Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6578/2017
04 декабря 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан» (ОГРН <***>, ИНН <***>) до правопреемства (общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД"): ФИО1, представитель по доверенности от 01.07.2016; ФИО2, представитель по доверенности от 01.07.2016;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: ФИО3, по доверенности от 09.09.2017 № 09/07;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 09.10.2017
по делу № А73-10881/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация РОД» (далее – ООО «НПО БИФХИФ корпорация РОД», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – Управление лесами) о признании незаконным решения об отказе в принятии лесных деклараций ООО «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация РОД» от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010, изложенного в письме от 28.06.2017 № 02-19/8528, об обязании Управления лесами Правительства Хабаровского края принять вышеуказанные лесные декларации.
Решением от 09.10.2017 суд заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с решением суда, Управление лесами заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
До начала судебного заседания представитель ООО «НПО БИФХИФ корпорация РОД» заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, просил произвести замену общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая корпорация РОД» на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан» (ОГРН <***>, ИНН <***>)в связи с реорганизацией в форме выделения с переходом прав и обязанностей (обязательств ) по договору №0128/2010 аренды лесного хозяйства участка от 18.02.2010, регистрационный №27-27-01/010/2010-901 от 22.03.2010. В подтверждение представлен Устав ООО ИП «Магеллан», передаточные акты и сведения ЕГРЮЛ.
Выслушав мнение представителя Управления лесами, который не возражал, суд заявленное ходатайство удовлетворил.
Представитель Управления лесами в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных обществом требований.
Представители общества в представленном отзыве и в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором лесного участка площадью 21 665 га, расположенного на территории Уликанского лесничества, который в соответствии с договором аренды лесного участка от 18.02.2010 №0128/2010, был предоставлен Правительством Хабаровского края в целях заготовки древесины на срок 25 лет ЗАО «Реликт», правопреемником которого является ООО «НПО БИФХИФ корпорация РОД».
В соответствии с подпунктом «г» пункта 12 договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010 арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
22.06.2017 Общество подало в Управление лесами лесные декларации от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, в которых заявило, что в период с 03.07.2017 по 02.07.2018 намеревается использовать леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке Уликанского лесничества, Уликанского участкового лесничества Хабаровского края в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную Приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 №1055П, согласно приложениям 1 к настоящим декларациям.
Письмом от 28.06.2017 № 02-19/8528 Управление лесами сообщило Обществу об отказе в принятии лесных деклараций №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 №0128/2010 в связи с тем, что декларируемые объемы заготовки древесины не соответствуют проекту освоения лесов, в части установленных объемов заготовки древесины на участке (подраздел 6.3); на основании данных экспликации в приложениях 4 к лесным декларациям №№ 2-5 расположение декларируемых лесосек будет отличаться от указанного на схемах; расположение декларируемых лесосек № 5 и № 6 в квартале 134 (выдел 4, 12) Уликанского участкового лесничества противоречит требованиям пункта 45 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, в соответствии с которым между зарубами должны оставляться участки леса, шириной, кратной ширине лесосеки, установленной для этих насаждений; в рубку необоснованно задекларирована лесосека № 6 в квартале № 134 (выд. 12) Уликанского участкового лесничества, лесные насаждения в которых не достигли возраста спелости, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возраста рубок».
Не согласившись с решением Управления лесами об отказе в принятии лесных деклараций от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010, изложенным в письме от 28.06.2017 № 02-19/8528, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Частью 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В соответствии с частью 3 статьи 26 ЛК РФ форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующие форма и порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 (далее – Порядок № 17).
Согласно пункту 2 Порядка № 17 лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В силу абзаца 1 пункта 3 Порядка № 17 в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
Пунктом 6 Порядка № 17 предусмотрено, что уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Из материалов дела следует, что первым основанием для отказа в принятии лесных деклараций ООО «НПО БИФХИФ корпорация РОД» от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010 послужило то обстоятельство, что декларируемые объемы заготовки древесины не соответствуют проекту освоения лесов, в части установленных объемов заготовки древесины на участке (подраздел 6.3).
