ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6367/13 от 24.12.2013 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6367/2013

27 декабря 2013 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
 Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Песковой Т.Д.

судей    Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в заседании:

от Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды":   Меняйло Г.Н., представитель по доверенности от 28.05.2013;

от Администрации Бикинского муниципального района:   Плохотнюк Л.К., представитель по доверенности от 05.03.2013 № 01-21/565

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края

на   решение от 07.10.2013

по делу №   А73-7526/2013

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей   Барилко М.А.

по заявлению   Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

к   Администрации Бикинского муниципального района

о   признании недействительным Распоряжения от 06.05.2013 № 437-р «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе»

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Дальневосточное УГМС») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация) о признании недействительным распоряжения от 06.05.2013 № 437-р «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе»

Решением суда первой инстанции от 07.10.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Распоряжение Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 06.05.2013 № 437-р «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе» признано недействительным.

С Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» взысканы судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.

Не согласившись с судебным актом, Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что оспариваемое распоряжение не отменяет существующие охранные зоны земельных участков, поскольку данные охранные зоны определены федеральным законодательством, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ФГБУ «Дальневосточное УГМС» в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 на основании Постановления Совета Министров СССР от 06.01.1983 № 19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций» были установлены охранные зоны в радиусе 200 метров вокруг гидрометеорологических станций с. Лермонтовка, г. Бикин.

В соответствии со свидетельствами от 10.07.1995 №№ 78, 105 за Дальневосточным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на праве постоянного пользования был зарегистрирован земельный участок площадью 0,3167 га, расположенный по адресу: г. Бикин, пер.Стадионный, 4 для производственных нужд - размещения Бикинской метеорологической станции, а также земельный участок площадью 0,7 га, расположенный в с. Лермонтовка для производственных нужд - размещения гидрометеорологического поста р. Бира – с.Лермонтовка.

Приказом Росгидромета от 05.12.2001 № 183 Дальневосточное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды было реорганизовано путем выделения из его состава подразделений, выполняющих оперативно-производственные, производственно-технические и хозяйственные функции, а также государственной наблюдательной сети на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области и создания на основе выделяемых из состава Дальневосточного УГМС подразделений государственного учреждения Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды (Хабаровский ЦГМС – РСМЦ), явившегося правопреемником реорганизованного Дальневосточного УГМС в части выполнения оперативно-производственных, производственно-технических и хозяйственных функций согласно разделительному балансу, в том числе в части принятых по состоянию на 01.01.2002 метеорологической станции в г.Бикине и метеорологической станции в с.Лермонтовка.

В соответствии с пунктами 4, 18 Приложения к Уставу ГУ Хабаровский ЦГМС-РСМЦ, утвержденного 24.04.2002, метеорологическая станция М-2 Бикин, расположенная по адресу : г.Бикин, пер. Стадионный, 4, Бикинский район Хабаровский край и метеорологическая станция М-2 Лермонтовка, расположенная по адресу : с.Лермонтовка, ул.Школьная, 13, Бикинский район Хабаровский край явились обособленными подразделениями ГУ Хабаровский ЦГМС-РСМЦ.

Распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Хабаровскому краю от 19.11.2004 № 969 было прекращено право постоянного пользования Дальневосточного УГМС на земельные участки, расположенные в Бикинском районе, г.Бикин, пер. Стадионный, 4 и в Бикинском районе с. Лермонтовка и предоставлении указанных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для производственных нужд ГУ «Хабаровский ЦГМС-РСМЦ», являющемуся правопреемником Дальневосточного УГМС.

Приказом Росгидромета от 06.05.2011 № 188 была утверждена новая редакция Устава ФГБУ «Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды».

В соответствии с Приложением к Уставу ФГБУ «Хабаровский ЦГМС-РСМЦ», утвержденного 06.05.2011, метеорологическая станция М-II Бикин, расположенная по адресу: г.Бикин, пер. Стадионный, 4, Бикинский район Хабаровский край и метеорологическая станция М-II Лермонтовка, расположенная по адресу : с.Лермонтовка, ул.Школьная, 13, Бикинский район Хабаровский край явились обособленными подразделениями ФГБУ «Хабаровский ЦГМС-РСМЦ».

