ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6640/2016 от 06.12.2016 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6640/2016

13 декабря 2016 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст  постановления изготовлен декабря 2016 года

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Пичининой И.Е.

судей                                       Козловой Т.Д., Михайловой А.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от Степаненко Валерия Михайловича: Русанова Н.Г., Лебедева Е.А., представители по доверенности от 22.10.2016 № 27 АА 0955947,Гатальская И.В., представитель по доверенности от 31.10.2016;

от ООО «Рос-ДВ» в лице арбитражного управляющего Ревякина П.А.:  Карпушкин Е.А., представитель по доверенности от 02.09.2016;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Степаненко Валерия Михайловича

на определениеот  31.10.2016

по делу № А73-10284/2015

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Шанцевой А.Г.,

по заявлениюисполняющего обязанности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «РОС-ДВ» Ревякина Павла Александровича

об обязании бывшего генерального директора должника Степаненко Валерия Михайловича передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «РОС-ДВ»

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.08.2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «РОС-ДВ» (далее – ООО «РОС-ДВ») по заявлению кредитора ПАО «Промсвязьбанк».

Определениями от 16.12.2015, от 26.01.2016 суд признал лицами, участвующими в деле о банкротстве должника, Администрацию сельского поселения «Поселок Сукпай», Правительство Хабаровского края по их ходатайствам, на основании статьи 170 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Определением от 01.03.2016 (резолютивная часть объявлена 26.02.2016) в отношении ООО «РОС-ДВ» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Ревякин Павел Александрович – член Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» (г. Орел).

Решением от 25.07.2016 (дата объявления резолютивной части решения) ООО «РОС-ДВ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Ревякина П.А.

01.09.2016 исполняющий обязанности конкурсного управляющего ООО «РОС- ДВ» Ревякин П.А. обратился в арбитражный суд в рамках настоящего  дела о банкротстве с ходатайством об обязании бывшего генерального директора должника Степаненко Валерия Михайловича передать исполняющему обязанности конкурсного управляющего ООО «РОС-ДВ» Ревякину П.А. оригиналы документов согласно перечню, указанному в приложении, а также все имущество, принадлежащее ООО «РОС-ДВ». Требование обосновано неисполнением Степаненко В.М. в установленный срок соответствующей обязанности.

Определением суда от 31.10.2016 заявление исполняющего обязанности конкурсного управляющего ООО «РОС-ДВ» Ревякина Павла Александровича удовлетворено. Суд обязал бывшего генерального директора ООО «РОС-ДВ» Степаненко Валерия Михайловича передать исполняющему обязанности конкурсного управляющего ООО «РОС-ДВ» Ревякину Павлу Александровичу всю имеющуюся подлинную документацию должника, а именно:

1. Документы по созданию общества и связанные с организационно-нормативным регулированием деятельности общества:

- устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, и зарегистрированные в установленном порядке изменения;

-протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

- положения о филиалах и представительствах общества;

- документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общества;

-протоколы общих собраний участников общества, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, коллегиального исполнительного органа общества и ревизионной комиссии общества;

-списки аффилированных лиц общества;

-заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

2. Документы, связанные с хозяйственной деятельностью общества за 2010-2016г :

 -договоры аренды лесного участка № 0009/2008, № 0008/2008 от 25 ноября 2008, № 22-224/2013 от 06.03.2013г. года со всеми изменениями и дополнениями и проекты освоения лесов по вышеуказанным договорам;

-договоры подряда (субподряда, субаренды) на заготовку, переработку, вывозку древесины;

-договоры (контракты) на реализацию древесины и пиломатериалов экспортно - импортные контракты (договоры) заключенные с обществом;

- лесные декларации на заготовку древесины на 2015-2016 год;

- акты проверок соблюдения лицензионных условий; - проекты на геологические изучения по имеющимся лицензиям;

- технические проекты на отработку месторождений;

-геологическая и макшейдерская документация (планы, разрезы, макшейдорские обоснования, журналы опробования) по отработанным и действующим объектам;

