ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-635/2022 от 09.03.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-635/2022

14 марта 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс": представитель не явился;

от Дальневосточного  межрегионального  управления  государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс"

на решение от  10.01.2022

по делу № А73-6532/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению  общества  с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс"

к Дальневосточному  межрегиональному  управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2021 серии 27                   № 012104

УСТАНОВИЛ:

общество   с ограниченной ответственностью "Солнечный экспресс" (далее – ООО «Солнечный экспресс»; общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – Управление автодорожного надзора, Управление, административный орган) от 09.04.2021 серии 27                      № 012104 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 300000 руб.

         Решением суда от 10.01.2022: оспариваемое постановление Управления изменено в части размера назначенного  штрафа – штраф снижен до 150000 руб.; обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2000 руб.

         Не согласившись  с указанным решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

         Заявитель жалобы утверждает следующее: собранные по делу доказательства не свидетельствуют о выполнении регулярных перевозок, а наоборот подтверждают  выполнение рейса по заказу фрахтователя; доказательства, приведенные  административным органом, не отвечают требованиям относимости и допустимости; показания свидетеля ФИО1 не подтверждают тот факт, что рейс выполнялся по регулярному маршруту, фактически свидетель дал ложные показания в части того, что он разговаривал с пассажирами автобуса  и выяснил у них цель и назначение поездки; посадка пассажиров осуществлялась согласно посадочной ведомости, предоставленной фрахтователем, общество со своей стороны только выполняло его поручение; список пассажиров также опровергает вывод административного органа о выполнении обществом регулярного рейса; некоторое совпадение маршрутов обусловлено тем, что между Хабаровском и ГЛК «Холдоми» имеется только одна дорога, проходящая, в том числе  и через п. Солнечный; в акта о проведении рейдовых осмотров 13.01.2021 и 15.01.2021 нет указаний на совершенное  административное правонарушение; факт отсутствия у водителя автобуса, выполняющего рейс Хабаровск - Холдоми маршрутной карты  на маршрут Хабаровск – Солнечный, не устанавливался, тем более, что такого регулярного маршрута не существует; при проверке сообщения гражданина, назначается  проверка, которая согласовывается с Прокуратурой, чего, в рассматриваемом случае, не было (Административный регламент, утвержденный приказом  Минтранса от 28.12.2017 № 542), таким образом,  Управлением нарушен порядок привлечения к административной ответственности.  

         В представленном в суд отзыве, Управление отклоняет все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

         Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

         Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующий в деле согласно положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

         Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

         Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Солнечный экспресс», расположенное по адресу: 682711, <...>, зарегистрировано 23.04.2020 за основным государственным регистрационным номером 120270007091, ИНН <***>; 09.02.2021 в 15 часов 20 минут и 14.02.2021 в 15 часов 20 минут, Хабаровский край, Солнечный район, рабочий <...> юридическое лицо - ООО «Солнечный экспресс» при осуществлении деятельности - перевозка пассажиров и иных лиц автобусами, допустило нарушение порядка использования автобуса при осуществлении регулярных перевозок пассажиров -  факт нарушения выявлен по результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО1, поступившего в адрес Дальневосточного межрегионального УГАДН ФСНСТ (вход. № 520 от 16.02.2021), а именно: 09.02.2021 года в 15 часов 20 минут и 14.02.2021 года в 15 часов 20 минут в районе здания № 19 по улице Воронежская (автовокзал г. Хабаровска) состоялось отправление автобусов марки KIAGRANBIRD государственный регистрационный знак <***> и СВ014 27 соответственно, перевозчика - ООО «СОЛНЕЧНЫЙ ЭКСПРЕСС»,  в указанные автобусы  осуществлена посадка пассажиров и погрузка багажа на парковке гостиницы «Пять звезд» в районе автовокзала города  Хабаровска, а затем автобусы выдвинулись по маршруту «г. Хабаровск- г. Комсомольск-на-Амуре - р.п. Солнечный»».

По  информации, предоставленной Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, установлено что, в настоящее время на маршруте «р.п. Солнечный - г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск» с порядковым номером маршрута 291а, осуществляет перевозку пассажиров индивидуальный предприниматель ФИО2 на основании открытого конкурса, по результатам которого указанному перевозчику было выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на транспортные средства, сроком действия с 21.12.2020 по 20.12.2025, кроме того, Министерством ранее выдавались юридическому лицу ООО «Солнечный экспресс» на вышеуказанный маршрут № 291а свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, сроком действия с 23.06.2020 по 20.12.2020;  срок действия указанных документов - свидетельства и карт маршрута, закончился.