На основании Приказа Росгидромета от 11.10.2012 № 609 была произведена реорганизация ФГБУ «Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды» и ФГБУ «Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с передачей прав и обязанностей реорганизуемых бюджетных учреждений к вновь возникшему в результате слияния ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в соответствии с передаточным актом.

Согласно передаточному акту от 10.12.2012 право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, расположенные в Бикинском районе, г.Бикин, пер. Стадионный, 4 и в Бикинском районе с.Лермонтовка, ул. Школьная, 13 перешло к ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

В соответствии с пунктами 14, 33 приложения к Уставу ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», утвержденного приказом Росгидромета от 21.12.2012 № 788, метеорологическая станция М-2 Бикин, расположенная по адресу : г.Бикин, пер.Стадионный, 4, Бикинский район Хабаровский край и метеорологическая станция М-2 Лермонтовка, расположенная по адресу : с.Лермонтовка, ул.Школьная, 13, Бикинский район Хабаровский край являются обособленными подразделениями ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

06.05.2013 Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края было издано Распоряжение № 437-р, в соответствии с которым, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 05.04.2013) было признано утратившим силу решение исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе».

Не согласившись с Распоряжением от 06.05.2013 № 437-р, ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании названного распоряжения недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – ФЗ от 19.07.1998 № 113-ФЗ) под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.

Согласно пункту 3 статьи 13 ФЗ от 19.07.1998 № 113-ФЗ в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

Вышеуказанный порядок создания охранных зон вокруг стационарных пунктов наблюдений был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972, утвердившим Положение «О создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением» (далее – Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений).

Согласно пункту 3 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.

В силу пункта 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Из вышеприведенных норм следует, что для получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) формируются охранные зоны.

Данные охранные зоны выступают в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны.

Как установлено судом, ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» создано в результате реорганизации ФГБУ «Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды», являющегося, в свою очередь, правопреемником Дальневосточного территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Из пунктов 3.1, 3.2 Устава ФГБУ «Дальневосточное УГМС» усматривается, что предметом и основными целями деятельности Учреждения является обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информации, для достижения которых Учреждение осуществляет проведение регулярных гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений на стационарных и подвижных пунктах наблюдений наблюдательной сети Учреждения.

Судом первой инстанции установлено, что на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Дальневосточное УГМС» принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, г. Бикин, пер. Стадионный, 4 и Хабаровский край, Бикинский район с. Лермонтовка, ул. Школьная, 13, предоставленные для производственных нужд в целях размещения метеостанций М-2 Бикин и М- 2 Лермонтовка, вокруг которых решением исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 были установлены охранные зоны в радиусе 200 метров вокруг гидрометеорологических станций.

Судом также установлено, что в настоящее время метеостанции М-2 Бикин и М-2 Лермонтовка являются действующими, что подтверждается представленными ФГБУ «Дальневосточное УГМС» в материалы дела доказательствами и, как следует из материалов дела, Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Решение исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе» было издано на основании Постановления Совета Министров СССР от 06.01.1983 № 19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды», которое в свою очередь было принято в целях обеспечения нормальных условий работы гидрометеорологических станций.

В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР от 06.01.1983 № 19 земельные участки, на которых размещаются гидрометеорологические станции, предоставляются в пользование организациям системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и других министерств и ведомств, осуществляющих гидрометеорологические наблюдения, с учетом технических и других требований, предъявляемых к указанным станциям.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 06.01.1983 № 19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций», предусмотрено, что вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, устанавливаются охранные зоны в виде

участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.

Охранная зона реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, перечень которых утверждается Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, с учетом назначения и конкретного местоположения этих станций может быть увеличена по решению Совета Министров союзной республики, принимаемому по представлению республиканского или территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды, согласованному с соответствующими органами других министерств и ведомств, осуществляющих контроль за состоянием природной среды.

Согласно пункту 3 Постановления Совета Министров СССР от 06.01.1983 №19 земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением следующих требований:

а) в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается:

- возводить любые здания и сооружения;

- сооружать оросительные и осушительные системы;

- производить горные, строительные, монтажные, взрывные работы и планировку грунта;

- высаживать деревья, складировать удобрения, устраивать свалки, выливать растворы кислот, солей, щелочей;

- устраивать стоянки автомобильного и водного транспорта, тракторов и других машин и механизмов;

- сооружать причалы и пристани;

- перемещать и производить засыпку и поломку опознавательных и сигнальных знаков, контрольно-измерительных пунктов;

- бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпательные работы;

- выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений;

б) в охранных зонах гидрометеорологических станций, не входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, работы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, могут производиться только с согласия республиканских или территориальных управлений по гидрометеорологии и контролю природной среды или соответствующих органов других министерств и ведомств, в систему которых входят эти гидрометеорологические станции.

Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР и Госстроем СССР (в части проектирования и строительства) установить в 6-месячный срок порядок выполнения работ, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, в пределах охранных зон гидрометеорологических станций.

В силу пункта 4 вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР гидрометеорологические станции переносу не подлежат.

Земельные участки, занятые гидрометеорологическими станциями, не входящими в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, а также земельные участки, находящиеся в пределах охранной зоны таких станций, могут быть изъяты для государственных или общественных нужд в установленном порядке только в исключительных случаях. При этом перенос указанных станций на новое место (строительство их зданий, сооружений и других объектов) производится силами и за счет средств предприятий, организаций и учреждений, для которых изымаются земельные участки.

Как установлено судом первой инстанции, в настоящее время Постановление Совета Министров СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» не признано недействующим или утратившим силу.

Оспариваемым Распоряжением Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 06.05.2013 № 437-р решение исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе» было признано утратившим силу.

Как следует из Распоряжения от 06.05.2013 № 437-р, данное Распоряжение было принято в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 05.04.2013).

Из представленного в материалы дела отзыва Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края усматривается, что оспариваемое Распоряжение было принято в соответствии с частью 5 статьи 1, пунктами 1-6 части 1 статьи 7, пунктами 1, 3-5, 7-14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации.

В названном отзыве Администрация также полагает, что поскольку до издания оспариваемого Распоряжения от 06.05.2013 №437-р ФГБУ «Дальневосточное УГМС» не зарегистрировало в установленном порядке охранные зоны вокруг метеорологических станций, с учетом положений статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края не имела правовых оснований на внесение дополнений в ранее изданный ненормативный правовой акт, которые определяли бы режим использования земельных участков, относящихся к охранных зонам метеостанций, а также ограничение прав землепользователей.

Кроме этого, Администрация ссылается на статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющую, что планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории относится к исключительным полномочиям и вопросам поселений, то есть в данном случае городского поселения «Город Бикин» и сельского поселения «Село Лермонтовка».

Следовательно, утверждает Администрация, оспариваемое Распоряжение от 06.05.2013 № 437-р не нарушает права и законные интересы учреждения, так как не препятствует ФГБУ «Дальневосточное УГМС» обратиться в уполномоченный орган с требованием о формировании земельного участка охранных зон метеостанций на основании ФЗ от 19.07.1998 № 113-ФЗ и Положения «О создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972, а также в администрации поселений с требованиями о внесении изменений в существующие Правила землепользования и застройки и издании нормативных актов, ограничивающих права землепользователей в границах охранных зон.

Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными названные доводы Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ 24.07.2007 № 221-ФЗ) в редакции ФЗ от 05.04.2013 № 43-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого Распоряжения от 06.05.2013 № 437-р, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 ФЗ 24.07.2007 № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.

Частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами

В соответствии с частью 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

В силу части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Между тем, как правомерно признал суд первой инстанции, в данном случае, 200 метровые охранные зоны вокруг гидрометеорологических станций с.Лермонтовка и г.Бикин были установлены до вступления в законную силу ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Постановления Совета Министров СССР от 06.01.1983 № 19, не признанного в настоящее время недействующим или утратившим силу.

Следовательно, доводы Администрации о несоответствии решения исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе» положениям ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, являются, как правильно признал суд первой инстанции, необоснованными.

Кроме того, ссылаясь на несоответствие решения исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе» положениям ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Земельного кодекса Российской Федерации, Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края не учла следующее.

Государственная регистрация ограничения прав на землю регламентируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 6 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В силу пункта 2 статьи 6 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу статьи 7 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, правомерность принятия исполнительным комитетом Бикинского городского Совета народных депутатов решения от 29.04.1986 № 181, которым были установлены охранные зоны вокруг метеорологических станций, расположенных в Бикинском районе, Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края сомнению не подвергнута и таких доводов в ходе судебного разбирательства Администрацией не приводилось.

Земельные участки, на которых расположены метеорологические станции М-2 Бикин и М-2 Лермонтовка, вокруг которых были установлены охранные зоны в радиусе 200 метров, принадлежат ФГБУ «Дальневосточное УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции, согласно положениям абзаца 2 части 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, включенные в состав охранных зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и, соответственно, не перераспределяются иным собственникам и землепользователям.

В границах охранных зон лишь может быть введен особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Аналогичные положения предусмотрены в Постановлении Совета Министров СССР от 06.01.1983 № 19 и в Положении «О создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972.

Таким образом, по обоснованному выводу суда, установление вокруг метеорологических станций охранных зон не влечет создание нового объекта права в виде земельного участка, передаваемого в пользование.

В этом случае ставится вопрос об установлении режима пользования вошедшими в охранную зону земельными участками.

Таким образом, суд первой инстанции, приняв во внимание вышеизложенное, пришел к правильному выводу, что поскольку решением исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 вопрос об установлении охранных зон вокруг метеорологических станций, расположенных в Бикинском районе, был разрешен, доводы Администрации о необходимости обращения ФГБУ «Дальневосточное УГМС» в уполномоченный орган с требованием о формировании земельного участка охранных зон метеостанций на основании ФЗ от 19.07.1998 № 113-ФЗ и Положения «О создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972, а также в администрации поселений с требованиями о внесении изменений в существующие Правила землепользования и застройки и издании нормативных актов, ограничивающих права землепользователей в границах охранных зон, являются ошибочными.

Кроме того, частью 1 статьи 46 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, в редакции ФЗ от 05.04.2013 № 43-ФЗ, предусмотрено, что до 1 января 2011 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, обязан представить в орган кадастрового учета сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации; органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, обязаны представить соответственно сведения о данных границах и зонах, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Непредставление органом местного самоуправления в орган кадастрового учета сведений о наличии 200 метровых охранных зон, установленных решением исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 вокруг метеорологических станций с.Лермонтовка и г.Бикин до дня вступления в силу ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ, а также возможное несоблюдение ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» действующего законодательства по оформлению охранных зон, не свидетельствует, как правильно признал суд, о наличии у Администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края правовых оснований для признания решения исполнительного комитета Бикинского городского Совета народных депутатов от 29.04.1986 № 181 «Об установлении охранных зон вокруг гидрометеостанций, расположенных в Бикинском районе» утратившим силу.

Как следует из письма от 20.04.2005 № 1-16/653, Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края сообщила ГУ «Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра Всемирной службы погоды», правопреемником которого является ФГБУ «Дальневосточное УГМС», о том, что в целях предотвращения случаев нарушения в охранной зоне метеорологической станции Бикин, приняты такие меры, как обозначение в генеральном плане застройки города Бикина двухсотметровой охранной зоны метеостанции.

Следовательно, по обоснованному выводу суда, до издания оспариваемого ненормативного правового акта Администрация Бикинского муниципального района Хабаровского края признавала за ФГБУ «Дальневосточное УГМС» наличие охранных зон, установленных вокруг метеорологических станций в Бикинском районе.

К числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относятся глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности (статья 4 ФЗ от 19.07.1998 № 113-ФЗ).

Работа, проводимая метеостанциями в области гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, не осуществляется ни одной другой организацией или физическим лицом, кроме организаций системы Росгидромета, действующих на всей территории Российской Федерации, и наличие охранных зон вокруг метеорологических станций предназначено для обеспечения неограниченного круга лиц достоверной метеоинформацией.

Из заявления в арбитражный суд усматривается, что ФГБУ «Дальневосточное УГМС» полагает, что издание Администрацией Бикинского муниципального района Хабаровского края оспариваемого Распоряжения от 06.05.2013 № 437-р препятствует осуществлению ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» своей уставной деятельности, влечет получение недостоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, что противоречит предмету и основным целям деятельности учреждения, и, как следствие, нарушает права и законные интересы ФГБУ «Дальневосточное УГИМ» в осуществляемой им деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно признал оспариваемое Распоряжение от 06.05.2013 № 437-р незаконным, удовлетворив заявленные требования.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2013 по делу № А73-7526/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.Г. Харьковская