- протоколы утвержденных запасов;

- отчеты по ГРР по проектам;

- готовые проекты (локальные) на отработку;

-договора аренды земель, на отработку месторождений, под базы, участки иные договоры аренды объектов недвижимости;

-горный и земельные отводы (по всем объектам);

-лицензии на осуществление видов деятельности, разрешения, согласования с государственными органами и сертификаты выданные обществу;

-договоры на предоставления управленческих или консалтинговых услуг в области управления;

-доверенности;

-договоры, а также протоколы о намерениях со всеми поставщиками и потребителями общества;

-переписка с контрагентами общества в отношении выполненных условий договоров с обществом;

-документы, подтверждающие принятие решений об одобрении сделок, признаваемых в соответствие с Законом об обществах с ограниченной ответственностью крупными сделками и сделками, в отношении которых имеется заинтересованность;

-договоры о получении либо выдаче займов, а также договоры об обеспечении данных займов;

- договоры поручительства либо гарантии, выданные обществу.

3. Документы, связанные с приобретением, продажей, строительством и подтверждением нахождения в собственности у общества объектов недвижимого имущества:

- список объектов недвижимого имущества, которыми общество владеет на праве собственности или пользуется;

-документы, подтверждающие государственную регистрацию прав общества на объекты недвижимого имущества, в том числе на здания, производственные корпуса, а также вспомогательные объекты, включая склады, объекты социальной сферы и жилищного фонда, используемые обществом или его работниками;

- документы, подтверждающие права на землю (земельные участки), на которой находятся здания и другие сооружения, которыми владеет или пользуется общество;

 - договоры аренды и прочие документы, по которым общество сдает третьим лицам или берет у них в аренду или субаренду землю, здания и иное имущество;

 - технические и кадастровые паспорта на здания и сооружения;

4. Документы, связанные с наличием и оформлением трудовых отношений работников общества:

- договоры с единоличным исполнительным органом общества (генеральным директором) и другими высшими должностными лицами общества; приказы о назначении, протоколы (приказы) о назначении вышеуказанных должностных лиц общества; банковские карточки, предоставляющие полномочия для подписания финансовых документов от имени общества;

- трудовые договоры с наемными работниками общества (кроме трудовых договоров за 2013- 2014г.), включая должностные инструкции, договоры подряда (трудовые соглашения) с физическими лицами и акты выполненных работ по данным договорам;

- трудовые книжки работников общества;

- приказы по обществу в отношении приема на работу, переводе на другую работу, изменения условий труда и увольнения работников общества, иные приказы, связанные с наличием трудовых отношений с работниками общества, в том числе приказы по предоставлению работников отпусков;

- график предоставления отпусков работников общества;

- личные карточки, копии паспортов, а также сведения по СНИЛС, копии свидетельств о постановке на учет (присвоение ИНН) работников общества;

- табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчетно- платежные ведомости с журналом регистрации платежных ведомостей;

 -правила внутреннего трудового распорядка;

- положение о порядке начисления заработной платы, положение об условиях оплаты труда, положение о коэффициентах трудового участия, положение об организации работ и условиях оплаты труда на производственных объектах, положение о выплате вознаграждений, порядок начисления среднего заработка;

- список всех сотрудников с указанием ФИО, возраста, должности, размера заработной платы; приказы, должностные инструкции, а также иная документация, относящаяся к регулированию обязанностей работников, правила внутреннего трудового распорядка Общества.

5. Документы бухгалтерского и налогового учета с 2010 по 2016г.

5.1. Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности:

- бухгалтерские балансы за 2010-2011г;

- отчеты о финансовых результатах;

- отчет о целевом использовании средств;

- отчет об изменениях капитала;

-отчет о движении денежных средств.