В соответствии с частью 8 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка и составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка (пункты 28, 29 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69).
В рассматриваемом случае, основанием возникновения права аренды лесного участка явились результаты лесного аукциона, проведенного в 2010 Правительством Хабаровского края, на что прямо указано в пункте 1 договора аренды от 18.02.2010 № 0128/2010.
Так, по условиям аукциона арендатор получил в пользование лесной участок для целей заготовки древесины со среднегодовым объемом заготовки 8 000 куб.м. (в том числе сплошными рубками: в хвойном хозяйстве - 3 900 кубм., в мягколиственном хозяйстве - 300 куб.м, выброчными рубками в твердолиственном хозяйстве - 3 600 куб.м.) в течение 25 лет (пункты 4, 21 договора, приложение № 3 к договору).
Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, за исключением случаев, прямо указанных в законе.
В соответствии с пунктом 12 договора аренды арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и настоящим договором (подпункт «а»), ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г»).
При этом ни договор аренды, ни проект освоения лесов, ни действующее лесное законодательство не устанавливают каких-либо ограничений по срокам подачи лесных деклараций на текущий объем заготовки.
В 2017 Обществом были поданы следующие лесные декларации на текущий объем заготовки (2017), которые были приняты Управлением лесами:
- от 03.02.2017 № 1 на объем 769 куб.м. выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 24.05.2017 № 8 на объем 337 куб.м. выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 24.05.2017 № 11 на объем 200 куб.м. выборочными рубками в мягколиственном хозяйстве.
Итого, заявленный объем заготовки по данным лесным декларациям составил:
- выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве - 1 106 куб.м.;
- выборочными рубками в мягколиственном хозяйстве - 200 куб.м.
Спорными лесными декларациями от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 Общество заявило об использовании лесов для целей заготовки древесины:
- сплошными рубками в хвойном хозяйстве в объеме 3 900 куб.м (лесные декларации №№ 6, 7, 10, 12 (982 куб.м + 1694 куб.м + 603 куб.м + 621 куб.м));
- сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве в объеме 300 куб.м (лесная декларция № 9);
- выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве в объеме 2 494 куб.м (лесные декларации №№ 2, 3, 4, 5 (592 куб.м + 667 куб.м + 578 куб.м + 657 куб.м)).
Итого, суммарный объем заготовки, заявленный в спорных лесных декларациях от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 с учетом ранее принятых лесных декларациях от 03.02.2017 № 1, от 24.05.2017 №№ 8, 11, составил:
- сплошными рубками в хвойном хозяйстве - 3 900 куб.м,
- сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве - 300 куб.м,
- выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве - 3 600 куб.м;
- выборочными рубками в мягколиственном хозяйстве - 200 куб.м
Таким образом, заявленные объемы заготовки за текущий период полностью соответствуют договору аренды и проекту освоения лесов.
В предыдущем 2016 Обществом были поданы следующие лесные декларации на объемы 2016, которые были приняты Управлением лесами:
- от 03.02.2016 № 7 на объем 790 куб.м сплошными рубками в хвойном хозяйстве;
- от 03.02.2016 № 8 на объем 800 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 03.02.2016 № 10 на объем 220 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 25.02.2016 № 9 на объем 240 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 25.02.2016 № 11 на объем 245 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 01.03.2016 № 12 на объем 277 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 01.03.2016 № 13 на объем 370 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве;
- от 09.12.2016 № 14 на объем 275 куб.м сплошными рубками в хвойном хозяйстве, 285 куб.м сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве;
- от 09.12.2016 № 15 на объем 1 440 куб.м выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве, 15 куб.м. сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве;
- от 13.12.2016 № 17 на объем 1 617 куб.м сплошными рубками в хвойном хозяйстве.