Таким образом, 09.02.2021 года и 14.02.2021 года ООО «Солнечный экспресс» осуществлялась незаконная перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 291а «р.п. Солнечный- г. Комсомольск-на-Амуре - г. Хабаровск», без документов подтверждающих право осуществления регулярных перевозок, а именно, у перевозчика отсутствует свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок на

транспортные средства.

17.02.2021 Управлением  вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении с предложением законному представителю общества 23.03.2021 явиться для составления протокола об административном правонарушении (определение  получено обществом 03.03.2021 - отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80087057212330).

23.03.2021  заместителем начальника отдела автодорожного надзора и

контроля международных автомобильных перевозок Дальневосточного межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 в отношении ООО «Солнечный экспресс», в отсутствие  законного представителя общества, при его надлежащем извещении, составлен протокол серии 27 № 014828 об административном правонарушении по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ,  копия которого, содержащего сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, направлена в адрес общества  по почте и получена адресатом 02.04.2021.

09.04.2021 должностным лицом Управления  по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление серии  27 № 012104, которым ООО «Солнечный экспресс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33. КоАП РФ, и подвергнуто  наказанию в виде штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ, заключается в осуществлении регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Субъектом ответственности за данное правонарушение может являться

водитель транспортного средства, должностное лицо, а также юридическое

лицо.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон                 № 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок определена как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона; государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.

Положениями статьи  17 Федерального закона № 220-ФЗ определен порядок организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Следовательно, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке  пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок; каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом,  обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок на каждое участвующее в перевозке транспортное средство.

По материалам дела установлено, что ООО «Солнечный экспресс» имеет лицензию от 25.05.2020 № АК-27-000478 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, и  договор №VSKX22061245248716 от 08.06.2020 об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенный с САО «ВСК» в отношении транспортных средств, в том числе, автобусов KIA GRANDBIRD г/н <***> и СВ014 27,  соответственно; вид страхования: автомобильный транспорт - автобусные перевозки (регулярные и по заказам) в международном и междугородном сообщении с возможностью осуществления перевозок (регулярных и по заказам) в пригородном сообщении и (или) перевозок по заказам в городском сообщении.

Как пояснил генеральный директор общества, 09.02.2021 и 14.02.2021 автобусы KIA GRANDBIRD г/н <***> и СВ014 27, правообладателем которых на законных основаниях является ООО «Солнечный экспресс», отправлялись  от гостиницы «5 звезд» г. Хабаровска по маршруту г. Хабаровск– ГЛК «Холдоми»,  в соответствии с посадочной ведомостью на основании п. 1.2  приложения № 3 договора фрахтования от 21.12.2020 № 2Ф/122020, заключенного с ООО «Экспресс»,  таким образом, ООО «Солнечный экспресс» 09.02.2021 и 14.02.2021 осуществляло перевозку пассажиров по договору фрахтования, в связи с чем,  наличие карт маршрута не требуется.

Вместе с тем, данный довод общества об осуществлении перевозки на основании договора фрахтования правомерно не принят судом в качестве обоснованного, в связи со следующим.

В силу статьи 787 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ), перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется на основании заключенного в письменной форме договора фрахтования, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Понятие «регулярность», используемое в законодательстве о пассажирских перевозках поставлено в зависимость не от того, внесен или не внесен маршрут в реестр маршрутов и не от количества выполняемых перевозчиком рейсов, а от характера правоотношений, возникающих в процессе такой деятельности;  целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, для фрахтователя - получение за плату всей, либо части вместимости транспортного средства; услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей или части вместимости транспортного средства.

Таким образом, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал транспортное средство, получая услугу перевозки, не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд, то есть не заключают с перевозчиком ни договор фрахтования, ни договор перевозки.

Перевозка по заказу подразумевает также определение именно заказчиком маршрута следования транспортного средства.

Из материалов дела видно, что, несмотря на наличие договора фрахтования и таблички «Заказной» на лобовом стекле автобуса, воспользоваться услугами перевозчика мог неопределенный круг лиц.

Как следует из пояснений свидетеля ФИО1, им 09.02.2021 в 15 часов 20 минут был зафиксирован факт посадки пассажиров и загрузки багажа в автобус государственный регистрационный <***>,  который находился на парковке гостиницы «Пять звезд» расположенной вблизи автовокзала города Хабаровска, после чего автобус выдвинулся в направлении Хабаровск -                      п. Солнечный; 14.02.2021 в 15 часов 20 минут им так же был зафиксирован факт посадки пассажиров и загрузки багажа в автобус государственный регистрационный знак СВ014 27, который находился на парковке гостиницы «Пять звезд»,  расположенной вблизи автовокзала г. Хабаровска, после чего автобус выдвинулся в направлении Хабаровск - п. Солнечный.

