ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-6679/17 от 18.01.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-6679/2017

25 января 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен января 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего      Харьковской Е.Г.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.

при участии  в заседании:

от администрации города Хабаровска: ФИО1 представитель по доверенности от 12.12.2017;

от индивидуального предпринимателя ФИО2: ФИО3 представитель по доверенности от 27.11.2015;

от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО4 представитель по доверенности от 25.11.2016;

от управления транспорта администрации г. Хабаровска: до отложения ФИО5 представитель по доверенности от 19.04.2017;

от индивидуального предпринимателя ФИО6: ФИО7 представитель по доверенности от 02.08.2017;

от индивидуального предпринимателя ФИО8: ФИО7 представитель по доверенности от 11.10.2016, лично предприниматель;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  администрации города Хабаровска, индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение от  25.09.2017

по делу № А73-10567/2017

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Барилко М.А.

по заявлению администрации города Хабаровска

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю третьи лица: управление транспорта администрации г. Хабаровска, индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО6, индивидуальный предприниматель ФИО8.

о  признании недействительным предупреждения от 19.05.2017 № 8/3611

УСТАНОВИЛ:

администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 19.05.2017 № 8/3611.

Определением суда от 20.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: управление транспорта администрации г.Хабаровска (далее - управление), индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО6, индивидуальный предприниматель ФИО8.

        Определением суда от 15.08.2017 настоящее дело было объединено с делом № А73-10654/2017 по заявлению ИП ФИО2 к антимонопольному органу о признании недействительным предупреждения от 19.05.2017 № 8/3611. Объединенному делу был присвоен номер А73-10567/2017 при этом ИП ФИО2 была исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

          Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2017 по  делу    № А73-10567/2017 в  удовлетворении  заявленных администрацией, ИП ФИО2  требований отказано.  

         Не согласившись с принятым судебным актом, администрация, ИП Шадуя Е.В. обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 25.09.2017 по делу № А73-10567/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.

        В судебном заседании апелляционной инстанции представители администрации, ИП Шадуя Е.В. доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.

        Представитель антимонопольного органа против доводов апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2017 по делу № А73-10567/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

      Представитель управления поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции от 25.09.2017 по делу № А73-10567/2017 отменить, принять новый судебный акт.

        Представитель ИП ФИО6 против доводов апелляционных жалоб возражал, просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2017 по делу № А73-10567/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

       Представитель ИП ФИО8 против доводов апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве,просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2017 по делу № А73-10567/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

          14.12.2017 судебное разбирательство жалоб откладывалось на 18.01.2018 в порядке статьи 158 АПК РФ.

           Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах, дополнении и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что оспоренный судебный акт подлежит отмене, так как изложенный в нем вывод суда первой инстанции противоречит материалам дела.

29.04.2016 на официальном сайте администрации города Хабаровска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www. khabarovskadm.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Аналогичное извещение опубликовано 29.04.2016 в газете "Хабаровские вести". В соответствии с извещением о проведении конкурса по маршруту N 29П-1 класс транспортных средств - большой класс (класс 1), максимальное количество транспортных средств - 4, по маршруту N 29К-1 класс транспортных средств - большой класс (класс 1), максимальное количество транспортных средств - 3.

Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок от 08.08.2016 N 11 победителем конкурса по маршрутам NN 29П-1 и 29К-1 признана ФИО2, которой были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 00ХА27 N 000065, серии 00ХА27 N 000066 сроком действия с 29.08.2016 по 29.08.2021, а также карты маршрута регулярных перевозок, в которых был указан большой класс транспортных средств (класс 1).

13.09.2016 ИП ФИО2 обратилась в управление транспорта администрации г.Хабаровска с заявлением (л.д.28) об изменении маршрутов NN 29К-1, 29П-1 в части изменения класса транспортных средств с большого класса (класс 1) на средний класс (класс 1).

Управлением транспорта администрации г.Хабаровска проведен мониторинг работы автобусов на указанных маршрутах, результаты отражены в актах от 22.09.16, 26.09.2016, 27.09.2016 (л.д.158 – 162), в служебной записке о результатах проверки (л.д.153).

05.12.2016 администрацией города Хабаровска было издано постановление N 4415 "Об изменении муниципальных маршрутов регулярных перевозок" (л.д.22), в соответствии с которым с 09.12.2016 муниципальные маршруты NN 29П-1, 29К-1 регулярных перевозок были изменены в части класса транспортных средств.

