ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6459/19 от 29.10.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6459/2019

05 ноября 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен ноября 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Харьковской Е.Г.

судей                                       Мильчиной И.А., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкасовым А.К.

при участии  в заседании:

отадминистрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: Кириллов Л.В. представитель по доверенности от 29.10.2019 № 3/2-3, Ручкин И.В. представитель по доверенности от 09.01.2019 № 1 /2-3; 

от управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Петренко В.А.  представитель по доверенности от 29.12.2018;  

отминистерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Пьянкова Е.А. представитель по доверенности от 17.06.2019 № 1-07/7825;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

на решение от  27.08.2019

по делу № А73-9209/2019

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Барилко М.А.

по заявлению администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

к управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю

третье лицо: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

об   оспаривании представления и предписания,

УСТАНОВИЛ:

администрация Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене представления УФК по Хабаровскому краю от 23.04.2019 № 22-14-75/51-2970, о признании незаконным и отмене предписания УФК по Хабаровскому краю от 23.04.2019 № 22-14-75/51-2971. 

Определением от 27.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство).

         Решением Арбитражного суда Хабаровского края 27.08.2019  заявленные требования администрации удовлетворены частично. Судом признаны незаконными пункты 1, 6, 8 представления УФК по Хабаровскому краю от 23.04.2019 № 22-14-75/51-2970, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.  

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация, УФК по Хабаровскому краю, министерство обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 27.08.2019 по делу № А73-9209/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалобони ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.  

          Согласно ч.5 ст.268 АПК РФ законность решения проверяется  в обжалуемой части.      

          В судебном заседании апелляционной инстанции представителиадминистрации, управления, министерства  доводы  своих апелляционных жалоб  поддержали в полном объеме.

       Против удовлетворения доводов апелляционной жалобы управления в части признания недействительными пунктов 6,8 представления, представитель министерства возражал и представители администрации возражали по основаниям, изложенным в отзыве.

      По жалобе администрации в части незаконности предписания, поддержанной представителем министерства, представитель управления возражал.

      Администрация поддерживала  жалобу министерства в части незаконности предписания, по которой управление возражало.

        Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалоб исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила № 1092).

На основании подпункта «а» пункта 6 Правил № 1092 федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю: за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;  за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.

В силу подпунктов «а» и «б» пункта 68 Правил № 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан; предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В приложении № 15 к государственной программе Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила № 1710).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1710 постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

Постановлением правительства Хабаровского края от 07.06.2012              № 185-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края», в которую входит подпрограмма «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

Законом Хабаровского края от 06.12.2017 № 303 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по поддержке реализации муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках государственной программы Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы» в общей сумме 317 519,30 руб.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 1710 между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и правительством Хабаровского края заключено соглашение от 02.02.2018 № 069-08-2018-037 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

         Постановлением правительства Хабаровского края от 30.03.2018 № 105-пр бюджету Корфовского городского поселения предусмотрено предоставление субсидий в размере 2 529 090 руб., в том числе:  на мероприятия по благоустройству дворовых территорий 1 339 450 руб.; на мероприятии по благоустройству общественных территорий 1189640 руб.

Между министерством и администрацией  27.04.2018 было заключено соглашение № 47/18-СГС о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 год в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 044 0503 16 0 01 R 555A521 в рамках государственной программы Хабаровского края «Формирование современной городской среды» на 2018-2020, утвержденной постановлением   правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр.

Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий государственной программы, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению № 1 к соглашению № 47/18-СГС  (пункт 1.2).

Пунктами 2.1, 2.2., 2.3 соглашения № 47/18-СГС общий объем бюджетных ассигнований предусмотрен в сумме 4 039 090 руб., в том числе не более 2 529 090 руб. (или 62,62%) субсидия из краевого бюджета, из них: на мероприятия по благоустройству дворовых территорий 1 339 450 руб., на мероприятии по благоустройству общественных территорий 1189640,00 руб.;  и 1 510 000 руб. из бюджета Корфовского городского поселения, из них:   на мероприятия по благоустройству дворовых территорий 1 006 667 руб., на мероприятии по благоустройству общественных территорий 503333 руб.

