ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6314/2013 от 10.12.2013 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6314/2013

16 декабря 2013 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2013 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Е.И. Сапрыкиной

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии  в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью "Аква": не явились;

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью "Аква"

на решение от  19.08.2013 по делу № А04-4114/2013

рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Басос М.А.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Аква"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области

о  признании незаконным и отмене постановления от 30.05.2013 № 294

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аква» (ОГРН <***>; далее - общество, ООО «Аква») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее - административный орган, управление) от 30.05.2013 № 294, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от  19.08.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано ввиду доказанности состава вмененного административного правонарушения.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять новый судебный акт, ссылается на неправильное применение норм процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств по делу.

Управление Роспотребнадзора в отзыве, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые апелляционным судом удовлетворены.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что управлением Роспотребнадзора при рассмотрении жалобы  жильца  <...> (далее – потребитель) о неправомерном взимании обществом платы за опломбировку индивидуальных приборов учета  установлен факт нарушения со стороны последнего требований статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

По результатам рассмотрения проведенной проверки и пояснений общества, управлением составлен акт от 01.03.2013 № 162 и выдано предписание об устранении нарушений № 99. 

Далее, усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, 08.04.2013 административным органом составлен протокол об административном правонарушении.

В связи с допущенной опечаткой в наименовании юридического лица управление  вновь направило обществу извещение о времени и месте составления нового протокола, которое своевременно получено адресатом.

Протокол составлен 18.042013 №197 без участия лица, привлекаемого к ответственности.

С учетом ходатайства общества об отложении рассмотрения административного дела,  материалы  которого рассмотрены административным органом 30.05.2013, по итогам которого  вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Аква» оспорило его в судебном порядке.

Статьей 14.7 КоАП РФ устанавливается ответственность за обман потребителей, обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Отношения в этой области регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ГК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей.

Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила) предусмотрены  обязанности исполнителя, в том числе осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

 В свою очередь у потребителя есть право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (подпункты «з», «и» пункта 33 Правил).

В силу пункта 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (пункт 2 Правил).

Согласно подпункту 2 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений представляет собой документально оформленную в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

В силу пункта 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. При этом ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Как следует материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, общество исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного жилого дома не является, а выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Доказательств передачи полномочий по введению в эксплуатацию приборов учета от исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) к обществу (ресурсоснабжающей организации) материалы дела не содержат.

Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Следовательно, на общество как ресурсоснабжающую организацию также возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Между тем, действующее законодательство разделяет понятия деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета, которые вправе осуществить на основании возмездного договора как исполнитель коммунальной услуги, так и иное лицо, отвечающее требованиям законодательства об энергетической эффективности, и действия по вводу названных приборов учета в эксплуатацию (то есть их опломбировку), которые вправе совершать только исполнитель коммунальной услуги.

Из представленного в материалы дела акта проверки технического состояния приборов учета воды от 01.08.2012 следует, что в спорной квартире  произведена установка 4 счетчиков воды в 2010 году и с   названного периода  собственником  установка, замена или техническая эксплуатация приборов учета воды  не производилась, соответствующих письменных договоров с потребителем в порядке, установленном приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов не заключалось.

По материалам дела второй инстанцией установлено, что в нарушение законодательно установленного порядка общество необоснованно потребовало от потребителя оплату за опломбировку счетчика холодной воды  в размере 327,50 руб., что  подтверждается чеком от 03.12.2012, объяснениями самого потребителя и пояснениями общества, актом проверки.  Следовательно, указанные действия общества образует объективную сторону вмененного управлением правонарушения.

В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества выражается в нарушении требований законодательства. При этом суду не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности надлежащего исполнения своих обязанностей, предусмотренных вышеназванными положениями.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется состав нарушения по статье 14.7 КоАП РФ, признается обоснованным.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что у административного органа имелись правовые основания для привлечения  общества к  административной ответственности  по  статье 14.7 КоАП РФ.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства апелляционной  коллегией  не установлено.

Довод заявителя  жалобы о нарушении управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, выразившемся в не направлении акта проверки, апелляционной  инстанцией не принимается во внимание, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно, акт проверки, сопроводительное письмо от 04.03.2013, почтовое извещение  о получении от 12.03.2013, указываю на обратное  (л.д.58, 86).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 19.08.2013 по делу № А04-4114/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

ФИО1