Итого, суммарный объем заготовки, заявленный в вышеперечисленных лесных декларациях, составляет:
- сплошными рубками в хвойном хозяйстве - 2 664 куб.м,
- сплошными рубками в мягколиственном хозяйстве - 300 куб.м,
- выборочными рубками в твердолиственном хозяйстве - 3 592 куб.м;
Таким образом, поданные Обществом в 2016 и в 2017 лесные декларации в части заявленных объемов заготовки, как верно указал суд первой инстанции соответствуют договору аренды и проекту освоения лесов.
При этом фактическая рубка производилась (производится) в пределах задекларированного объема и в течение срока действия лесных деклараций (декларируемого периода).
Объединив объемы заготовки за 2016 и 2017 в один годовой объем заготовки, Управление лесами, тем самым, лишило Общество права на текущий объем заготовки в установленном размере, нарушив условия договора аренды, а также соответствующие ему положения проекта освоения лесов.
Право на годовой объем использования лесов Управление лесами необоснованно отождествляет со сроками рубки, которые составляют длительный период - до 24 месяцев, поэтому, могут переходить на следующий год и более. При этом арендатор не лишается права на текущий объем заготовки.
В соответствии с пунктом 11 Правил заготовки древесины (далее – Правила заготовки), утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
При этом Правила заготовки не устанавливают каких-либо ограничений относительно установления начального срока декларируемого периода.
С учетом приведенных обстоятельств, лесные декларации от 09.12.2016 №№ 14, 15, от 13.12.2016 № 17, от 03.02.2016 № 8, от 25.02.2016 № 9, от 01.03.2016 №№ 12, 13, не могли быть поданы Обществом в счет объемов заготовки за 2017, который еще не наступил на момент начала декларируемого периода, установленного данными лесными декларациями.
Ссылки Управления лесами на Приказ Минприроды от 25.12.2014 № 573, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанным Приказом установлены порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме.
При этом вопросы, связанные с ведением заготовки древесины, Приказ от 25.12.2014 № 573 не регламентирует и примененные Управлением лесами ограничения не устанавливает.
Вследствие этого, приведенный в оспариваемом решении отказ Управления лесами в принятии лесных деклараций Общества по мотиву несоответствия декларируемых объемов заготовки древесины проекту освоения лесов, является неправомерным.
Вторым основанием для отказа оспариваемым решением в принятии лесных деклараций Общества, явилось то обстоятельство, что на основании данных экспликации в приложениях 4 к лесным декларациям №№ 2-5 расположение декларируемых лесосек будет отличаться от указанного на схемах.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.3 Порядка № 17 в приложении 3 к лесной декларации указывается общая схема расположения мест проведения работ при использовании лесов в пределах лесных кварталов и лесотаксационных выделов в соответствии с Приложениями 1 и 2 к лесной декларации.
При размещении лесосек указываются схема(ы) размещения лесосеки декларируемого периода и предшествующих ему четырех лет в пределах лесного квартала и лесных кварталов, смежных с ним.
В силу пункта 4.4 Порядка № 17 в приложении 4 к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры.
Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается:
Номер и площадь лесосеки;
Номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м);
Румбы (азимуты) линий;
Привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам;
Выделенные в пределах лесосеки неэксплутационные участки.
В данном случае в приложениях № 4 к лесным декларациям содержатся все данные, предусмотренные Порядком № 17.
При этом в оспариваемом решении Управление лесами не указало, какие именно сведения, отраженные в приложениях № 4 к лесным декларациям, не соответствуют требованиям, предъявляемым Порядком № 17.
В свою очередь, пунктом 17 Правил заготовки установлено, что в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
В соответствии с пунктом 22 Правил заготовки съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более 30 минут.
Погрешность в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов.
Для съемки и привязки лесосек допускается применение навигационных приборов, обеспечивающих указанную точность измерений.
Привязка лесосеки № 4 в квартале 133 (выдел 24) и лесосеки № 1 в квартале 133 (выделы 13, 21) соответствует данным экспликации - измерениям в натуре, также соответствуют данные экспликации на план-схеме расположения лесосеки. Периметр лесосек наносился на схему размещения лесосеки (приложение № 4 к лесной декларации) инструментально, без цифровых носителей.