5.2. Документы по учету основных средств и нематериальных активов:

- акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);

- акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;

- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);

- акт о списании автотранспортных средств;

 -инвентарная карточка учета объекта основных средств;

 - акт о приеме (поступлении) оборудования;

- акт о приеме-передаче оборудования в монтаж;

- акт о выявленных дефектах оборудования;

- карточка учета нематериальных активов;

- акт о приеме-передаче здания (сооружения);

- акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);

- накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;

- акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);

- инвентарная карточка группового учета объектов основных средств;

- инвентарная книга учета объектов основных средств;

- дефектовочные ведомости и акты на объекты основных средств (кроме оборудования);

 - ведомость амортизации объектов основных средств (пообъектно);

 -карточки учета нематериальных активов;

 -ведомость амортизации нематериальных активов (пообъектно) .

5.3. Документы по учету кассовых операций:

- приходный кассовый ордер-расходный кассовый ордер;

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов-кассовая книга;

- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств-авансовый отчет.

5.4. Документы по учету результатов инвентаризации:

- инвентаризационная опись основных средств;

-инвентаризационная опись нематериальных активов;

 -инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей -акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных;

- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение;

 -акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути -акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них;

- инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях;

- акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них;

 -акт инвентаризации наличных денежных средств;

- инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности;

- акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

 - сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств;

 -сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей;

 -приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации;

- журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации;

- акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей;

 -журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций;

 -ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

5.5. Документы по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов:

- карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

 -акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

 -акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

5.6. Документы по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ:

- справка о стоимости выполненных работ и затрат;

 - общий журнал работ;

- акт приемки законченного строительством объекта;

- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией;

-акт о приемке выполненных работ;

 -журнал учета выполненных работ;

 - акт о сдаче в эксплуатацию временного (не титульного) сооружения;

 -акт о разборке временных (не титульных) сооружений;

- акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений.

5.7. Документы по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения:

- акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение;

 -журнал учета товарно-материальных ценностей, сданных на хранение;

 -акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение;

 -журнал учета поступающих грузов;

 - журнал учета поступления продукции, товарно-материальных ценностей в места хранения;

 - журнал учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения.

5.8. Первичные документы по учету торговых операций:

 - акт о приемке товаров;

- акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно- материальных ценностей.

5.9. Прочие документы по бухгалтерскому и налоговому учету:

- приказы и распоряжения по учетной политике по бухгалтерскому учету (с приложениями, в том числе рабочий план счетов, формы первичных документов, график документооборота) - приказы и распоряжения по учетной политике по налоговому учету;

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета (сводные и по каждому счету, субстчету) -карточки счетов бухгалтерского учета (по каждому счету, субсчету);

- регистры налогового учета, в том числе по налогу на прибыль, по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ);

- документы и регистры по НДС (журналы регистрации счетов-фактур, книги покупок, книги продаж, счета-фактуры);

- налоговые декларации, расчеты, отчеты, в том числе и в электронном виде (сведения по форме 2-НДФЛ, 6-НДФЛ;

- акты сверки с налоговым органом, акты налоговых проверок, требования, запросы, письма налоговых органов;

- документы о постановке на учет обособленных подразделений, постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, применении специальных налоговых режимов; -документы по персонифицированному учету, отчеты, расчеты, описи, сведения, предоставляемые во внебюджетные фонды, в том числе по формам РСВ-1, СЗВ-М, АДВ-1, АДВ-2, АДВ-3, АДВ-6(-1,2,3,4), АДВ-11, ДСВ-3, СЗВ-6, СЗВ-К, СПВ-1, СПВ-2, 4-ФСС, справки- подтверждения основного вида экономической деятельности), справки для расчета пособий; -извещения о постановке на учет во внебюджетных фондах;

- карточки учета страховых взносов;

- документы по воинскому учету;

- акт о несчастном случае на производстве вместе с материалами расследования;

- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

- реестры пособий, оплаченных за счет фонда социального страхования (ФСС);

- больничные листы, заявления сотрудников на выплату пособия, реестры сведений, передаваемых в ФСС;

