Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6360/2021
30 декабря 2021 года | Хабаровск |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение»
на решение от 30.09.2021
по делу № А73-12078/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоснабжение»
о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 13.07.2021 № 54-ю о назначении административного наказания ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» (далее – ООО «Водоснабжение», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет, административный орган) о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 руб.
Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 30.09.2021 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Водоснабжение»обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит учесть характер правонарушения, смягчающие обстоятельства, отсутствие каких- либо последствий правонарушения, и в связи с малозначительностью правонарушения, отменить решение суда и удовлетворить требования общества.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее:вывод о бездействии ООО «Водоснабжение» не соответствует действительности, так как предписание исполнялось, а в дальнейшем были предприняты все меры для исправления нарушения и приведения программы в области энергосбережения в соответствие с формами, утверждёнными Постановлением Комитета по ценам и тарифам № 10/1 от 17.04.2013, что подтверждается Актом проверки № 37-ТА от 10.09.2021, стр. 3; правонарушение не имеет никаких последствий, не причинило имущественного вреда, по своей сути носит формальный характер, несоразмерно со значительным наказанием в виде административного штрафа в размере 100000 руб.; ООО «Водоснабжение» является предприятием, внесённым в реестр предприятий малого и среднего бизнеса, на момент проверки период деятельности ООО «Водоснабжение» составлял менее двух лет, программа по энергосбережению обществом представлялась впервые, на регулируемый тариф и финансовый результат не повлияла; для предприятия сумма штрафа очень существенная, для её оплаты необходимо отвлекать средства, которые необходимы на неотложные нужды, для исполнения мероприятий инвестиционной программы; за период пандемии снизились доходы населения, что повлияло на уровень оплаты услуг населением; недостаток оборотных средств существенно влияет на производственно-хозяйственную деятельность ООО «Водоснабжение».
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу административный орган отклоняет доводы жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО «Водоснабжение» не выполнило в установленный срок до 15.04.2021 предписание от 16.03.2021 № 9-ТА, выданное Комитетом по результатам плановой выездной проверки ООО «Водоснабжение», оформленной актом от 16.03.2021 № 6-ТА.
Указанным предписанием от 16.03.2021 № 9-ТА ООО «Водоснабжение» предписано в срок 30 календарных дней с момента получения предписания устранить выявленные нарушения путем утверждения Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемому виду деятельности в сфере водоснабжения (далее - Программа) в соответствии с Типовыми формами расчета целевых показателей для формирования требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, для которых тарифы регулируются комитетом (далее - Типовые формы), утвержденными Постановлением Комитета от 17.04.2013 № 10/1 «Об утверждении типовых форм расчета целевых показателей для формирования требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, для которых тарифы регулируются Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края» (далее - Постановление № 10/1).
Также, указанным предписанием ООО «Водоснабжение» предупреждено об административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в случае невыполнения требований предписания в срок 30 календарных дней с момента получения предписания.
Предписание получено 16.03.2021 лично директором ООО «Водоснабжение» ФИО1
Последним днем для исполнения предписания являлось 15.04.2021.
На основании представленных документов, проверяющим сделан вывод, что в действиях ООО «Водоснабжение» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 25.06.2021 в 12 часов 00 минут ООО «Водоснабжение» извещалось уведомлением от 21.05.2021 , которое получено Обществом - 25.05.2021 , что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела (почтовое отправление - 800809607332213).
25.06.2021 по факту выявленного правонарушения должностным лицом Комитета ФИО2 в отношении ООО «Водоснабжение», в отсутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении направлен 25.06.2021 в адрес ООО «Водоснабжение» сопроводительным письмом от 25.06.20109 № 4-1-5-2376, что подтверждается почтовым реестром, представленным в материалы дела.
Определением от 01.07.2021 № 54-Ю рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 13.07.2021 в 10 часов 30 минут, которое получено 08.07.2021, что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.
ООО «Водоснабжение» на определение от 01.07.2021 № 54-Ю представило письмо от 09.07.2021 № 654 о рассмотрении дела без участия представителя общества с пояснениями по существу административного правонарушения, последнее просило назначить административное наказание в виде предупреждения в соответствии со ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ в связи с тем, что общество относится к субъектам малого предпринимательства.
13.07.20221 в результате рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Комитета ФИО3, в отсутствие представителя общества, вынесено постановление от 13.07.2021 № 54-ю о привлечении ООО «Водоснабжение» к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, общество оспорило его в судебном порядке в Арбитражный суд Хабаровского края, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Комитетом по результатам плановой выездной проверки, оформленной актом от 16.03.2021 № 6-ТА в адрес ООО «Водоснабжение» было выдано предписание от 16.03.2021 № 9-ТА, где обществу было предписано в срок 30 календарных дней с момента получения предписания устранить выявленные нарушения путем утверждения Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемому виду деятельности в сфере водоснабжения (далее - Программа) в соответствии с Типовыми формами расчета целевых показателей для формирования требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, для которых тарифы регулируются комитетом (далее - Типовые формы), утвержденными Постановлением Комитета от 17.04.2013 № 10/1 «Об утверждении типовых форм расчета целевых показателей для формирования требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, для которых тарифы регулируются комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края» (далее - Постановление № 10/1).
