Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6459/2021
29 декабря 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в судебном заседании принимали участие:
от акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.07.2021 (до перерыва);
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 29.01.2021 (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 15.09.2021
по делу № А73-4542/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к муниципальному образованию «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 648 614,76 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее – Управление ЖКХ) о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 648 614,76 руб. за июль – декабрь 2020 г. за счет казны муниципального образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Решением суда от 15.09.2021 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация г. Комсомольска-на-Амуре считает решение арбитражного суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Считает недоказанным состав убытков для привлечения Управление ЖКХ к ответственности. Надлежащим ответчиком считает Министерство ЖКХ.
АО «ДГК» в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение законным и обоснованным, основанном на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Для определения размера компенсации организации ежемесячно предоставляют в МУП «ЕРКЦ» информацию о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги в едином формате к требуемой информации, необходимой для расчета совокупного платежа граждан за потребленные коммунальные услуги, в сроки, определенные по соглашению сторон. Для определения размера компенсации по одному жилому помещению необходимы сведения всех ресурсоснабжающих организаций, предоставляющих гражданам следующие коммунальные услуги: теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами. Расчет компенсации производится совокупно по всем коммунальным услугам.Указанное обстоятельство не позволяет АО «ДГК» самостоятельно контролировать размер компенсации, определенный МУП «ЕРКЦ», поскольку АО «ДГК» не располагает информацией о размере платы за коммунальные услуги, поставщиком которых не является. Руководствуясь абз. 2 подпункта «в» пункта 2.5 постановления № 1321-па и пунктом 2.1.1 соглашения от 29.07.2020 АО «ДГК» уменьшило размер платежа граждан на сумму начисленной компенсации и отразило ее в квитанции на оплату коммунальных услуг в графе «компенсация» за период с июля 2020 по декабрь 2020 г., что соответствует положениям статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Убытки в размере 648 614,76 руб. соответствуют предоставленной компенсации гражданам, рассчитанной МУП «ЕРКЦ». В связи с чем, считает апелляционную жалобу необоснованной.
Министерство ЖКХ в письменном отзыве также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре самостоятельно предоставляют компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. Министерство ЖКХ края непосредственно не осуществляет расчетыс организациями. В соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» финансовое обеспечение расходов на предоставление компенсации осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о краевом бюджете. На реализацию Закона № 357, в соответствии с Законом Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» утверждены бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 33 221,98 тыс. руб. Законом Хабаровского края от 29.07.2020 № 82 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» размер субвенций городскому округу «Город Комсомольск- на-Амуре» на реализацию Закона № 357 уменьшен до 17 224,53 тыс. руб. Обязательства краевого бюджета перед бюджетом муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по предоставлению субвенций на компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, выполнялись и выполняются в полном объеме. Как следует из актов сверки за 2019 и 2020 год, сальдо на 01.01.2020 составило 9 753 380,11 руб. Начислено субвенций за 2020 год 1 931 291,02 руб. Сальдо на 01.01.2021 составило 7 822 089,09 руб. То есть муниципальное образование было перефинансировано. Таким образом, при вынесении оспариваемого решения доказательства судом исследованы в полном объеме. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в жалобе, не имеется. В связи с чем, оснований для отмены судебного акта не имеется.
В судебном заседании представитель АО «ДГК» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные участвующие в деле лица участие в рассмотрении дела не приняли.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на публичном сайте.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.07.2020 между Управлением ЖКХ (уполномоченный орган) и АО «ДГК» (ресурсоснабжающая организация) заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, за счёт средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в бюджет муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».
Согласно пункту 1.2 соглашения субсидии предоставляются в целях компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством Хабаровского края.
Согласно пункту 1.3 соглашения Управление ЖКХ предоставляет АО «ДГК», как ресурсоснабжающей организации, в 2020 г. субсидию на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на Амуре».
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения перечисление средств субсидии ресурсоснабжающей организации осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением администрации города Комсомольска-на Амуре от 13.06.2018 № 1321-па «Об утверждении порядка предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Постановление № 1321-па).
АО «ДГК» в период с июля по декабрь 2020 г. в целях реализации законных интересов жителей Муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края взымалась плата за услуги горячего водоснабжения с учётом компенсации, рассчитанной администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, что нашло своё отражение в квитанциях, выставляемых гражданам для оплаты коммунальных услуг.
Общая сумма рассчитанной компенсации части расходов потребителей на оплату услуги горячего водоснабжения составила 648 614,76 руб.