Согласно приложению № 1 к соглашению № 47/18-СГС уровень софинансирования за счет средств краевого и федерального бюджетов установлен в следующем размере:  на мероприятия по благоустройству дворовых территорий  57,09 %; на мероприятии по благоустройству общественных территорий  70,27%.  Общий уровень софинансирования за счет средств субсидий установлен в размере 62,62 %.

Всего Корфовскому городскому поселению за счет всех источников соглашением № 47/18-СГС предусмотрено расходов на выполнение мероприятий на общую сумму 4 039 090 руб.: на мероприятия по благоустройству дворовых территорий 2 346 117 руб., из них 1 339 450 руб. (57,09%) из средств субсидии из краевого и федерального бюджетов; на мероприятии по благоустройству общественных территорий 1692973 руб., из них 1 189 640 руб. (70,27%) из средств субсидии из краевого и федерального бюджетов.

Постановлением администрации Корфовского городского поселения от 20.12.2017 № 565 утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы» на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (далее - Муниципальная программа).

Постановлением администрации Корфовского городского поселения от 30.10.2018 № 283 внесены изменения в ранее принятую муниципальную программу и утверждена новая редакция.

          Согласно муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы» на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (приложение к постановлению администрации от 30.10.2018 № 283) общий объем средств на реализацию программы составляет 20 414 780 руб., в том числе федеральный бюджет  7 294 780 руб., краевой бюджет  6 500 000 руб., местный бюджет  6 620 000 руб.

Приложением № 5 к муниципальной программе на 2018 год объем средств на реализацию мероприятий формирования современной городской среды предусмотрен в сумме 4 000 000 руб., в том числе федеральный бюджет – 2 250 000 руб., краевой бюджет 750 000 руб., местный бюджет  1 000 000 руб.

С 11.02.2019 по 27.02.2019  на основании приказа от 07.02.2019   УФК по Хабаровскому краю в отношении администрации проведена плановая выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования городской современной среды за 2018 год. Нарушения, выявленные в ходе проверки, зафиксированы в акте от 27.02.2019.

По результатам рассмотрения акта и материалов проверки УФК по Хабаровскому краю 23.04.2019 направило в адрес главы администрации представление № 22-14-75/51-2970, в котором указано в тридцатидневный срок со дня получения представления рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, о результатах исполнения представления проинформировать УФК по Хабаровскому краю до 31.05.2019.

Также 23.04.2019 УФК по Хабаровскому краю направило главе администрации предписание № 22-14-75/51-2971, которым в срок до 31.05.2019 было предписано принять меры по устранению выявленных нарушений путем возмещения в доход федерального бюджета субсидии, использованной не по целевому назначению, в сумме 278 652,11 руб., о результатах исполнения предписания проинформировать УФК по Хабаровскому краю не позднее 10 дней с даты исполнения предписания.

О незаконности представления и  предписания администрация обратилась в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил  заявленные требования частично.

В пункте 6 представления управления указано о том, что в отчете о достижении значений показателей результативности за 2018 год допущено искажение данных: выполнение показателя результативности «доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в общем количестве реализованных в течение 2018 года проектов благоустройства дворовых территорий» отражено в размере 100%, тогда как фактически данный показатель не достигнут. Нарушен пункт 4.3.4 соглашения № 47/18-СГС.

В пункте 8 представления отражено не достижение значения показателя результативности исполнения мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: «доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в общем количестве реализованных в течение 2018 года проектов благоустройства дворовых территорий» в размере 100%. В результате чего, подлежит возврату в доход краевого бюджета сумма субсидии 36 129,86 руб.

Также нарушены  пункт 5.4 Правил предоставления и распределения в 2018 - 2022 годах субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 6 к государственной программе Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы», утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр), пункт 4.3.3, приложение № 2 к Соглашению от 27.04.2018 № 47/18-СГС о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 год.

