Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6500/2020
19 января 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен января 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя ФИО1:ФИО2 представитель по доверенности от 04.05.2020 № 14АА 1470354, ФИО3 представитель по доверенности от 25.08.2020 № 14АА 1562590;
от управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу: ФИО4 представитель по доверенности от 11.01.2021 № 01, ФИО5 представитель по доверенности от 11.01.2021 № 02, представлены удостоверения и дипломы о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение от 02.11.2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к управлению Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным уведомления управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу (далее - управление) от 20.07.2020 об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей; обязании управления выдать предпринимателю заключение (разрешительный документ) на вывоз предметов палеонтологии в количестве 20 экземпляров общим весом 481,3 кг.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2020 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 02.11.2020 по делу № А73-12149/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представителипредпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представителиуправления против доводов апелляционных жалоб возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2020 по делу № А73-12149/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 67 АПК РФ не удовлетворено ходатайство управления о приобщении к материалам дела экспертного заключения, представленного ИП ФИО1 при повторном обращении в управление в ноябре 2020 года.
В порядке ч.2 ст. 268 АПК РФ не удовлетворено ходатайство предпринимателя о приобщении к материалам дела копий адвокатского запроса от 16.09.2020 с ордером, письма Минэкономразвития России от 25.09.2020 (отсутствует доказательство получения письма после решения суда), копии письма Минкультуры России от 23.11.2020
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Управление Минкультуры России по ДФО является уполномоченным территориальным органом в соответствии с положением, утвержденным приказом Минкультуры России от 07.02.2019 № 121. Согласно п.3, 6.1.7, 6.3.4 положения территориальное управление выдает лицам заключения (разрешительные документы) на вывоз культурных ценностей.
Статьей 35.4 Закона Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее Закон № 4804-1) предусмотрена выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления лица и прилагаемых к нему документов.
Согласно Закону № 4804-1 культурные ценности - движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение;
культурные ценности, имеющие особое значение, - культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение;
коллекция культурных ценностей - совокупность однородных либо подобранных по определенному признаку разнородных движимых предметов, которые независимо от отнесения к культурным ценностям каждого из них, собранные вместе, имеют историческое, художественное, научное или культурное значение.
В пункте 5 статьи 35.3 Закона № 4804-1 указаны возможные причины отказа в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей.
Приказом Минкультуры России от 28.11.2007 N 1330 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством по культуре и кинематографии государственной функции по реализации от имени Российской Федерации преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также заявленных к вывозу культурных ценностей. Зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2008 N 11361), действующий. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 Федеральное агентство по культуре и кинематографии упразднено и его функции переданы Министерству культуры Российской Федерации. В регламенте установлено, что государство обладает преимущественным правом покупки заявленных к вывозу культурных ценностей. Реализацию государственной функции осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
В рассматриваемом споре судом по материалам дела установлено, что 22.06.2020 ИП ФИО1 обратился в управление Минкультуры по ДФО с заявлением о предоставлении права вывоза в КНР культурных ценностей/предметов культурного назначения: бивней мамонта 19 штук (463 кг) и фрагментов бивней мамонта 1 штука (18.3 кг), общее количество 20 штук общим весом 481,3 кг, принадлежащих ИП ФИО1 Заявленная стоимость культурных ценностей: 39 233 дол. США – 2 680 006,23 руб. Культурные ценности куплены по договору купли-продажи от 11.06.2020 № 1 и с целью реализации пересылаются в КНР.
К заявлению приложены: копия паспорта; экспертиза № 13 от 09.06.2020; список с описанием вывозимых культурных ценностей; по 2 фотографии каждой культурной ценности; копии лицензий ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР; копия контракта № 0906 от 09.06.2020; копия договора купли-продажи, акт приема, оплата; копия письма отказа от выкупа академии наук РС(Я); информационный отчет по сбору палеонтологических материалов; копия поручения об оплате госпошлины за вывоз культурных ценностей.
Заявленные к вывозу ценности добыты ООО «Индустрия Севера» на основании предоставленного права приказами министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 29.05.2017 № 224-ОД, № 225-ОД на сбор единичных образцов палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны с целью создания и пополнения коллекций научного, художественно-декоративного и иного назначения из материалов бивня мамонта, лицензий с такой же целью ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР на пользование недрами (не попутный сбор ископаемых мамонтовой фауны при использовании недр).
Пунктом 8 условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензиям) установлено, что собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы являются собственностью пользователя недр в соответствии с частью 3 статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», если они не представляют научную и культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Палеонтологические коллекционные материалы, предоставляющие научную и культурную ценность, подлежат передаче государству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании приказов министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 06.05.2020 № 247-ОД, № 248-ОД в лицензии ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР внесены изменения дополнения № 1 и пункт 8 условий лицензий изложен в следующей редакции: «Собранные на участке недр палеонтологические коллекционные материалы являются собственностью пользователя недр в соответствии с частью 3 статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах», если они не представляют особую научную или культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Палеонтологические коллекционные материалы, свидетельствующие о патологии или особенностях роста (развития) животного предоставляющие научную и культурную ценность, подлежат передаче государству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Дополнения зарегистрированы управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) 21.05.2020.
