Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6468/2017
27 ноября 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен ноября 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.
от Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края: не явились;
от Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 28.08.2017
по делу № А73-10764/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей О.В. Медведевой
по иску Администрации городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
о понуждении устранить замечания
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р. <...> Октября, 4; далее- Администрация городского поселения, истец) обратилась в Арбитражный иск Хабаровского края к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р. <...>; далее- Администрация муниципального района, ответчик) обязать устранить замечания, указанные в актах №№ 1, 2 от 12.08.2016, № 3, 4 от 26.08.2016 обследования технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.08.2017 в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского поселения обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы о ненадлежащей и недобросовестной передаче участков автомобильной дороги в собственность, не подписание истцом акта приема- передачи, осуществление регистрации перехода права без участия принимающей стороны, отсутствие в деле доказательств проведения Администрацией муниципального района капитального ремонта дорог. Полагает, что виновное бездействие ответчика привело к тому, что администрацией городского поселения только по одному участку дороги затрачено более 5 000 000 руб. на работы по содержанию и ремонту, установке дорожных знаков, светофора, техническое перевооружение нерегулируемых пешеходных переходов, нанесение дорожной разметки, устройству уличного освещения.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2017 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 23.11.2017 на 09 часов 30 минут, информация об этом размещена на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Администрация муниципального района просила рассмотреть жалобу без участия представителя, направила в апелляционный суд отзыв на жалобу, в котором выразила несогласие с ней, указав на осуществление действий по передаче спорного участка дороги в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, соблюдая установленный законом порядок безвозмездной передачи объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, несение расходов на содержание дороги на протяжении 2016 и 2017 годов
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), апелляционная жалоба рассматривается без участия истца.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 мая 2007 года № 100-пр «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения» в собственность Верхнебуреинского муниципального района переданы автомобильные дороги: р. п.-Чегдомын-пос. Шахтинский, р. п. Чегдомын-с. Средний Ургал, пос. Шахтинский-р. п Софийск, р. п. Тырма-с. Аланап, подъезд к аэропорту р. п. Чегдомын (участок км. 0- км. 4,4), р. п. Чегдомын - ж/д переезд.
Решением собрания депутатов администрации Верхнебуреинского муниципального района от 16.07.2015 № 47 утвержден перечень объектов муниципального имущества, передаваемого из собственности Верхнебуреинского района Хабаровского края в собственность городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» с адресным ориентиром: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р. п. Чегдомын от 0+870 автомобильной дороги Чегдомын-Шахтинское на запад; от ПК 61 автомобильной дороги общего пользования (участок 1.1) городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» на северо-запад 0 км. от перекрестка улицы Шоссейная и улицы Пионерская + 20 м по улице Шоссейная на северо-запад; 0 км от перекрестка технологической дороги ОАО «Ургалуголь» + 70 м. на юго-запад.
Данный перечень был направлен в администрацию городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» для согласования и принятия в собственность указанных автомобильных дорог. Поскольку Администрацией городского поселения перечень не согласован, администрация муниципального района обратилась с соответствующим иском в суд, в котором просила возложить обязанность на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» согласовать вышеуказанный перечень.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21.12.2015 по делу №2-942/2015, оставленным без изменения апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 21.12.2015 №33-2067/2016 исковые требования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края удовлетворены, на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность согласовать перечень объектов муниципального имущества, подлежащих передаче из муниципальной собственности Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, утвержденный Собранием депутатов Верхнебуреинского района Хабаровского края 16.07.2015 № 47.
25.11.2016 Администрацией городского поселения (исх. 2228) в адрес Администрации муниципального района вновь возвращен акт приема- передачи объектов муниципального имущества Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Причиной не подписания акта приема-передачи явилось наличие у Администрации городского поселения замечаний к техническому состоянию автомобильной дороги общего пользования местного значения, отраженные в актах обследования №1 от 12.08.2016 в отношении дороги, расположенной по адресному ориентиру: 0+870 автомобильной дороги Чегдомын-Шахтинское на запад; №2 от 12.08.2016в отношении дороги, расположенной по адресному ориентиру: от ПК-61 автомобильной дороги общего пользования городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» на северо-запад;№3 от 26.08.2016в отношении дороги, расположенной по адресному ориентиру: от 0 км. от перекрестка ул. Шоссейная и ул. Пионерская +20м по ул. Шоссейная на северо-запад; №4 от 26.08.2016 адресный ориентир: 0 км. от перекрестка технологической автодороги ОА «Ургалуголь» +70м. на юго-запад.