Предписанием от 23.04.2019 администрации необходимо принять меры по устранению нарушений: нецелевое использование средств субсидии в результате оплаты услуг за изготовление баннера «комфортная среда на территории Корфовского городского поселения» на сумму 7 179,93 руб. Нарушение в денежном выражении - 5 045,34 руб. Указанная сумма определена следующим образом: 7 179,93 руб. х 70,27%, где: 7 179,93 руб. - сумма нарушений данного вида по акту проверки за 2018 год; 70,27 % - процент софинансирования из федерального бюджета за 2018 год.

Нарушены  пункт 3 статьи 162, пункт 3 статьи 306.4 БК РФ, пункт 2.2, пункт 4.6. Правил предоставления и распределения в 2018 - 2022 годах субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 6 к государственной программе Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы», утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр), пункт 3.2. Соглашения от 27.04.2018 № 47/18-СГС о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 год.

В предписании указано о нецелевом использовании средств субсидии в результате оплаты искусственной новогодней елки на сумму 389 364,98 руб. Нарушение в денежном выражении  273 606,77 руб. Данная сумма определена: 389 364,98 руб. х 70,27%, где: 389 364,98 руб. - сумма нарушений данного вида по акту проверки за 2018 год; 70,27 % - процент софинансирования из федерального бюджета за 2018 год.

Нарушены пункт 3 статьи 162, пункт 3 статьи 306.4 БК РФ, пункт 2.2., пункт 4.6. Правил предоставления и распределения в 2018 - 2022 годах субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды (приложение № 6 к государственной программе Хабаровского края «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы», утвержденной постановлением правительства Хабаровского края от 31.08.2017 № 356-пр), пункт 3.2. Соглашения от 27.04.2018 № 47/18-СГС о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств по реализации муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 год.

Согласно  пункту 4.3.4 Соглашения № 47/18-СГС администрация обязуется обеспечивать представление в министерство отчетов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, ежегодно  не позднее 25 января года, следующего за отчетным, в котором была получена субсидия.  

В соответствии с подготовленным администрацией отчетом о достижении значений показателей результативности за 2018 год в рамках исполнения муниципальной программы показатель результативности «Доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в общем количестве реализованных в течение 2018 года проектов благоустройства дворовых территорий» был выполнен в размере 100%. В ходе проведения проверки УФК по Хабаровскому краю пришло к выводу о том, что фактически данный показатель администрацией не был достигнут.

Как установило управлением администрацией было заключено 4 соглашения о финансовом участии заинтересованных лиц: соглашение от 12.06.2018 № 1/2018-ФГС (дом по адресу: р. п. Корфовский, ул. Геологов, д. 14); соглашение от 12.06.2018 № 2/2018-ФГС (дом по адресу: р.п.Корфовский, ул. Геологов, д. 15); соглашение от 27.06.2018 № 3/2018-ФГС (дом по адресу: р.п.Корфовский, ул. Таежная, д.2); соглашение от 27.06.2018 № 4/2018-ФГС (дом по адресу: с. Сосновка,  ул. Геологов, 10).

В связи с тем, что по указанным соглашениям о финансовом участии денежные средства на лицевой счет администрации заинтересованными лицами в 2018 году не были перечислены, управление пришло к выводу, что в отчете о достижении значений показателей результативности за 2018 год администрацией допущено искажение отчетных данных.

Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, включаемые в государственную программу субъекта Российской Федерации, согласно пункту 8 Правил № 1710 должны предусматривать: условия о форме участия (финансовое и (или) трудовое) собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее - заинтересованные лица), в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории в рамках минимального перечня работ по благоустройству, в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об установлении указанных условий; условия о форме участия (финансовое и (или) трудовое) заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству в случае принятия субъектом Российской Федерации решения об установлении указанного перечня.

При этом при выборе формы финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству доля участия определяется как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории.