Между тем по результатам проверки Якутской природоохранной прокуратурой (л.д. 105 т.1) установлены нарушения законодательства при внесении дополнений в указанные выше лицензии, которые ограничивают приоритетное право выкупа государством палеонтологических коллекционных материалов только материалами особой научной и культурной ценностью. Надзорным органом внесены представления министру промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) и руководителю управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия).
Таким образом, следует руководствоваться первоначальными условиями пункта 8 условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензиям) палеонтологические коллекционные материалы являются собственностью пользователя недр, если они не представляют научную и культурную ценность для собственника недр – государства в лице Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Учитывая ст.9, 36, 44 Конституции Российской Федерации субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на территории субъекта, поскольку это нарушает интересы всех народов Российской Федерации. В связи с чем, представление предпринимателем к заявлению документа, подтверждающего отказ от приоритетного права выкупа материала только от субъекта Российской Федерации, не подтверждает соблюдение Закона № 4804-1 и указанного выше административного регламента исполнения государственной функции по реализации от имени Российской Федерации преимущественного права покупки, утвержденного приказом Минкультуры России от 28.11.2007 N 1330. Не представлен документ, подтверждающий отсутствие заинтересованности Российской Федерации выкупить палеонтологические образцы культурной ценности, заявленные к вывозу.
11.06.2020 между ООО «Индустрия Севера» (продавец) и ИП ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи № 1, который в установленном порядке не признан недействующим, в соответствии с предметом которого продавец передает в собственность покупателя, а покупатель приобретает палеонтологические материалы бивней и фрагментов бивней мамонта в количестве 481,3 кг согласно лицензий на право пользования недрами ЯКУ № 05367 ПР, ЯКУ № 05368 ПР, по цене 500 руб. за 1 кг, в сумме за 481,3 кг 240 600 руб. Согласно акту приема-передачи бивни и фрагменты бивней мамонта в количестве 481,3 кг переданы продавцом покупателю 11.06.2020.
На основании заявления предпринимателя от 01.06.2020 экспертом по культурным ценностям выдано экспертное заключение от 09.06.2020 № 13 представленных на экспертизу бивней и фрагментов бивней мамонта в количестве 481,3 кг. Согласно выводам экспертного заключения: исследуемые движимые вещи относятся к культурным ценностям (пункт 9.1); исследуемые движимые вещи относятся к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза (пункт 9.2); исследуемые движимые вещи не относятся к культурным ценностям, имеющим особое значение (пункт 9.3); исследуемые культурные ценности являются подлинными (пункт 9.4). Рыночная стоимость представленных на экспертизу бивней и фрагментов бивней мамонта в количестве 481,3 кг определена экспертом в 2 680 006,23 руб.
Уведомлением управления от 20.07.2020 № 953/03-06 (л.д.21) предпринимателю изложен результат рассмотрения его заявления и приложенных документов:
целевое назначение лицензий на пользование недрами противоречит фактическому намерению о вывозе культурных ценностей за пределы Российской Федерации с целью коммерческого использования (пункт 1);
заявленная ИП ФИО1 стоимость культурных ценностей, более чем в 2 раза занижена по сравнению с рыночной (пункт 2);
в экспертном заключении № 13 отсутствуют обоснования выводов касательно отнесения экспортируемых образцов к культурным ценностям, имеющим особое значение, в частности наиболее крупных бивней мамонта и хорошей сохранности (пункт 3);
согласно экспертному заключению № 13 заявленные к вывозу предметы палеонтологии не образуют коллекцию культурных ценностей. Одновременно, в лицензиях указано, что лицензии выданы на право пользования недрами с целью сбора палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны (пункт 4);
невозможно установить соответствие предметов палеонтологии, указанных в экспертном заключении № 13, и предметов палеонтологии, указанных в спецификации № 1 к внешнеторговому контракту (пункт 5);
невозможно установить дату сбора палеонтологических образцов по информационным отчетам (пункт 6);
наличие лицензии на сбор палеонтологических коллекционных материалов мамонтовой фауны не является достаточным подтверждением права вывоза с целью коммерческого использования (вывод).
Исходя из совокупности и взаимосвязи обстоятельств правомерно отказано предпринимателю в выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей на основании пункта 5 статьи 35.3 Закона № 4804-1: непредставление указанных в пункте 2 настоящей статьи документов или наличие неполных и (или) недостоверных сведений в документах, приложенных к заявлению о выдаче заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей, без нарушения прав предпринимателя в экономической деятельности.
Иные рассмотренные доводы жалобы не имеют значения для данного спора.
С учетом предмета заявленного требования по данному делу в мотивировочной части решения суд первой инстанции указывал позицию о праве собственности общества, предпринимателя на палеонтологический материал, действии общества во исполнения лицензии, как на фактические обстоятельства дела, связанные с возникновением рассматриваемого спора между предпринимателем и управлением. При этом доводы суда не привели к принятию неверного решения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.11.2020 по делу № А73-12149/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | Е.В. Вертопрахова |
А.П. Тищенко |