В указанных актах отражены недостатки в эксплуатационном состоянии дорог (железнодорожных переездов, обочин, откосов земляного полотна, наличие зеленых насаждений, несоответствие установок по высоте, отсутствие дорожной разметки, выбоины, отсутствие освещения).
По заявлению администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии 29.12.2016 осуществлена регистрация перехода права собственности на автомобильную дорогу общего пользования площадью 15 500 м. за городским поселением «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (номер записи № 27- 27/001-27/007/201/2016-2458/2).
Ссылаясь на то, что переход права собственности на автомобильную дорогу осуществлен с нарушением действующего законодательства, автомобильные дороги находятся в неудовлетворительном, непригодном для использования состоянии, Администрация городского поселения обратилась с рассматриваемым иском в Арбитражный суд Хабаровского края.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
В частности, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества, правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Законом Хабаровского края от 23.12.2009 № 299 регламентированы отдельные полномочия Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, перечень объектов муниципального имущества, подлежащих безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее - перечень), может формироваться как по инициативе органов местного самоуправления передающей стороны, так и по инициативе органов местного самоуправления принимающей стороны.
При подготовке перечня должны учитываться: соответствие целевого назначения муниципального имущества, включенного в перечень, вопросам местного значения муниципального образования, установленным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; территориальная принадлежность муниципального имущества к муниципальному образованию; наличие ограничений на отчуждение муниципального имущества, предусмотренных действующим законодательством; наличие возможности организационного и (или) технологического обособления объекта от муниципального имущества, правовой статус которого не подлежит изменению в порядке разграничения муниципального имущества.
Вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность согласовать перечень объектов муниципального имущества, подлежащих передаче из муниципальной собственности Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в муниципальную собственность городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, утвержденный Собранием депутатов Верхнебуреинского района Хабаровского края от 16 июля 2015 года № 47, поскольку установлено, что обстоятельств, препятствующих принятию спорной дороги администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын», не имелось.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Данное положение направлено на реализацию принципа обязательности судебного акта.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобы об обратном, по сути, сводятся к несогласию с ранее установленными судебными актами обстоятельствами.
Право собственности Администрации городского поселения на дорогу зарегистрировано 29.12.2016.
В апелляционной жалобе истец приводит доводы о незаконности регистрации перехода прав на спорную дорогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения о том, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В установленном законом порядке право собственности Администрации городского поселения не оспорено, а с учетом предмета заявленного иска, проверка законности основания возникновения прав не может быть осуществлена судом в рамках настоящего спора.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, регламентирующей вопросы местного значения городского, сельского поселения, установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу приведенных норм, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в городском поселении, в том числе по их ремонту, содержанию, обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию городского поселения.
Поскольку установлено и не оспаривается, что спорная дорога находится в границах населенного пункта р.п. Чегдомын, дорожная деятельность в отношении указанной дороги должна осуществляться соответствующим органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность бывшего собственника осуществлять ремонт имущества после перехода права собственности на него к новому собственнику.
Доводы истца о непригодности переданного в связи с разграничением полномочий имущества, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Осуществляя муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществляя иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности истец при наличии соответствующих нарушений со стороны предыдущего собственника должен был предпринимать меры реагирования в целях их устранения. Доказательств их направления в адрес Администрации муниципального района материалы дела не содержат.
В свою очередь, ответчиком в материалы дела представлены муниципальные контракты, заключенные в период с 2009 по 2016 года на содержание и ремонт дорог межмуниципального значения, свидетельствующие об исполнении администрацией своих обязательств, как собственника по содержанию автомобильной дороги.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено. Судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение 28.08.2017 по делу № А73-10764/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | И.В. Иноземцев |
Судьи | В.Г. Дроздова |
А.А. Тихоненко |