ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6522/2016 от 20.12.2016 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6522/2016

27 декабря 2016 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2016 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Тихоненко А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.

при участии в заседании:

от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска – ФИО1, представитель по доверенности № 02-12/4357 от 05.05.2016 (до перерыва), ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2016 № 02-12/6 (после перерыва),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска

на решение от 13.10.2016

по делу № А73-11857/2016

рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Коваленко Н.Л.

по иску Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН <***>; ИНН <***>)

о  взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – ПАО «ФСК ЕЭС», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Департамент, ДМС, ответчик) о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне уплаченных сумм за аренду земельного участка по договору аренды № 85 от 26.01.2009 за период с 01.03.2015 по 31.03.2016 в размере 190 960,47 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.03.2015 по 22.08.2016 в размере 15 514,91 руб., а также взыскании процентов за пользование денежными средствами по статье 395 ГК РФ, начиная с 23.08.2016 до момента фактического исполнения обязательства по возврату денежных средств в размере 190 960,47 руб.

Исковое заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда от 13.10.2016 иск удовлетворен.

С ответчика в пользу истца взыскано неосновательное обогащение в виде излишне уплаченных сумм за аренду земельного участка по договору аренды № 85 от 26.01.2009 за период с 01.03.2015 по 31.03.2016 в размере 190 960,47 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 12.03.2015 по 22.08.2016 в размере 15 514,91 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 23.08.2016 до момента фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Департамент в апелляционной жалобе с представленными дополнениями просит решение суда отменить, в иске отказать.

Ответчик полагает, что поскольку Федеральным законом № 171-ФЗ не установлено, что статья 39.7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) распространяет свое действие на договоры аренды, заключенные до 01.03.2015, ответчиком обоснованно начислена арендная плата исходя из порядка, определенного в договоре. Таким образом, требования истца противоречат действующему законодательству.

Кроме того, при расчете размера неосновательного обогащения и процентов, истцом допущена арифметическая ошибка.

По расчету истца платежи за период с 01.03.2015 по 31.03.2016 произведены на сумму 232 352,09 руб. Однако по расчету ответчика сумма этих платежей составляет 214 833,30 руб. (платежи с марта по декабрь 2015 г. в размере 17 509,11  х 9 = 157 581,99 руб.; платежи с января по март 2016 г. в размере 19 083,77 руб. х 3 = 57 251,31 руб.). Таким образом, переплата по спорному договору аренды должна составлять 173 441,68 руб. (214 833,30 – 41 391,62). Поскольку расчет иска выполнен арифметически  неверно, следовательно, и расчет процентов является неверным.

Обращает внимание на то, что о неверности расчета ответчик заявлял при направлении отзыва на иск, в котором также высказывал несогласие с рассмотрением дела в упрощенном порядке.

ПАО «ФСК ЕЭС» в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, указав на их несостоятельность и ошибочность толкования норм материального права. Истец указывает на арифметическую неверность расчета ответчиком суммы арендных платежей. По мнению истца, ответчиком не учтены платежные поручения: № 11431 от 12.03.2015, № 2119 от 09.04.2015, № 2634 от 06.05.2015, № 2629 от 06.05.2015, № 3299 от 08.06.2015, № 4767 от 21.08.2015, № 4974 от 04.09.2015, № 5681 от 08.10.2015, № 28566 от 06.11.2015, № 54127 от 08.12.2015, № 654 от 14.01.2016, № 18558 от 10.02.2016 и № 35301 от 09.03.2016.

В силу части 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы не может превышать размер платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Принимая во внимание, что ставки арендной платы являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы. Новый размер арендной платы подлежит применению в силу соответствующего нормативного акта.

Обращает внимание суда, что по аналогичным договорам аренды земельных участков ответчик произвел перерасчет арендной платы, что подтверждается подписанными актами сверки (№ 1020 и № 1022 от 12.07.2016, имеются в материалах дела).

Также, по мнению истца, Постановлением Правительства Хабаровского края № 411-пр от 30.12.2009 установлен особый порядок расчета арендной платы для объектов энергетики, на котором настаивает ПАО «ФСК ЕЭС». Просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме, полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Апелляционный суд в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 часов 50 минут 20.12.2016.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», согласно пункту 3.1 Устава, ПАО «ФСК ЕЭС» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, создано в целях обеспечения оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС –  единой национальной (общероссийской) электрической сети, включающей в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющей собой один из элементов гарантии целостности государства; обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации, осуществления эффективной эксплуатации и централизованного технологического управления электрическими сетями, а также ПАО «ФСК ЕЭС» реализует государственную политику в электроэнергетике.

На основании Постановления мэра города Хабаровска от 16.01.2009 № 166 «О предоставлении ОАО «ФСК ЮС» земельных участков в аренду», 26.01.2009 между ОАО «ФСК ЕЭС» и Департаментом, действующим от имени городского округа «Город Хабаровск», заключен договор аренды земельного участка № 85.