 -компьютер с базой данных, специальными программами и средствами, позволяющими воспроизводить электронные документы, формировать электронные регистры бухгалтерского и налогового учета с учетным именем пользователя и правами, которые смогут обеспечить формирование данной информации;

- документы по учету и отчетности при осуществлении добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов -документы по удержанию и перечислению алиментов, расчеты сумм, подлежащих удержанию;

6. Документы по вопросам охраны окружающей природной среды:

- информация об экологических нормативах (например, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, ПДВ, ПДК), которые должны соблюдаться Обществом;

- акты проверки соблюдения нормативов по охране окружающей природной среды при осуществлении обществом производственной деятельности, в том числе рекомендации, сведения о предупреждениях, предписаниях и штрафах, наложенных соответствующими органами за последние пять лет;

- информация о выполнении требований, предъявленных органами охраны окружающей среды, а также о суммах выплаченных штрафов;

а также основные средства должника, согласно перечню в приложениях №2 и №3.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Степаненко Валерий Михайлович обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы заявитель указывает, что суд  не дал оценку представленным представителем бывшего руководителя должника доказательствам того, что вся документация передана руководителем должника, что имущество, находящееся в разных регионах, передано во владение и охраняется частным предприятием представителя конкурсного управляющего Ревякина П.А., а доступ бывшего руководителя Степаненко В.М. ограничен. В материалах дела имеются акты передачи документов, ключей от помещений, а также доказательства, что конкурсный управляющий фактически владеет всем имуществом и документами. Факт, установленный судом, что представитель отказался получить документы в судебном заседании, а также конфликтная ситуация между бывшим руководителем и конкурсным управляющим, не доказывает, что  Степаненко В.М. препятствует получению документов и имущества. В заявлении об истребовании документов и основных средств, представитель конкурсного управляющего не представил доказательств, свидетельствующих о наличии у бывшего руководителя истребуемых документов, зданий, сооружений, транспортных средств, самоходной техники, оборудования, по какому адресу хранится указанное имущество и что затрудняет его получение; в заявлении не обозначено – какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством.

Указывает, что в силу буквального толкования пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве, Степаненко В.М. как бывший руководитель должника, должен был организовать процесс передачи документов, печатей и имущества, и представленные доказательства подтверждают обеспечение им этого процесса. Полагает, что обстоятельство его незавершения в трехдневный срок не может свидетельствовать об отказе либо уклонении бывшего руководителя должника от такой передачи. Ссылается на обстоятельство отказа представителя и.о. конкурсного управляющего принять документацию от получения документов от представителя Степаненко В.М. в судебном заседании, что, по его мнению, дополнительно свидетельствует о том, что имеет место, напротив -  уклонение арбитражного управляющего от принятия документов.

В отзыве на апелляционную жалобу  Ревякин П.А. выражает несогласие с доводами заявителя жалобы. Указывает, что заявляя требование о передаче документов,  арбитражный управляющий учитывал и исключил из своего требования те документы, которые им были получены от Степаненко В.М. по различным актам приема-передачи документов. Ссылка Степаненко В.М. на невозможность передачи документов и имущества по причине охраны объектов имущества частным охранным предприятием не может являться состоятельной, поскольку сотрудники охранного предприятия не чинили ему препятствий в этом.  Просит апелляционную жалобу Степаненко В.М. на определение от 31.10.2016 оставить без удовлетворения.

В заседании суда объявлялся перерыв в порядке статьи 163 АПК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции, представители Степаненко В.М. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали по изложенным в ней основаниям, дали соответствующие пояснения.

Представитель Ревякина П.А. отклонил доводы жалобы как несостоятельные, по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены либо изменения в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закон о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании, по предъявлению возражений относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Исходя из разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35, следует, что в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности). Суд вправе истребовать документы и ценности не только у бывшего руководителя должника, но и у третьих лиц, у которых они находятся.

Поскольку в силу положений пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве передача конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации является обязанностью руководителя предприятия, исполнявшего обязанности на момент утверждения конкурсного управляющего, то и обязанность доказывания надлежащего исполнения данной обязанности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на бывшем руководителе должника.

