ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6284/20 от 14.01.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6284/2020

21 января 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2021 года.

Полный текст  постановления изготовлен января 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Гричановской Е.В.

судей                                       Воронцова А.И., Пичининой И.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.

в судебном онлайн-заседании принимал участие:

от публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго»: ФИО1, представитель по доверенности от 21.12.2020,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области

на решение от 08.10.2020

по делу № А37-1463/2020

Арбитражного суда Магаданской области

по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 929 702 209, 89 руб.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент цен и тарифов Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерство финансов Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации  «Магаданэнерго» обратился в Арбитражный суд Магаданской области с исковым заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области  о взыскании за счёт средств казны Магаданской области убытков в связи с оказанием услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области по соглашению от 03 августа 2018 г. № 10 (979/3.2-2018) в размере 929 702 209,89 руб.

Решением от 08.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме, взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000,00 руб.

Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции ошибочно определено основание возникновения спорных правоотношений, предмет доказывания (потери тепловой энергии при транспорте теплоносителя), полагает, что истцом не был доказан состав и размер убытков, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие количество коммунального ресурса, принято потребителями, либо отпущенного потребителям с учетом фактических потерь тепловой энергии при транспорте теплоносителя. Считает, что при рассмотрении дела, судом не выяснен вопрос

определения нормативов технологических потерь для сетей истца, и учитывались ли данные нормативы при формировании тарифа, а компенсация потерь должна происходить с учетом показателей, которые формируются за вычетом потерь тепла по пути от поставщика к потребителю.

В письменном отзыве на жалобу, ПАО ЭиЭ «Магаданэнерго» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что основанием возникновения обязательств ответчика является применение уполномоченным органом по регулированию тарифов мер тарифного регулирования и как следствие возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей и утвержденным для нее экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), возмещение таких экономических потерь предполагается. Со ссылкой на материалы дела полагает, что сведения об объемах энергоресурсов, отпущенных истцом и потребленных населением были известны ответчику, они направлялись истцом в адрес ответчика с целью учета, контроля и определения суммы, подлежащей возмещению, на момент рассмотрения требования в суде первой инстанции ответчик располагал в полном объеме сведениями о размере суммы, подлежащей возмещению истцу за 2018 год. Сумма требуемого истцом возмещения не является плановой, а рассчитана, исходя их данных потребления энергоресурсов населением и стоимости(тарифов) ресурсов за 2018 год, что подтверждается представленным в материалы дела расчётом, а также неоднократным признанием подлежащих возмещению истцу сумм в актах сверки с ответчиком и уполномоченным органом.

В судебном заседании представитель истца возражал по доводам жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в соответствии со статьей 156 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, проверив в порядке статей 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является энергоснабжающей организацией, осуществляющей оказание услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории муниципального образования «Город Магадан» и посёлке Мяунджа муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области, в том числе населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, по тарифам, установленным Департаментом цен и тарифов Магаданской области (орган исполнительной власти, уполномоченный на регулирование цен (тарифов) в Магаданской области).

Приказами Департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 декабря 2015 г. № 61-4/э, № 61-5/э на период 2016-2018 годы были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) и горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемые потребителям Магаданэнерго.

В соответствии с Законом Магаданской области от 11 марта 2012 г. № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций» (далее – Закон № 1474-ОЗ), был установлен перечень лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую, тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам.

Согласно статьям 1, 2 Закона № 1474-ОЗ, льготный тариф на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливается для физических лиц - потребителей услуг отопления и (или) горячего водоснабжения в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области.

При этом, основанием для предоставления льгот указанным лицам является превышение изменения размера совокупной платы граждан за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании, рассчитанного с учётом экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги, над предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, утверждённым губернатором Магаданской области для соответствующего муниципального образования.

Руководствуясь данным нормативным актом, Департамент цен и тарифов Магаданской области, приказами от 29 декабря 2017 г. № 45-3/э, № 45-22/э установил на 2018 год на территории муниципального образования «Город Магадан» и посёлка Мяунджа муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области льготные тарифы на тепловую энергию и на горячую воду в открытой системе теплоснабжения, реализуемые Магаданэнерго населению.

Таким образом, были установлены тарифы на услуги теплоснабжающей организации для населения на уровне ниже экономически обоснованных, следствием чего явилось возникновение у Магаданэнерго соответствующих экономических потерь, вызванных межтарифной разницей.

В целях возмещения организациям недополученных доходов в связи с оказанием 5 указанных услуг, Правительством Магаданской области было принято постановление от 10 февраля 2017 г. № 78-пп, на основании которого был утверждён Порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения и водоотведения и поставкой топлива населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, при заключении договоров электроснабжения для целей оказания услуг населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (далее – Порядок).

На основании пунктов 9.1 и 9.2 Порядка субсидии предоставляются Получателям на основании соглашений, заключаемых между Министерством и Получателями. Магаданэнерго (Получатель) и Минстрой (Главный распорядитель) заключили соглашение от 03 августа 2018 г. № 10 (979/3.2-2018) о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области с дополнительным соглашением к нему от 02 ноября 2018 г. № 1 и приложениями к ним.