В рамках данного договора Департамент предоставил ОАО «ФСК ЕЭС» во временное владение и пользование земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, для использования под опоры линии ВЛ-220кВ «РЦ-Волочаевка» (Л-202), Вл-220 кВ «РЦ- Левобережная» (Л-201).

Согласно пункту 1.2 договора срок аренды – с 26.01.2009 до 25.01.2058.

Факт передачи ответчиком истцу земельных участков 26.01.2009 подтверждается соответствующим передаточным актом.

В соответствии с пунктом 2.1 договора размер арендной платы за пользование земельным участком исчисляется в порядке, установленном решением Хабаровской городской Думы по формуле, указанной в договоре.

ПАО «ФСК ЕЭС» производило арендные платежи своевременно в порядке, установленном договором аренды, что подтверждается платежными документами.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», которая вступила в силу с 01.03.2015 (пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ к объектам государственного значения (объектам федерального значения, объектов регионального значения) или объектам местного значения относит объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, к которым относятся и ВЛ-220 кВ «РЦ-Волочаевка» (Л-202), ВЛ-220 кВ «РЦ-Левобережная» (Л-201).

ВЛ-220 кВ «РЦ-Волочаевка» (Л-202), ВЛ-220 кВ «РЦ-Левобережная» (Л-201) принадлежат па праве собственности ПАО «ФСК ЮС» (свидетельства о государственной регистрации права 27-ЛВ 213344 от 10.09.2008, 27-ЛВ 267056 от 10.09.2008).

В соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 13.10.2006 № 257 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» объекты электросетевого хозяйства ВЛ-220кВ «РЦ-Волочаевка» (Л-202), ВЛ-220 кВ «РЦ-Левобережная» (Л-201) отнесены к единой национальной (общероссийской) электрической сети и включены в Реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

В связи с изменением федерального законодательства РФ в части порядка определения арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения, ОАО «ФСК ЕЭС»  обратилось в Департамент письмом от 05.05.2015 о пересмотре размера арендной платы по договорам аренды земельных участков и об установлении ставки арендной платы в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 № 507 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) в размере, равном 5,59 руб. за кв.м.

26.06.2015 в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» поступило письмо от Департамента «О перерасчете арендной платы» от 18.06.2015 № 13- 05/5928 о том, что размер арендной платы может быть рассчитан исходя из предельной ставки арендной платы для Хабаровского края равной 5,59 руб. за кв.м.

30.06.2015  ОАО «ФСК ЕЭС» направило письмо № M3/П1/3/626 в адрес Департамента «О перерасчете арендной платы» с просьбой указать дату, с которой будет применен расчет арендной платы исходя из положений, предусмотренных в Приказе Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011  № 507 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).

Письмом от 11.08.2015 № 8077/13-05 «О перерасчете арендной платы» Департамент, ссылаясь на изменившуюся судебную практику, указал на то, что вопрос о перерасчете арендной платы исходя из предельной ставки, равной 5,59 руб. за кв.м, будет решен дополнительно по итогам рассмотрения судебных дел.

01.09.2015 письмом № МЗ/П1/3/737 ПАО «ФСК ЕЭС» направило в адрес Департамента дополнительное соглашение к договору аренды земельных участков № 85 от 26.01.2009 об изменении порядка расчета арендной платы с 01.03.2015 в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ и Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 № 507.

05.10.2015  в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» поступило письмо Департамента № 13-05/9921 от 01.10.2015 «О подписании дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков», в котором заявителю было отказано в подписании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № 85 от 26.01.2009 и об отказе применения норм, введенных в Земельный кодекс РФ с 01.03.2015.

11.07.2016 истец обратился к ответчику с требованием произвести возврат излишне уплаченных сумм по договору аренды земельного участка № 85 от 26.01.2009  за период с 01.03.2015 по 31.03.2016  в размере 190 960,47 руб.

22.07.2016 Департамент отказал заявителю в возврате неосновательно полученных денежных средств, что послужило основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.

В пункте 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Договор аренды земельного участка от 26.01.2009 № 85 заключен после вступления в силу ЗК РФ, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы.

При этом земельные участки, предоставленные обществу по указанному договору аренды, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Согласно действующей с 01.03.2015 статье 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается, в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ в числе прочих перечислены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

Поскольку земельные участки, государственная собственность на который не разграничена, предоставлены и используются Обществом под объекты энергоснабжения, с 01.03.2015 размер арендной платы подлежит определению с учетом приведенных норм права и в соответствии с Приказом № 507, принятым на основании пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, и он (размер) не должен превышать установленную для Хабаровского края предельную ставку 5,59 руб. за 1 кв.м.

В данном случае установление размера арендной платы не может определяться соглашением сторон.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

На основании пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 № 507 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)» установлена предельная ставка размера арендной платы для Хабаровского края – 5,59 руб. за кв.м.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 № 15837/11, от 17.12.2013 № 10782/13, принципы, закрепленные в Постановлении № 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы  определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой пены.

