технического состояния вагонов при принятии их к перевозке.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие (пункт 1 приложения № 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286).

В соответствии с пунктом 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации не допускается подача под погрузку грузов неисправных вагонов и без предъявления их к техническому обслуживанию. О признании их годными должна быть произведена запись в специальном журнале.

Таким образом, бремя доказывания отсутствия вины в возникновении технической неисправности вагонов, контейнеров в пути следования законом возлагается на перевозчика.

В соответствии с п. 73 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374 (Правила № 374), при приеме порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.

Согласно п. 1 вышеуказанных Правил под собственными порожними вагонами понимаются, в том числе, и порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику.

Таким образом, при принятии к перевозке порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, на ОАО «РЖД», как на перевозчика, возложена обязанность по контролю технического состояния вагонов.

Вагоны по спорным накладным приняты ОАО «РЖД» к перевозке без замечаний к их техническому состоянию, при этом, вопреки доводам заявителя, составление актов общей формы по спорным отправкам с указанием на задержку вагона по железнодорожным накладным и на причины неисправностей вагона само по себе не может служить доказательством отсутствия вины перевозчика в задержке доставки груза, поскольку данные акты только констатируют факт обнаружения у вагонов технических неисправностей и не свидетельствуют о том, что неисправности возникли по причинам, независящим от перевозчика, либо, что перевозчик надлежащим образом исполнил обязанность, предусмотренную Правилами № 374.

Таким образом, не имеется оснований для увеличения сроков доставки в соответствии с пунктом 6.3 Правил № 245.

Из изложенного следует, что решение в обжалуемой части не подлежит изменению, апелляционная жалоба – удовлетворению.

Государственная пошлина возлагается на ответчика в силу ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 20.10.2020 по делу № А73-8246/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

     А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

      Е.А. Швец