Согласно данному соглашению Главный распорядитель обязался предоставить в 2018 году Получателю субсидию для возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (пункт 1.1), которая предоставляется Главным распорядителем в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2018 год по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 617, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 22Б0116090, вид расходов 811 (пункт 1.2 соглашения).

Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии составляет 1 148 557 350 рублей 00 копеек (в редакции дополнительного соглашения). В приложении № 1 к соглашению (в редакции дополнительного соглашения) объём субсидии распределён на теплоснабжение по населённым пунктам (г. Магадан, п. Мяунджа).

Условия предоставления субсидии и порядок её перечисления предусмотрены разделами 3 и 4 соглашения. 6 Согласно пункту 7.2 соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

 Свои обязательства в соответствии с требованиями соглашения Магаданэнерго выполнило, сумма недополученных доходов с учётом фактического отпуска электроэнергии за 2018 год составила 1 029 703 444 рубля 51 копейку.

В адрес Минстроя была направлена претензия от 09 июля 2019 г. № МЭ/20-18-02-3202.

26 декабря 2018 платёжным поручением № 554083 Главным распорядителем было произведено частичное перечисление суммы субсидии на сумму 100 000 000 руб.

Согласно акту сверки взаимных расчётов за период с 01 января 2019 по 31 декабря 2019 по состоянию на 01 января 2020. задолженность ответчика по данным сторон составила 929 703 444,51 руб.(л.д. 21 т. 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения убытков и размера понесенных убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

С учетом заявленных оснований иска в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков, размер убытков, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом.

На ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины, наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия).

В случае оспаривания размера убытков ответчиками должны быть приведены соответствующие доводы и представлены необходимые доказательства. Как указано выше, противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 21.01.2016 № 302-ЭС15-11950, при утверждении тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования.

В этом случае возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные убытки возможно лишь при условии, что нормативный правовой акт об утверждении тарифа признан недействующим по решению суда.

Абзац 3 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» указывает на то, что оспаривание акта об установлении тарифа не требуется, если потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что такая компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере.

Однако пунктом 2 этого же постановления Пленума предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований, исходя из разницы между размером экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.

Таким образом, необходимость оспаривания акта об установлении тарифа отсутствует тогда, когда и экономически обоснованный тариф и тариф для населения утверждены, а убытки взыскиваются только в виде межтарифной разницы между установленными тарифами.

Заявляя о несогласии с размером установленного тарифа и для предъявления иска о взыскании убытков истец должен доказать в установленном законом порядке незаконность нормативного акта об установлении тарифа.

Департамент цен и тарифов Магаданской области, приказами от                         29 декабря 2017 г. № 45-3/э, № 45-22/э установил на 2018 год на территории муниципального образования «Город Магадан» и посёлка Мяунджа муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области льготные тарифы на тепловую энергию и на горячую воду в открытой системе теплоснабжения, реализуемые Магаданэнерго населению.

В связи со значительной разницей в тарифах у истца возникло право на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию.

На территории Магаданской области возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, производится в соответствии с Законом Магаданской области от 11 марта 2012 г. № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций».

Указанным Законом определено, что льготный тариф на тепловую энергию (мощность) устанавливается для физических лиц - потребителей электрической энергии (мощности) в жилищном фонде, расположенном на территории Магаданской области. В соответствии с положениями статьи 3 указанного закона компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее –БК РФ).

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением 9 субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления указанных субсидий устанавливается постановлениями Правительства Магаданской области (пункт 2). Порядок предоставления субсидий был утверждён постановлением Правительства Магаданской области от 10 февраля 2017 г. № 78-пп.

На основании пунктов 9.1 и 9.2 Порядка субсидии предоставляются Получателям на основании соглашений, заключаемых между Министерством и Получателями. Магаданэнерго (Получатель) и Минстрой (Главный распорядитель) заключили соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.

Свои обязательства в соответствии с требованиями соглашения Магаданэнерго выполнило, сумма недополученных доходов с учётом фактического отпуска теплоэнергии за 2018 год составила 1 029 703 444,51 руб., что установлено материалам дела и не оспаривается заявителем жалобы.

Согласно актам сверки взаимных расчётов за период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. по состоянию на 01 января 2020 г. задолженность ответчика по данным сторон составила 929 703 444,51 руб.

Расчет проверен судами и признан арифметически верным.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу положений части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оспариваемое ответчиком право истца на компенсацию, установленное нормативными актами могли быть подвергнуты оценке на соответствие их положениям законов и иным имеющим большую юридическую силу нормативным актам только в порядке прямого нормоконтроля, который выходит за пределы рассматриваемого спора и не входит в компетенцию суда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не свидетельствует о наличии судебной ошибки.

Апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

При таких обстоятельствах оспоренное в апелляционном порядке решение суда, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам, отмене или изменению не подлежит.

Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Заявитель, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 08.10.2020 по делу № А37-1463/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

А.И. Воронцов

И.Е. Пичинина