Также, указанным предписанием ООО «Водоснабжение» предупреждено об административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в случае невыполнения требований предписания в срок 30 календарных дней с момента его получения.
Предписание было получено 16.03.2021 лично директором ООО «Водоснабжение» ФИО1
Последним днем для исполнения предписания являлось 15.04.2021
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона № 261-ФЗ установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 4.1.11 пункта 4.1 Положения о комитете, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, полномочия по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, закреплено за комитетом.
Комитет постановлением № 10/1 утвердил Типовые формы.
Постановлением Комитета от 20.11.2019 № 36/27 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО «Водоснабжение» (далее -постановление от 20.11.2019 № 36/27) в поселке Эльбан Амурского муниципального района на 2019 - 2024 годы» установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ООО «Водоснабжение» на 2019 - 2024 годы.
Таким образом, ООО «Водоснабжение» является организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности (водоснабжение).
ООО «Водоснабжение» 06.04.2021 (вх. № 1434) представлена в Комитет утвержденная директором общества (без даты) Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов холодного водоснабжения на территории Эльбанского городского поселения для гарантирующей организации по оказанию услуг водоснабжения ООО «Водоснабжение» на 2020-2022 годы на 26 листах.
В соответствии с Типовыми формами, структура и содержание программы энергосбережения определяются организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, за исключением следующих обязательных разделов (пункт 2 приложения 1 Постановления № 10/1): общие сведения для расчета целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение (приложение 6.1); расчет целевых показателей для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение (приложение 6.2); показатели реализации технических мероприятий по энергосбережению для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение (приложение 6.3); сводные показатели реализации результатов Программы энергосбережения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение (приложение 6.4); отчет об исполнении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (приложение 6.5); отчет о доле используемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, осветительных устройств с использованием светодиодов от общего количества осветительных устройств (приложение 8).
Исходя из содержания представленной Программы, из вышеуказанных обязательных сведений в сфере холодного водоснабжения в представленной Программе, не отражены сводные показатели реализации результатов Программы энергосбережения (приложение 6.4). В настоящем приложении представляются сводные показатели ожидаемых результатов реализации комплекса мероприятий, включенных в Программу энергосбережения, показатели рассчитываются на каждый планируемый год. Приложенное к Программе приложение 4 не отражает указанную информацию. Отсутствуют отчеты об исполнении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, за 2020 год (приложение 6.5), о доле используемых обществом осветительных устройств с использованием светодиодов от общего количества осветительных устройств, за 2020 год (приложение 8).
То есть, представленная Программа не отвечала по содержанию Типовым формам, утвержденным Постановлением Комитета № 10/1.
То есть, материалами административного дела подтверждается, что ООО «Водоснабжение» не выполнило в установленный срок до 15.04.2021 предписание Комитета от 16.03.2021 № 9-ТА.
В соответствии с частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в области регулируемых государством цен (тарифов).
Объективная сторона состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как верно указал суд, ООО «Водоснабжение» могло и должно было предпринять все необходимые меры для недопущения события противоправного правонарушения.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ООО «Водоснабжение» объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, образует формальный состав правонарушения, считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством, невыполнения предписания к установленному сроку. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных действующим законодательством.
Безразличное отношение общества к исполнению своих обязанностей, представляет собой угрозу охраняемым законом общественным отношениям.
Исходя из характера допущенного обществом правонарушения и обстоятельства его совершения, оснований для признания противоправного деяния малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности не имеется
Наличие исключительных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обществом своих обязанностей, установленных действующим законодательством, не имеется.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности меры воздействия, применяемой к правонарушителю.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ - предупреждение это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ООО «Водоснабжение» относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, что подтверждается сведениями, размещенными в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательства.
Однако, с учетом положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ оснований для назначения обществу административного наказания в виде предупреждения у суда не имелось, поскольку общество привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно данным бухгалтерской отчетности, представленной при рассмотрении дела об административном правонарушения, чистая прибыль от деятельности общества составила 2 702 000 руб.
Из оспариваемого постановления Комитета следует, что ООО «Водоснабжение» привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб., что является низшим пределом санкции указанной статьи.
При рассмотрении дела в суде, обществом не представлено доказательств о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, а также доказательств трудного финансового положения общества, позволяющих применить положения ст. 4.1 КоАП РФ, и назначить обществу административное наказание ниже низшего предела.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, влекущих отмену решения суда, в силу статьи 270 АПК РФ арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, ошибочно уплаченная 03.11.2021 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 3000 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2021 по делу № А73-12078/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., как ошибочно уплаченную согласно платежного поручения № 912 от 03.11.2021. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | ФИО4 |