Неисполнение в полном объеме обязательств в рамках заключенного соглашения послужило основанием для направления претензии от 20.01.2021 № 37/659-тэ с требованием возместить убытки, возникшие в связи с предоставлением гражданам услуг горячего водоснабжения по сниженным ценам.
Оставление претензии без исполнения послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В статьях 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Убытки, причиненные юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П отмечено, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Законом Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги», установлено, что компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством края.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 04.12.2018 № 83 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на долгосрочный период 2019-2023 г.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее – Закон Хабаровского края № 357) предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг.
В силу статьи 3 Закона Хабаровского края № 357 обязанность по предоставлению компенсации возлагается на органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Закона Хабаровского края № 356 денежные средства выделяются из бюджета Хабаровского края.
Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Порядком предоставления организациям субсидий за счёт средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги перечисления указанных компенсаций, утвержденным Постановление № 1321-па.
В соответствии с пунктом 1.3 Постановления № 1321-па уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является Управление ЖКХ.
Согласно пункту 2.5 Постановления № 1321-па расчёт размера компенсации для получателей субсидии осуществляется муниципальным унитарным предприятием «Единый расчётно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре» (далее – МУП «ЕРКЦ») ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчётным, на основании заключенного соглашения с Управлением ЖКХ администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
МУП «ЕРКЦ» производит расчет компенсации с учетом платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, обращение с твердыми коммунальными отходами по каждому лицевому счету на основании информации, предоставляемой поставщиками данных услуг.
При этом расчет компенсации производится, с учетом установленных пунктом 2.5 Постановления № 1321-па условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.
Для определения размера компенсации поставщики ресурсов ежемесячно предоставляют в МУП «ЕРКЦ» информацию о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги в едином формате к требуемой информации, необходимой для расчета совокупного платежа граждан за потребленные коммунальные услуги, в сроки, определенные по соглашению сторон.
Исполнение требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации производится путем уменьшения размера платежа гражданина на сумму начисленной компенсации и отражения ее в квитанции на оплату коммунальных услуг в графе «Справочно».
Размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно на основании информации о размерах начисленной платы гражданам за коммунальные услуги. Порядок представления такой информации определяется органами местного самоуправления края. Органами местного самоуправления края ежемесячно одновременно с кассовой заявкой представляется в министерство жилищно-коммунального хозяйства края расчет компенсации по установленной форме.
Предоставление субвенции органам местного самоуправления края осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края (пункты 5 4.1, 5.1, 5.2 Порядка № 176-пр).
Как установлено в июле – декабре 2020 г. АО «ДГК» предоставлены услуги по горячему водоснабжению населению муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края, к оплате потребителям выставлена плата, определенная с учетом компенсации, рассчитанной администрацией.
По расчетам истца, произведенным на основании сведений, ежемесячно направляемых МУП «ЕРКЦ» в адрес АО «ДГК», сумма невыплаченной компенсации за названный период составила 648 614,76 руб.
Расчёт убытков выполнен истцом по пункту 2.5 Постановления № 1321-па на основании данных МУП «ЕРКЦ» о начислении платы за услуги горячего водоснабжения за июль-декабрь 2020 г.
При этом судом первой инстанции учтено, что истец, будучи поставщиком ресурса, в спорных правоотношениях лишен возможности производить проверки правильности методики расчета, применяемой МУП «ЕРКЦ», и пользуется готовой информацией. Тогда как орган местного самоуправления напротив обязан контролировать расчет компенсации.
Признавая расчет верным, суд первой инстанции исходил того, что расчет убытков выполнен истцом по пункту 2.5 постановления № 1321-па на основании данных МУП «ЕРКЦ» о начислении платы за коммунальные услуги населению в исковом периоде и не оспорен ответчиком.
В апелляционной инстанции ответчиком расчет не опровергнут.
Доказательств неисполнения органами государственного управления Хабаровского края обязанности по финансированию органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре при исполнении последними переданных полномочий по предоставлению компенсаций организациям, исполняющим положения статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Напротив, установлено, что размер субвенций городскому округу «Город Комсомольск-на-Амуре» на 2020 год уменьшен, перечислен в полном объеме (даже перефинансирован), указанная сумма являлась достаточной для выплаты компенсации муниципальным образованием.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.20206 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск за счет казны муниципального образования.
Приведенные в апелляционной жалобе администрацией доводы о недоказанности состава убытков для привлечения муниципального образования к ответственности противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В связи с чем, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда, в том числе установленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по содержащимся в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.09.2021 по делу № А73-4542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Гричановская |
Судьи | А.И. Воронцов |
С.Б. Ротарь |