Кроме того, пунктом 11 Правил № 1710 установлено, что муниципальная программа должна предусматривать: информацию о форме участия (финансовое и (или) трудовое) и доле участия заинтересованных лиц в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий (в случае, если субъектом Российской Федерации принято решение о таком участии); информацию о форме участия (финансовое и (или) трудовое) и доле участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, которые установлены субъектом Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 Правил № 356-пр предусмотрены  требования к муниципальным программам, которые должны содержать информацию о форме участия (финансовое и (или) трудовое) и доле участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий в рамках дополнительного перечня работ по благоустройству.

Доля участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству определена Правилами № 356-пр как процент от стоимости мероприятий по благоустройству дворовой территории, входящих в дополнительный перечень работ по благоустройству, и составляет не менее 2 процентов при трудовом участии и не менее 1 процента при финансовом участии.

Критериями отбора муниципальных образований края для предоставления субсидии являются наличие утвержденного муниципальным нормативным правовым актом муниципального образования порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу исходя из даты представления таких предложений и при условии их соответствия установленным требованиям, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в виде протоколов общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории, содержащих в том числе информацию о форме участия (финансовом и (или) трудовом) и доле участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории (пункт 2.1 Правил № 356-пр).

В соответствии с положениями Правил № 356-пр благоустройство дворовых территорий по дополнительному перечню работ может осуществляться как при финансовом участии заинтересованных лиц, так и при их трудовом участии. 

Форма участия заинтересованных лиц (финансовое и (или) трудовое) при выполнении работ из дополнительного перечня определяется муниципальной программой.

При этом собственники помещений в многоквартирном доме своим решением, оформленным протоколом общих собраний собственников помещений, определяют форму участия в благоустройстве дворовой территории и долю участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории при выполнении работ по дополнительному перечню.

Доля участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству определяется как процент от стоимости мероприятий благоустройству дворовой территории, входящих в дополнительный перечень работ по благоустройству, и должна составлять не менее 2 процентов при трудовом участии и не менее 1 процента при финансовом участии.

В соответствии с пунктом 9.1.4 раздела 9 муниципальной программы применительно к дополнительному перечню работ предусмотрено обязательное финансовое и (или) трудовое участие заинтересованных лиц.

Пунктом 3.2 Порядка аккумулирования и расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий, и механизм их контроля (приложение № 6 к муниципальное программе) (далее - Порядок аккумулирования) предусмотрено, что перечисление денежных средств заинтересованными лицами осуществляется до окончания выполнения работ по благоустройству дворовой территории.

Согласно пункту 1.1. Порядка аккумулирования трудовая (не денежная) форма участия заинтересованных лиц (собственников помещений в многоквартирных домах) может быть выражена в виде: выполнения жителями неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например, подготовка объекта (дворовой территории) к началу работ (земляные работы, снятие старого оборудования, уборка мусора) и другие работы (покраска оборудования, озеленение территории, посадка деревьев, охрана объекта); предоставление строительных материалов, техники и т.д.  

Из муниципальной программы следует, что выполнение работ по благоустройству дворовой территории по дополнительному перечню может осуществляться за счет бюджетных средств при финансовом и (или) трудовом участии заинтересованных лиц.

На основании протокола № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: р. п. Корфовский, ул. Таежная, дом № 2, проводимого в форме очно-заочного голосования, от 23.09.2017  принято решение об утверждении формы участия (финансового и (или) трудового) и доли участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории. В данном случае собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: р. п. Корфовский, ул. Таежная, дом № 2 определены две возможные формы участия финансовое и (или) трудовое.

Кроме того, заинтересованные лица могут принять участие как в двух формах  в финансовой и в трудовой, так и принять участие только в одной форме, например, только в трудовой.

Приложением к протоколу № 1 «Форма и доля участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории» определена доля финансового участия заинтересованных лиц в размере 7 300 руб.,  которые заинтересованные лица будут обязаны перечислить, в случае если они решат реализовать свое право в виде финансового участия.