На основании указанного постановления администрации ИП ФИО2 были выданы иные свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 00ХА27 N 000078, серии 00ХА27 N 000079 сроком действия с 09.12.2016 по 29.08.2021, а также карты маршрута регулярных перевозок, в которых был указан средний класс транспортных средств (класс 1).

15.03.2017 ИП ФИО6 и ИП ФИО8 на действия администрации города Хабаровска в связи с принятием постановления 05.12.2016 N 4415 обратились с жалобой в Хабаровское УФАС России, которое усмотрело в постановлении администрации признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неправомерном изменении класса транспортных средств по маршрутам после того, как проведен конкурс, оценены поданные заявки, выбраны победители.

Антимонопольный орган на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выдал 19.05.2017 администрации предупреждение № 8/3611 (л.д.18) о необходимости прекращения указанного нарушения путем отмены в постановлении внесенных изменений в части класса транспортного средства по маршрутам NN 29К-1 и 29П-1, перевозки по которым осуществляет ИП ФИО2, а также совершения действий, направленных на прекращение действия выданных свидетельств серии 00ХА27 N 000078, серии 00ХА27 N 000079 в срок до 15.06.2017.

Администрация и предприниматель заявили в арбитражный суд о недействительности предупреждения Хабаровского УФАС России от 19.05.2017 N 8/3611. Арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований, согласившись с выводом антимонопольного органа. В данном случае большой класс транспортных средств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по маршрутам N 29П-1, N 29К-1 был установлен проведенным конкурсом на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и неправомерно дальнейшее изменение класса транспортного средства при осуществлении фактических перевозок.

Как правильно указано судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 настоящего Федерального закона. Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то суд не устанавливает обстоятельства, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

На основании материалов дела апелляционный суд считает, что отсутствуют признаки вменяемого правонарушения администрации антимонопольного законодательства исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 220-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.11, ч.1 ст.12 Закона № 220-ФЗ порядок изменения, муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с Законом № 220-ФЗ администрацией г.Хабаровска постановлением от 21.04.2016 N 1315 утвержден порядок организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Порядок N 1315), подпунктом 6 пункта 5.4. которого изменение маршрута включает  необходимость замены классов транспортных средств, работающих на установленном маршруте.

Постановление администрацией г.Хабаровска от 05.12.2016 N 4415 издано в соответствии  с Законом № 220-ФЗ, разделом 5 Порядка № 1315. По заявлению предпринимателя уполномоченным органом была проведена проверка фактической заполняемости автобусов, удовлетворения потребности граждан в перевозке именно по указанным маршрутам предпринимателя, с вынесением предложения (л.д.153, 158-162).

Действующее законодательство не запрещает изменение классов транспортных средств, допущенных к работе на установленном маршруте после проведения конкурса, в данном случае не ограничивает реализацию права, предоставленного органу местного самоуправления, невыполнением обязательств предпринимателя заявленных для участия в конкурсе. При том, что на основании результата конкурса предпринимателю 29.08.2016 были ранее выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 00ХА27 N 000065, серии 00ХА27 N 000066, а также карты маршрута.

В силу пунктов 10, 11 части 4 статьи 27, пунктов 7, 8 части 4 статьи 28 Закона N 220-ФЗ в дальнейшем взамен выданы предпринимателю свидетельства серии 00ХА27 N 000078, серии 00ХА27 N 000079 и карты маршрутов на основании постановления администрации г.Хабаровска от 05.12.2016 N 4415, которое не могло изменять условия и порядок проведенного конкурса. Указанное постановление и действия администрации не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поэтому отсутствуют признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона № 135-ФЗ.

Иные рассмотренные доводы жалоб не являются основанием для отмены судебного акта.

        На основании изложенного выше апелляционные жалобы администрации и предпринимателя подлежат удовлетворению, предупреждение Хабаровского УФАС России от 19.05.2017 № 8/3611 признается апелляционным  судом недействительным.

По ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем, судебное решение подлежит отмене.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.09.2017 по делу № А73-10567/2017 отменить.

 Признать недействительным предупреждение управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.05.2017 № 8/3611.

 Взыскать с управления Федеральной антимонопольной службы в пользу   индивидуального предпринимателя ФИО2 судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в сумме 300 руб. за рассмотрения заявления в суде первой инстанции, 150 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную чеком-ордером от 27.11.2017 государственную пошлину в сумме 2850 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец