Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-644/2022
09 марта 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен марта 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от администрации города Комсомольска-на-Амуре: ФИО1, представитель по доверенности от 27.12.2021 № 1.1-44/99
от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: ФИО2, представитель по доверенности от 30.12.2021;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: ФИО3, представитель по доверенности от 25.08.2021 № 1-07/11549;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.12.2021
по делу № А73-16392/2021
по заявлению администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017
третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – УФК по Хабаровскому краю) о признании недействительным представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство).
Решением суда от 24.12.2021 заявленное требование удовлетворено, представление управления признано незаконным.
Не согласившись с судебным актом, орган финансового контроля обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В жалобе УФК по Хабаровскому краю указывает несогласие с выводом суда, что действующим законодательством предусмотрено только два случая обязательного одобрения межведомственной комиссией по реализации права исключения общественных территорий муниципальным образованием из адресного перечня. Полагает, что поскольку в спорной ситуации законного одобрения межведомственной комиссией по реализации права исключения общественных территорий муниципальным образованием из адресного перечня не принималось, следовательно, у администрации отсутствовали правовые основания для указанных действий. Заявитель жалобы выражает несогласие с вывод суда о выходе контрольным органом за временные пределы периода проверки, поясняя, что проведен сравнительный анализ перечня общественных территорий первоначально утвержденных постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в 2017 году с актуальным перечнем на период проверки в 2020 году. Считает, что администрацией своевременно не внесены изменения в муниципальную программу от 22.12.2017 № 3178-па (в редакции от 06.09.2019 № 1934-па) в виде положений, содержащихся в подпунктах «з», «л» пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710, в подпунктах «ж», «з» Государственной программы Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы», утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр. Отмечает, что принятое судом во внимание постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 09.12.2019 № 2769/1-па«О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «Формирование современной городской среды» не опубликовано в порядке, определенном Уставом муниципального образования и не вступило в законную силу.
Администрация, министерство выразили несогласие с позицией УФК по Хабаровскому краю в отзывах на апелляционную жалобу, просили в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела установлено следующее.
На основании приказа от 18.03.2021 №105 УФК по Хабаровскому краю в отношении администрации проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» за период с 01.01.2020 по 28.02.2021.
Контрольным органом установлено, что администрацией производилось необоснованное исключение общественных территорий из адресного перечня общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству, в рамках реализации Муниципальной программы городского округа город Комсомольск-на-Амуре «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденной постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па.
Первоначально адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, подлежащих благоустройству, в период с 2018 по 2022 годы включал 37 объектов и утвержден в приложении к Протоколу совещания по вопросу определения общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве от 01.12.2017 и в приложении № 3 к Муниципальной программе (далее - адресный перечень).
Также в период с 2018 по 2020 годы в адресный перечень постановлениями администрации неоднократно вносились изменения, вследствие чего из муниципальной программы (в редакции постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 21.08.2020 № 1644-па) муниципальным образованием исключено 16 общественных территорий.
По результатам проверки составлен акт от 07.05.2021 и вынесено представление от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017 с требованиями принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в срок до 10.08.2021, предоставлению информации о результатах исполнения представления не позднее 31.08.2021. Администрация предупреждена об административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ в случае невыполнения в установленный срок представления.
Не согласившись с представлением, муниципальное образование обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В силу пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований).
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждена Государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
В приложении № 15 к государственной программе установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила № 1710/15).
В соответствии с пунктом 6 Правил № 1710/15 постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр утверждена Государственная программа Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».
В приложении № 5 к государственной программе установлены Правила предоставления и распределения в 2018-2022 годах субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила № 356-пр/5).
Муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования городского округа «Город «Комсомольск-на-Амуре» на 2018-2022 годы» утверждена постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па (далее – постановление администрации № 3178-па). В приложении № 3 к муниципальной программе утвержден Адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), подлежащих благоустройству в период с 2018 года по 2022 год и включал в себя 37 объектов.
Как следует из пункта 1 оспариваемого представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017, контрольный орган вменил администрации нарушение подпунктов «б», «з» пункта 11 Правил № 1710/15, а также подпунктов «в», «з» пункта 2.2.2. Правил № 356-пр/5, выразившееся в необоснованном исключении 16 объектов из адресного перечня общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству, в рамках реализации муниципальной программы без соответствующего одобрения решения об исключении на межведомственной комиссии под руководством высшего должностного лица субъекта РФ, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169.
В силу подпунктов «б», «з» пункта 11 Правил № 1710/15 муниципальная программа должна предусматривать: б) адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния общественной территории) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ; з) право муниципального образования исключать из адресного перечня дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, территории, расположенные вблизи многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией в порядке, установленном такой комиссией.
Согласно подпунктам «в», «з» пункта 2.2.2 Правил № 356-пр/5 условиями предоставления субсидии является: наличие муниципальной программы, направленной на реализацию мероприятий, указанных в настоящих Правилах, содержащей в том числе следующую информацию: в) адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом физического состояния общественной территории) и подлежащих благоустройству в указанный период. Физическое состояние общественной территории и необходимость ее благоустройства определяются по результатам инвентаризации общественной территории, проведенной в соответствии с порядком, определенным приложением № 7 к государственной программе края; з) право муниципального образования края исключать из адресных перечней дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальной программы, территории, расположенные вблизи многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов, а также территории, которые планируются к изъятию для муниципальных или государственных нужд в соответствии с генеральным планом соответствующего поселения, утвержденным согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии одобрения решения об исключении указанных территорий из адресного перечня дворовых территорий и общественных территорий межведомственной комиссией в порядке, установленном такой комиссией.
Материалами дела подтверждается, что первоначальный адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве, подлежащих благоустройству в период с 2018 по 2022 годы, включал 37 объектов и утвержден постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 27.12.2017 № 3178-па в приложении № 3 к Муниципальной программе «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования городского округа «Город «Комсомольск-на-Амуре» на 2018-2022 годы».
В последующем в период с 2018 по 2020 годы в адресный перечень постановлениями администрации неоднократно вносились изменения, вследствие чего из муниципальной программы (в редакции постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 21.08.2020 № 1644-па) исключено 16 общественных территорий.
Проанализировав причины исключения в 2019 году указанных объектов из адресного перечня общественных территорий муниципальной программы на момент ее утверждения в декабре 2017 года, судебная коллегия не установила фактов исключения в период с 01.01.2020 по 28.02.2021 (охватываемый проверкой период) из адресного перечня, утвержденного в приложении к № 3 к муниципальной программе, общественных территорий с нарушением условий, указанных в подпунктах «б», «з» пункта 11 Правил № 1710/15 и в подпунктах «в», «з» пункта 2.2.2 Правил № 356-пр/5.
В порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ контролирующим органом не опровергнуты установленные причины исключения муниципальным образованием общественных территорий из адресного перечня.
Довод органа финансового контроля о необходимости исключения из адресного перечня общественных территорий в любом случае после одобрения решения администрации межведомственной комиссией по обеспечению реализации регионального проекта «Формирование комфорта городской среды» на территории Хабаровского края, обоснованно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном толковании норм права и исходя из отсутствия нарушения со стороны администрации цели муниципальной программы, выраженной в создании условий для системного повышения качества, а также комфортной среды обитания и жизнедеятельности для г. Комсомольска-на-Амуре.
УФК по Хабаровскому краю не привело нормативно установленных иных случаев реализации права муниципального образования края исключать из адресных перечней дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству, при согласовании межведомственной комиссией, помимо указанных в подпункте «з» пункта 11 Правил № 1710/15 и в подпункте «з» пункта 2.2.2 Правил № 356-пр/5.
Вопреки позиции административного органа о неправомерно сделанном судом выводе о выходе управлением за временные пределы периода проверки, коллегия приходит к следующему.
Очевидно, что актом и представлением контролирующего органа подтверждается, что проверка соблюдения администрацией целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета субсидий осуществлена за период с 01.01.2020 по 28.02.2021.
При этом проверкой не подтверждается факт исключения муниципальным образованием общественных территорий из адресного перечня именно в период с 2020 по 2021 годы. Исключение объектов из адресного перечня общественных территорий муниципальной программы осуществлено в 2019 году с учетом постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 06.09.2019 № 1934-па.
Согласно пункту 2 оспариваемого представления, администрации вменено нарушение подпунктов «з», «л» пункта 11 Правил № 1710/15, подпунктов «ж», «з» пункта 2.2.2 Правил № 356-пр/5, выразившееся в несоответствии муниципальной программы «Формирование современной городской среды» в части отсутствия в ней двух обязательных условий предоставления субсидий.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто УФК по Хабаровскому краю, что в соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр министерством в период с 02.12.2019 по 10.12.2019 проводился отбор муниципальных образований края на право предоставления субсидии на благоустройство общественных территорий в 2020 году.
В рамках процедуры администрацией представлено письменное уведомление о внесении изменений в документы в части дополнения реестра нормативных правовых актов с ссылкой на постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 09.12.2019 № 2769/1-па«О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 22.12.2017 № 3178-па «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «Формирование современной городской среды» (далее - постановление от 09.12.2019 № 2769/1-па).
Указанным постановлением в муниципальную программу добавлены условия, соответствующие пункту 11 Правил № 1710/15 и подпункту 2 пункта 2.2.2 Правил № 356-пр/5.
Суд первой инстанции обоснованно не оставил без внимания установленный в ходе рассмотрения дела факт представления администрацией 23.06.2021 на заседание по рассмотрению акта проверки УФК по Хабаровскому краю постановления от 09.12.2019 № 2769/1-па, но последним оно не учтено при вынесении представления от 01.07.2021 № 22-14/75/48-4017.
Апелляционным судом отклоняется довод органа финансового контроля о не опубликовании в порядке, определенном Уставом муниципального образования, постановления администрации от 09.12.2019 № 2769/1-паи не вступлении его в законную силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 36 Устава города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.09.1996 № 55, муниципальные правовые акты могут издаваться периодическими или тематическими сборниками в порядке, установленном главой города, а также размещаться в электронных информационных системах.
Постановление администрации от 09.12.2019 № 2769/1-па размещено на сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре (https://www.kmscity.ru).
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что материалы дела не содержат доказательств, как указанное в пункте 2 представления нарушение повлияло в спорной ситуации на порядок и условия предоставления имеющих целевое значение субсидий на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания приведенных заявителем жалобы доводов о несвоевременном не внесении изменений в муниципальную программу обоснованными и влияющими на итоговый вывод суда, сделанного по результатам рассмотрения настоящего дела.
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое представление является незаконным и необоснованным. На основании изложенного требования администрации подлежали удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.12.2021 по делу № А73-16392/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | И.А. Мильчина |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
Е.А. Швец |