Данный свидетель  указывает, что ранее, в 2020 году, а также 22.01.2021, ездил в командировку в п. Солнечный на указанных автобусах, которые находились в эксплуатации у ООО «Солнечный экспресс».

Материалы дела не содержат доказательств, позволяющих сделать вывод о фактическом исполнении договора фрахтования, поскольку невозможно отследить движение денежных средств за полученную услугу по перевозке.

Напротив,  из имеющейся в материалах административного дела информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, представленной в письме от 29.01.2021 № 01.20- 395 следует, что на территории Хабаровского края утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, в который включен межмуниципальный маршрут регулярной перевозки пассажиров № 291а «р.п. Солнечный – г. Комсомольск-на-Амуре – г. Хабаровск» (перевозчик ИП ФИО2);  при этом пути следования транспортных средств по указанному официальному маршруту № 291а являются идентичными путям оказания услуг перевозок пассажиров ООО «Солнечный экспресс».

В материалах административного дела имеется расписание движения автобусов ООО «Солнечный экспресс», размещенное в здании автовокзала р.п. Солнечный, согласно которому, указанный перевозчик совершает регулярные ежедневные пассажирские перевозки по маршруту р.п. Солнечный – Хабаровск и в обратном направлении, а также в иные населенные пункты (п. Горный,                   г. Комсомольск-на-Амуре, ГЛК Холдоми); данное расписание движения автобусов размещено рядом с кассой, в публичном месте и обращено ко всем желающим совершить поездки в указанные населенные пункты посредством обращения каждым гражданином в кассу автовокзала и приобретения билета (посадочного талона).

То есть, каждый желающий напрямую приобретает билет на автобус по указанному расписанию.

На основании установленных выше обстоятельств,  суд пришел к правильному   выводу о том, что представленный обществом договор фрахтования не подтверждает совершение перевозки пассажиров по заказу,  и оформлен только лишь для создания видимости осуществления заказной перевозки, тогда как фактически 09.02.2021 и 14.02.2021 осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярной перевозки пассажиров «р.п. Солнечный – г. Комсомольск-на-Амуре– г. Хабаровск»; при осуществлении данного вида перевозки пассажиров по регулярному маршруту заявитель должен был в установленном порядке получить соответствующие разрешительные документы, в том числе карту маршрута, отсутствие которой  образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.

Также, в материалах дела помимо указанного выше договора фрахтования от 21.12.2020 № 2Ф/122020, заключенного с ООО «Экспресс», имеется копия договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу от 12.12.2020 № 1Ф-11/2020, заключенного с ООО «Экстрим-Сервис», который не соответствует положениям статьи 787 ГК РФ, поскольку заключен сторонами на безвозмездной основе, в то время, как договор фрахтования является возмездным договором.

То есть, эти договоры фрахтования транспортного средства, как верно определил суд,  являются лишь способом придания осуществляемой деятельности по перевозке пассажиров по регулярному маршруту видимости осуществления заказной перевозки.

Следовательно,  ООО «Солнечный экспресс» под видом заказных перевозок пассажиров в рассматриваемый  период осуществляло перевозку пассажиров по маршруту, полностью совпадающему с маршрутом регулярных перевозок № 291А сообщением «р.п. Солнечный - г. Комсомольск- на-Амуре - г. Хабаровск», установленным Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, при этом, используя автобус при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, чем допустило нарушение требований части 2, части 3 статьи 17, части 1, части 3 статьи 35 Федерального закона            № 220-ФЗ, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

В силу частей 1, 4 статьи 27 Федерального закона № 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме; договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц); при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа;  реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Указанной выше статьей Федерального  закона № 259-ФЗ  выделены две разновидности перевозок пассажиров и багажа по заказам - перевозки, осуществляемые в интересах определенного и неопределенного круга лиц; к перевозкам определенного круга лиц относятся перевозки организованных групп людей; договор фрахтования, предусматривает  использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц;   посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем; к перевозкам неопределенного круга лиц относятся, например, перевозки, организуемые крупными торговыми центрами для подвоза из транспортных узлов потенциальных покупателей;  данные перевозки осуществляются по расписанию и по обращению любого лица.

Этой же нормой права  установлен запрет на взимание какой-либо платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок неопределенного круга лиц; оплата стоимости пользования транспортным средством при осуществлении заказной перевозки должна производиться исключительно фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (исполнителю, перевозчику) в соответствии с условиями заключенного между ними договора фрахтования.