Лесосека № 3 в квартале 133 (выделы 28, 29) и лесосека № 2 в квартале 133 (выдел 21) располагаются в пределах кварталов и выделов, указанных в лесных декларациях. Данные лесосеки имеют единые границы, то есть одну линию примыкания. Так, для лесосеки № 3 - это линии по точкам: №№ 14-15, 15-16, 16-17, а для лесосеки № 2 - линии по точкам №№ 11-12, 12-13, 13-1. Поскольку на местности границы выделов не имеют точек координат и наносятся на картографические материалы произвольно, то есть единые линии лесосек, проходящие по предполагаемым границам выделов, и являются этими границами.
В подтверждение вышеуказанных доводов заявителем в материалы дела представлены планшеты лесоустройства Уликанское лесничество, Уликанское участковое лесничество, составленные ФГУП «Дальневосточное государственное лесоустроительное предприятие филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Дальлеспроект», а также принятая Управлением лесами лесная декларация от 24.05.2017 № 9 с нанесенными на схеме № 3 всеми спорными лесосеками, из которой следует, что лесосеки имеют единые границы, как между собой, так и с лесосеками, по которым приняты лесные декларации.
При этом, представленные Управлением лесами в материалы дела данные программы ESRI ArcGIS for Desktop правомерно не приняты судом первой инстанции, так как Управлением лесами не представлены сведения о том, какие исходные данные были использованы при работе с указанной программой, а также при съемке и привязке лесосек, позволяющие установить точное местоположение лесосек, их границ, а также точность произведенных измерений.
При таких обстоятельствам, отказ обжалуемым решением Управления лесами в принятии лесных деклараций Общества по тому основанию, что на основании данных экспликации в приложениях 4 к лесным декларациям №№ 2-5 расположение декларируемых лесосек будет отличаться от указанного на схемах, также является неправомерным.
Третьим основанием для отказа в принятии лесных деклараций Общества послужило то обстоятельство, что расположение декларируемых лесосек № 5 и № 6 в квартале № 134 (выд. 4, 12) Уликанского участкового лесничества противоречит требованиям пункта 45 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, в соответствии с которым между зарубами должны оставляться участки леса, шириной, кратной ширине лесосеки, установленной для этих насаждений.
Пунктом 44 Правил заготовки предусмотрено, что площадь лесосек при сплошных рубках спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах не должна превышать предельных параметров, установленных в приложениях 2 - 35 к настоящим Правилам.
Лесотаксационные выделы, не превышающие по площади допустимые размеры лесосек, назначаются в рубку полностью, независимо от их фактической ширины, если они не примыкают к другим выделам со спелыми древостоями. Мелкие смежные лесотаксационные выделы могут объединяться в одну лесосеку в пределах установленных максимальных размеров лесосек.
Предельные максимальные площади лесосек: по сплошным рубкам - 25 га, по выборочным рубкам - 50 га (Приложение № 22 к Правилам заготовки (Приамурско-Приморский хвойно-широколиственный лесной район).
Рубка в выделах 4, 12 кв. 134 Уликанского участкового лесничества запроектирована (таблица 6.4.1), площадь указанных выделов составляет по 6,0 га каждый.
С учетом изложенного, как верно указал суд первой инстанции, расположение декларируемых лесосек №№ 5, 6 в квартале 134 (выделы 4, 12) соответствует данной норме, поскольку лесотаксационные выделы, не превышающие по площади допустимые размеры лесосек, назначаются в рубку полностью, не зависимо от их фактической ширины, если они не примыкают к другим выделам со спелыми древостоями.
В данном случае, лесосеки №№ 5, 6 (площадью, равной площади выдела (то есть по 6 га каждая)) примыкают к твердолиственному выделу № 10, не достигшему возраста рубки (береза желтая - 25 лет), и сам по себе данный выдел (который не относится к выделу со спелыми древостоями) является разрывом между заявленными лесосеками.
На лесосеках №№ 5, 6 назначены сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений с предварительным лесовосстановлением, так как на их площади достаточное количество подроста ценных пород для лесовосстановления.
При таких обстоятельствах, отказ Управления лесами в принятии лесных деклараций Общества по вышеуказанному основанию также является неправомерным.
Кроме того, в принятии лесных деклараций Общества было отказано по тому основанию, что в рубку необоснованно задекларирована лесосека № 6 в квартале № 134 (выд. 12) Уликанского участкового лесничества, лесные насаждения в которых не достигли возраста спелости, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возрастов рубок».
В соответствии с пунктом 12 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, подраздел «Заготовка древесины» содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (приложение № 27).
Согласно названному приложению в ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, указываются следующие сведения: лесничество, участковое лесничество; № квартала; № выдела; преобладающая порода; площадь выдела (га); запас на выделе и в среднем на 1 га; форма, вид рубки; вырубаемый запас; % выборки (для выборочных рубок); рекомендуемые способы лесовосстановления.
Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (вышеуказанное приложение) приведена в проекте освоения лесов в таблице 6.4.1.
Согласно данной ведомости заготовка в выделе 12 квартала 134 запроектирована.
Замечания Управления лесами о том, что в квартале 134 выделе 12, лесные насаждения не достигли возраста спелости, относится ко всему выделу (поскольку данная таксационная характеристика определяется по выделу), соответственно, как верно указал суд первой инстанции, данным замечанием Управление лесами запретило рубку в выделе, который предназначен для рубки согласно проекту освоения лесов, фактически опровергая заключение государственной экспертизы.
Между тем, как следует из положений Порядка № 17 уполномоченный орган (Управление лесами) при рассмотрении вопроса о принятии лесной декларации не вправе переоценивать положения утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов, а обязан исходить из того, соответствует ли представленная лесная декларация данному проекту или нет.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что переоценивая положения проекта освоения лесов, Управление лесами неверно толкует нормы лесного законодательства.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Согласно части 5 статьи 29 ЛК РФ возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 6 статьи 29 ЛК РФ перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 13 Правил заготовки указано, что Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержден приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 № 22973).
Согласно данному Перечню заготовка сосны корейской (кедра корейского) запрещена.
В соответствии с пунктом 15 Правил заготовки при заготовке древесины не допускается проведение рубок спелых, перестойных лесных насаждений с долей кедра 3 и более единиц в породном составе древостоя лесных насаждений.
Таким образом, в рубку включаются лесотаксационное выделы с долей кедра менее 3-х единиц, однако при этом заготовка самого кедра не производится.
Как указано выше, выдел 12 квартала 134 Уликанского участкового лесничества запроектирован для рубки, поскольку присутствие в нем кедра составляет менее 3-х единиц.
При этом возраст спелости кедра не имеет правового значения, поскольку заготовка его не производится (в спорной лесной декларации заготовка кедра не декларировалась).
Кроме того, часть 4 статьи 29 ЛК РФ указывает на запрет заготовки древесины с нарушением возрастов рубок.
Возраст рубок лесных насаждений установлен Приложением 1 к Приказу Рослесхоза от 09.04.2015 № 105, в котором возраст рубок кедра корейского (Хабаровский край) не установлен.
Возраст спелости кедра корейского (241-280 лет) установлен Приложением № 2, при этом к возрасту спелости часть 4 статьи 29 ЛК РФ не отсылает.
Поскольку рубка кедра корейского не производится, то кедровые выделы (с долей кедра менее 3-х единиц) включаются при составлении проекта освоения лесов в ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины, при условии, что следующая порода, стоящая после кедра в формуле состава выдела, достигла возраста рубки, что как раз и имеет место в данном случае.
Проект получил положительное экспертное заключение, утвержденное приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края, то есть самим же ответчиком.
Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления лесами отсутствовали правовые основания для отказа в принятии лесных деклараций Общества от 24.05.2017 №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12 по договору аренды лесного участка от 18.02.2010 № 0128/2010 в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство, заменить общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное объединение биоинженерная физико-химическая и фармацевтическая Корпорация РОД» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на общество с ограниченной ответственностью «Промышленный пул «Магеллан» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.10.2017 по делу № А73-10881/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.А. Швец |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.Г. Харьковская |