При рассмотрении заявления судом установлено, что на момент возбуждения производства по делу о банкротстве должника, и на дату открытия конкурсного производства руководителем ООО «РОС-ДВ» являлся Степаненко В.М., в связи с чем суд правомерно исходил из того, что на указанное лицо Законом о банкротстве  возложена обязанность обеспечить  передачу конкурсному управляющему должника в порядке пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве бухгалтерскую и иную документацию предприятия, а также печати, штампы, материальные и иные ценности.

На основании  представленного в дело письма от 29.07.2016, судом установлено, что и.о. конкурсного управляющего  в адрес Степаненко В.М. направлялось требование  исполнить обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве.

Из обстоятельств дела следует, что  данное требование  не было выполнено бывшим директором, что не оспаривалось  представителем Степаненко В.М. при рассмотрении заявления в суде  первой инстанции, который ссылался на то, что основная часть документов находится в архиве ООО «РОС-ДВ» по адресу г. Хабаровск, ул. Московская, 9, который был захвачен арбитражным управляющим Ревякиным П.А., просил установить график приема-передачи документов и имущества. (стр. 76-77 том 1).

Арбитражный суд, в целях мирного урегулирования спора, в рамках отложения судебного разбирательства определением от 04.10.2016, предлагал урегулировать возникшие разногласия путем добровольной передачи Степаненко Валерием Михайловичем исполняющему обязанности конкурсного управляющего ООО «РОС-ДВ» Ревякину Павлу Александровичу (его представителям) имеющейся у него бухгалтерской и иной документации ООО «РОС-ДВ», печатей, штампов, материальных и иных ценностей, требуемых Ревякиным П.А., а также предоставить ключи от всех помещений, где хранится документация должника.

В свою очередь, исполняющему обязанности конкурсного управляющего ООО «РОС-ДВ» Ревякину Павлу Александровичу арбитражный судом предложено предоставить Степаненко Валерию Михайловичу (его представителям) возможность такой передачи, не создавать препятствий для входа в помещения архива ООО «РОС-ДВ» и другие места, где находится документация должника, предоставить достаточно для этого времени, не уклоняться от принятия документации и имущества, от подписания соответствующих актов приема-передачи в присутствии представителей обеих сторон.

При этом суд правомерно руководствовался тем, что из содержания пункта 2 статьи 126 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве следует, что процедура передачи и принятия бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, имущества, материальных ценностей является двухсторонней и должна сопровождаться составлением соответствующего документа.

Между тем, в рамках предоставленного судом времени, стороны возникшие разногласия самостоятельно не урегулировали.

Доказательств передачи документации и имущества, перечисленных в резолютивной части определения суда от 31.10.2016, материалы дела не содержат, в связи с чем суд правомерно удовлетворил ходатайство и.о. конкурсного управляющего об обязании их передачи бывшим руководителем должника.

Доводы заявителя жалобы о том, что часть истребуемых судом  документов у должника отсутствует, не могут быть приняты во внимание.

Обязанность генерального директора хранить документы хозяйственного общества, истребуемые истцом, предусмотрена статьей 50 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статьей 29 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

В пункте 3 статьи 29 Закона №402-ФЗ определено, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 данного Закона ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд РФ в пункте 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить.

Не могут быть приняты во внимание и доводы заявителя о передаче руководителем должника части документов конкурсному управляющему.

         Из материалов дела следует, что по актам, действительно,  были приняты арбитражным управляющим Ревякиным П.А. и его представителями Карпушкиным Е.А., Косьяненко В.А. документы, согласно изложенным в них перечням. Между тем, перечисленные в имеющихся актах передачи документы, как следует из обстоятельств дела, не вошли в просительную часть заявления (с учетом уточнения перечня истребуемых документов в ходе судебного разбирательства по делу),  как и в резолютивную часть оспариваемого судебного акта.