       В данном случае собственники помещений указанных МКД при благоустройстве дворовых территорий МКД реализовали свое право, выбрав не финансовое, а трудовое участие, что подтверждается актами о выполненных в 2018 работах на дворовой территории МКД № 15 по ул. Геологов в р. п Корфовский, МКД №14 по ул. Геологов в р. п Корфовский, МКД № 2 по ул. Таежная в р. п. Корфовский, МКД № 10 по ул. Геологов в с. Сосновка, подписанными заинтересованными лицами.

Указанные акты составлены в апреле 2019 года. Доводы жалобы управления о не предоставлении актов в ходе проверки, не свидетельствует о том, что в 2018 году собственники помещений в МКД не принимали трудового участия в благоустройстве дворовых территорий по муниципальной программе. Об отсутствии трудового участия собственников помещений управлением подтверждающих документов в материалы дела не представлено.

Правилами № 1710 не установлены требования о наличии в программах субъекта Российской Федерации и муниципальных программах формирования современной городской среды ни порядка финансового и (или) трудового участия граждан в выполнении указанных работ, ни требований к документам, подтверждающим реализацию заинтересованными лицами финансового и (или) трудового участия.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не признал правомерными содержащиеся в  пункте 6 представления  выводы УФК по Хабаровскому краю о том, что в отчете о достижении значений показателей результативности за 2018 год администрацией допущено искажение отчетных данных. Пункт 6 представления верно признан незаконным.

УФК по Хабаровскому краю в ходе проверки пришло к выводу о том, что администрацией было допущено не достижение значения показателя результативности исполнения мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: «Доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в общем количестве реализованных в течение 2018 года проектов благоустройства дворовых территорий» в размере 100%, в результате чего, в доход краевого бюджета подлежит возврату сумма субсидии 36 129,86 руб.

Администрация согласно пункту 4.3.3 Соглашения № 47/18-СГС обязуется обеспечивать  достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в  соответствии с приложением № 2 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.  

Согласно пункту 5.4 Правил № 356-пр в случае если получателями субсидии по состоянию на 31 декабря не достигнуты значения показателей результативности использования субсидии, установленные соглашением, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования края в краевой бюджет в срок до 01 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле, указанной в пункте 5.4 Правил № 356-пр.

Как верно указал суд первой инстанции, поскольку факт не достижения администрацией значения показателя результативности исполнения мероприятий в целях софинансирования которых предоставляется субсидия: «Доля дворовых территорий, благоустройство которых выполнено при участии граждан, организаций в общем количестве реализованных в течение 2018 года проектов благоустройства дворовых территорий» (в размере 100%) не нашел своего подтверждения, содержащиеся в пункте 8 представления выводы УФК по Хабаровскому краю о допущенных администрацией в данной части нарушениях нельзя признать правомерными.

Управление в ходе проверки установило нецелевое использование средств субсидии в результате оплаты услуг за изготовление баннера и оплаты искусственной новогодней елки.

 Получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований согласно  подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ.  

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).  

Пунктом 2.2. Правил № 356-пр установлено, что условием предоставления субсидии является возврат субсидии в соответствии с пунктами 5.4 - 5.7 настоящих Правил.

Администрацией за счет средств субсидии в декабре 2018 года были оплачены услуги по изготовлению баннера «Формирование современной городской среды на территории Корфовского городского поселения» на сумму 7 179,93 руб., что подтверждается представленные в дело договором на оказание услуг по изготовлению баннера от 24.12.2018, счет на оплату от 24.12.2018, товарная накладная от 24.12.2018, заявка на кассовый расход от 24.12.2018, платежное поручение от  27.12.2018 на сумму 7 179,93 руб. Также была приобретена искусственная новогодняя ель стоимостью 389 364,98 руб., о чем свидетельствуют представленные в дело муниципальный контракт от 21.12.2018, счет-фактура от 21.12.2018, универсальный передаточный документ от 21.12.2018, заявка на кассовый расход от 21.12.2018, платежное поручение от 28.12.2018 на сумму 389 364,98 руб. 