Таким образом, отличительным признаком регулярных перевозок пассажиров и багажа является наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, перевозки осуществляются систематически;  целью деятельности по перевозке пассажиров по публичному договору перевозки для перевозчика является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему маршруту, перевозке за плату за данную услугу на основании публичного договора перевозки пассажиров-получение платной услуги по перевозке; целью перевозки по заказу для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а целью фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства для использования в целях перевозки пассажиров,  то есть, плата по данному договору взимается с фрахтователя фрахтовщиком за предоставление транспортного средства.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что,   несмотря на наличие договора фрахтования и таблички «Заказной» на лобовом стекле автобуса, воспользоваться услугами перевозчика мог неопределенный круг лиц.

В соответствии с представленным договоромфрахтования транспортного средства № 1Ф-11/2020 от 12.12.2020, заключенный между ООО «Солнечный экспресс» (фрахтовщик) и ООО «Экстрим Сервис» (фрахтователь),   фрахтовщик обязуется осуществить перевозку по заказу фрахтователя определенного круга лиц, по маршруту «Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре- п. Солнечный - ГЛК «Холдоми», то есть доставить пассажиров из г. Хабаровска на горнолыжный комплекс «Холдоми», находящийся в 5,5 км. от р.п. Солнечный, вместе которым представлены списки   пассажиров от 09.02.2021 и 14.02.2021,

откуда следует, что  до ГЛК «Холдоми» 09.02.2021 поездку осуществляли всего два пассажира из 14;  согласно списка пассажиров от 14.02.2021 до ГЛК «Холдоми» поездку осуществляли всего три пассажира из 22, основная же  масса пассажиров следовала до иных пунктов назначения - Маяк, ФИО4, Троицкое, Комсомольск-на-Амуре, р.п. Солнечный, Селихино; при этом доказательств заключения пассажирами какого-либо договора с фрахтователем, в материалы дела не представлено.

Исходя из информации, указанной в списке пассажиров от 09.02.2021 и 14.02.2021, установлено что, пассажиры приобретали билеты на маршрут сообщением г. Хабаровск - п. Солнечный - Холдоми напрямую, оплачивая билеты через кассу (ООО «Автовокзалы Хабаровского края») и сайт (через ООО «Р-Групп»), не заключая при этом договоров фрахтования транспортного средства, то есть  на основании публичного договора, следовательно  данная перевозка пассажиров не является перевозкой по заказу, а признается перевозкой транспортом общего пользования на основании публичного договора по регулярному маршруту пассажирских перевозок сообщением                  «г. Хабаровск - р.п. Солнечный - Холдоми».

Согласно имеющейся информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, представленной в письме от 29.01.2021 №01.20- 395,  на территории Хабаровского края утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, в который включен межмуниципальный маршрут регулярной перевозки пассажиров № 291а «р.п. Солнечный – г. Комсомольск-на-Амуре – г.Хабаровск» (перевозчик ИП ФИО2);  при этом пути следования транспортных средств по указанному официальному маршруту № 291а являются идентичными путям оказания услуг перевозок пассажиров ООО «Солнечный экспресс».

На основании изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу, поддержанному судом первой инстанции,   о наличии в действиях ООО «Солнечный экспресс» события и признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В материалах дела отсутствуют и обществом не представлены доказательства, которые бы свидетельствовали о принятии им достаточных мер по предотвращению совершения рассматриваемого правонарушения.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не выявлено, в связи с чем вина юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения,  верно признана судом установленной,  и доказанным факт наличия в действиях ООО «Солнечный экспресс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.

Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении, не позволивших управлению всесторонне и полно рассмотреть дело и влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не

установлено.

Общество было своевременно извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления, в связи с чем,  лицо, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, имело возможность воспользоваться всеми правами, предусмотренными ст. 28.2, 25.1 КоАП РФ.

Двухмесячный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи

4.1.1 КоАП РФ,  суд верно не выявил  оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Также судом  не установлено  оснований для применения в рассматриваемом случае положений о малозначительности, так как не выявлено обстоятельств исключительности допущенного нарушения.

Вместе с тем, суд, с учетом положений статей  3.1,  4.1 КоАП РФ,исходя из принципа дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, приняв во внимание, что общество относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства (категория – микропредприятие), а также - значительный размер штрафа,  счел   возможным изменить оспариваемое постановление Управления  в части назначенного обществу административного наказания, а именно -  снизить  размер назначенного административного штрафа до 150000 рублей.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что  судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Довод заявителя жалобы  о несоблюдении административным органом положений  Административного регламента, утвержденного  Приказом Минтранса от 28.12.2017 № 542, был рассмотрен судом первой инстанции и получил надлежащую оценку, не согласиться с которой,  у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.

Иные доводы заявителя жалобы,   не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.

Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной   жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  10  января  2022 года по делу № А73-6532/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                       Е.В. Вертопрахова

Судьи                                                                                   Е.И. Сапрыкина

                                                                                                А.П. Тищенко