Так, по акту №10 от 18.10.2016, на который обращает внимание заявитель, следует, что представителю и.о. конкурсного управляющего были переданы папки 31 и №2 с трудовыми договорами за 2013 и 2014 годы соответственно.

При этом, как следует из обжалуемого определения, суд обязал бывшего директора Степаненко В.М. передать трудовые договоры с наемными работниками общества, кроме трудовых договоров за указанные 2013 и 2014 годы. 

По акту №1 от 05.10.2016 были переданы папки с табелями учетного рабочего времени по  перечисленным в акте подразделениям  за 2011 -2014 годы. Между тем, заявитель жалобы не обосновал и представил аргументированных пояснений о том, что в данном случае имеет место передача всех табелей учета рабочего времени и за весь период с 2010 по 2016 годы. Доказательств передачи в полном объеме документов, в отношении которых принят судебных акт об обязании бывшего директора их передать заявителю, в нарушение статьи 65 АПК РФ апеллянтом не представлено.

Из материалов дела также следует, что передача части документов по имеющимся в деле актам уже в период производства по настоящему ходатайству об истребовании  имела место в архиве ООО «РОС-ДВ»,  в связи с чем ссылка заявителя жалобы об отсутствии возможности предоставления документации  со ссылкой на нахождение архива во владении и.о. конкурсного управляющего, отклоняется как необоснованная.

То обстоятельство, что представитель Степаненко В.М. предложил представителю Ревякина П.А. принять часть документации непосредственно в заседании суда первой инстанции, от получения которой последний отказался,  правомерно не принято  судом в качестве основания для отказа в удовлетворении ходатайства и.о. конкурсного управляющего. Указанное лишь подтверждает то обстоятельство, что документы имеются в наличии у бывшего директора должника и не переданы заявителю.

Как следует из обстоятельств дела,  отказ принять документацию непосредственно в зале судебного заседания, мотивирован, в том числе,  невозможность их транспортировки до места нахождения должника, с учетом значительного их объема, что  обоснованно. Кроме того, процесс передачи документации предполагает сверку документов  с перечнем акта, что занимает значительный период времени, и неоправданно процесс передачи документов перенесен должником в заседание арбитражного суда, при том, что судебное заседание откладывалось судом с целью предоставления сторонам времени для урегулирования данного вопроса.

Тот  факт, что часть имущества должника, подлежащего передаче и.о. конкурсного управляющего, находится в иных регионах, не имеет значение и не является препятствием для исполнения обязанности по его передаче.  Доказательств принятия мер для передачи имущества и.о. конкурсному управляющему, в том числе, в месте его нахождения, материалы дела не содержат.

Доказательств того, что и.о. конкурсного управляющего чинит препятствия по принятию имущества от должника, материалы дела также не содержат. При этом апелляционный суд принимает во внимание отсутствие в материалах дела переписки, свидетельствующей о намерении со стороны Степаненко В.М. оформить документально передачу имущества арбитражному управляющему, в том числе, как утверждает заявитель жалобы, находящегося под охраной сотрудников арбитражного управляющего.

Факт невозможности исполнения судебного акта в части передачи какого-либо из имущества, в том числе, по причине его утраты, на что также ссылается заявитель жалобы, может быть установлен в ходе исполнительного производства.

Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств подтверждающих передачу или невозможность передачи конкурсному управляющему истребуемых документов, имущества, также  учитывая, что процесс передачи документов продолжается, однако может занять значительное время ввиду сложившегося конфликта, суд пришел к правомерному выводу,  что в предупреждения затягивания процедуры конкурсного производства, проводимой в отношении должника, и нарушения прав всех кредиторов, заявление и.о. конкурсного управляющего в связи с изложенным, правомерно удовлетворено  судом.

При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Степаненко В.М. по изложенным в ней доводам.

Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.

Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение от 31.10.2016 Арбитражного суда Хабаровского края по делу №А73-10284/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.Е. Пичинина

Судьи

Т.Д. Козлова

А.И. Михайлова