Баннер был размещен в сквере «Дорожник» на пересечении улиц Чапаева и Владивостокской в р.п. Корфовский. Ель была установлена на площади в районе МКУК «Культурно-досуговый центр администрации Корфовского городского поселения» по ул. Таежная, д. 2а.

В соответствии с приложением № 3 к муниципальной программе «Адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в 2018-2022 году» в редакции постановления администрации от 30.10.2018 № 283, на 2018 год предусмотрено благоустройство только двух объектов: благоустройство общественной территории автостоянка в районе детского сада по улице Таежная, д.8 в р.п. Корфовский, с перечнем работ:  устройство автопарковки (парковочных мест), устройство тротуаров с установкой бортовых камней, устройство освещения территории (светодиодные светильники);  и благоустройство общественной территории площадка для проведения культурно-массовых мероприятий в районе д. 2 по ул. Площадь Мира в с. Сосновка, с перечнем работ: устройство открытой площадки, вымощенной плиткой, обустройство клумб с установкой бортовых камней (бордюр), установка опор уличного освещения, установка уличных скамеек, урн, озеленение территории. 

Постановлением администрации от 27.02.2018 № 47 «Об утверждении дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий, общественной территории, включенных в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы» на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» утверждены дизайн-проекты пообъектно,  предусмотренным муниципальной программой (приложения № 2 и № 3) в редакции постановления администрации от 30.10.2018. Объекты благоустройства общественных территорий с установкой баннера и искусственной ели в дизайн-проектах, утвержденных постановлением от 27.02.2018 № 47, отсутствуют.

Отклоняются доводы жалоб администрации и министерства от том, что согласно постановлению администрации 07.05.2019 № 140 «О принятии в муниципальную собственность Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края объектов движимого имущества», а именно, элемента игрового оборудования: искусственной новогодней ели с украшениями и информационного баннера «Формирование современной городской среды на территории Корфовского городского поселения», включены в реестр объектов движимого имущества муниципального образования и закреплены на общественной территории по адресу: Площадь Мира в районе дома № 2 по улице Площадь Мира в селе Сосновка Корфовского городского поселения, благоустройство которой выполнено с использованием средств субсидии, а постановлением администрации от 07.05.2019 № 141 «О внесении изменений в Постановление Администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 27.02.2018 № 47 «Об утверждении дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий, общественной территории, включенных в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы» на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» в дизайн-проект благоустройства общественной территории по адресу: Площадь Мира в районе дома № 2 по улице Площадь Мира в селе Сосновка Корфовского городского поселения внесены изменения, согласно которым игровые элементы искусственная новогодняя ель и информационный баннер отражены в дизайн-проекте, с учетом распространения действия постановлений на правоотношения с  27.12.2018.

Администрацией и министерством не принято во внимание обязательное исполнение приведенных выше нормативных документов по расходованию средств субсидии. Фактически приобретение ели и баннера осуществлялось администрацией в декабре 2018 года без внесения изменения в муниципальную программу на дату совершения кассовых выплат. Подтверждения согласования администраций возможного использования в 2018 году бюджетных средств на ель и баннер не представлено. При изложенных обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у администрации правовых оснований для расходования в декабре 2018 года средств субсидии на приобретение ели и баннера.

Отклоняются доводы жалоб администрации и министерства о рекомендательных решениях общественной комиссии от 01.11.2018, от 27.12.2018, по которым общественные обсуждения не возможно было провести и внести изменения в программу в 2018 году. По результатам публичных слушаний 28.02.2019 утверждены изменения в программу. В тоже время указанные действия администрации в такой форме не предусмотрены  по использованию бюджетных средств до внесения изменений в муниципальную программу. Нарушены приведенные выше нормативные документы бюджетного законодательства по расходованию средств субсидии.

         С учетом изложенного, по результатам проведенной проверки управлением выдано законное предписание от 23.04.2019.

        Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу. Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 27.08.2019 по делу   № А73-9209/2019  оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

И.А. Мильчина

А.П. Тищенко