В соответствии со статьей 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Размер регулируемой арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.

Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Кроме того, в Постановление Правительства Хабаровского края № 411-пр от 30.12.2009 внесены изменения Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.06.2016 № 187-пр.

Согласно данным изменениям, в соответствии с пунктом 2.8, размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается равным размеру арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Подпункт 2 статьи 49 ЗК РФ к объектам государственного значения (объектам федерального значения, объектов регионального значения) или объектам местного значения относит объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, к которым относятся ВЛ-220 кВ «РЦ-Волочаевка» (Л-202), ВЛ-220 кВ «РЦ-Левобережная» (Л-201), под размещение которых заключен договор аренды земельного участка № 85 от 26.01.2009.

В связи с этим, Постановлением Правительства Хабаровского края № 411-пр от 30.12.2009 установлен особый порядок расчета арендной платы для объектов энергетики.

В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Статья 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 Кодекса к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если иное не установлено законом и не вытекает из существа соответствующих отношений.

Факт перечисления истцом в адрес ответчика денежных средств подтвержден платежными поручениями, обязательство по перечислению денежных средств в счет арендной платы по спорному договору истцом исполнено.

В связи с тем, что ПАО «ФСК ЕЭС» произвело переплату арендных платежей за период с 01.03.2015 по 31.03.2016, Департамент неосновательно приобрел денежные средства в размере 190 960,47 руб., которые подлежат взысканию с ответчика.

Расчет неосновательного обогащения проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически верным, соответствующим обоснованному размеру арендной платы, установленной с 01.03.2015, фактически произведенным платежам за исковой период.

Доводы апеллянта об арифметической неверности расчета неосновательного обогащения документально не подтверждены, в связи с чем подлежат отклонению.

Досудебный порядок урегулирования спора ПАО «ФСК ЕЭС» соблюден.

ПАО «ФСК ЕЭС» 11.07.2016 письмом № МЗ/111/3/583 направило уведомление с требованием произвести возврат излишне уплаченных денежных средств по договору аренды земельных участков № 85 от 26.01.2009 года.

Письмом от 12.07.2016 № МЗ/111/4/643 ПАО «ФСК ЕЭС» отметило, что письмо № МЗ/111/3/583 от 11.07.2016 является досудебным урегулированием спора, и что в случае отказа в удовлетворении требований общества последует обращение в суд. Кроме того, в указанном письме ПАО «ФСК ЕЭС» обращало внимание Департамента на то, что наряду с взысканием излишне уплаченных сумм по договору общество заявит требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

В свою очередь, Департамент в письме от 22.07.2016 № 1.7-06/7467 «О перерасчете арендной платы» указал, что основанием для удовлетворения требований ПАО «ФСК ЕЭС» будет являться решение суда.

Истцом также заявлено требование о взыскании процентов по статье 395 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого липа подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов до 01.08.2016 года определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. С 01.08.2016 года размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

По своей правовой природе проценты за пользование чужими денежными средствами являются самостоятельной мерой гражданско-правовой ответственности, установленной законом за нарушение денежного обязательства.

Обязательство по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами возникает в силу неисполнения должником обязанности по уплате денежных средств их владельцу. Поскольку основания для наступления указанного вида ответственности прямо предусмотрены ГК РФ, требование об уплате процентов может быть заявлено независимо от того, предусмотрена ли эта обязанность соглашением сторон.

Согласно пункту 1 статьи 395 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» названный Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2015 года.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу названного Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно абзацу 4 пункта 51 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов, начисленных за пользование чужими денежными средствами, должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения. При выборе соответствующей учетной ставки банковского процента целесообразно отдавать предпочтение той из них, которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение периода пользования чужими денежными средствами.

В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ, с 01.08.2016 размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

В соответствии со статьей 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Расчет процентов произведен истцом за период по 31.05.2015 – исходя из учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25 % годовых (п. 1 ст. 395 ГК РФ в прежней редакции); за период с 01.06.2015 по 31.07.2016 – на основании средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц (п. 1 ст. 395 ГК РФ в действующей редакции), опубликованных Банком России, и суммы задолженности (с учетом периодических начислений), а с 01.08.2016 - исходя из ключевой ставки Банка России.

Размер процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие неосновательного получения денежных средств (общая сумма переплаты за аренду земельных участков за исковой период составила              190 960,47 коп.) по состоянию на 22.08.2016 составил 15 514,91 руб.

Расчет процентов является верным.

В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется па день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами но требованию истца взимаются но день уплаты этих средств кредитору.

Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.

Поскольку на день вынесения решения сумма переплаты по договору аренды ответчиком обществу не возвращена, требования истца в указанной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Оснований для освобождения ответчика от ответственности согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ не установлено.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку истец в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от  13.10.2016  по делу № А73-11857/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.А. Тихоненко