Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-6681/2016
29 декабря 2016 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен декабря 2016 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": ФИО1, представитель по доверенности от 17.08.2016 № 321-ДЮ;
от Управление государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу: ФИО2, представитель по доверенности от 20.072016 № 67/2016;
от Приморской транспортной прокуратуры: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу
на решение от 21.10.2016
по делу № А73-7973/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак,
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу
об оспаривании постановления
третье лицо: Приморская транспортная прокуратура
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с жалобой на постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, административный орган) от 20.05.2016 г. N ПТБ-ЖТ-20/05/2016/90ВЛ, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 05.09.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Приморская транспортная прокуратура.
Решением от 21.10.2016 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение.
В судебном заседании представитель УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Приморская транспортная прокуратура, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 18.04.2016 г. Приморской транспортной прокуратурой совместно с представителем Отдела надзора за соблюдением транспортной безопасности УГАН НОТБ Ространснадзора по ДФО, в соответствии с заданием Дальневосточной транспортной прокуратуры, проведена проверка железнодорожного вокзала ст. Уссурийск Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - вокзал Уссурийск) на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что вокзал станции Уссурийск включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры 30.05.2011 г. за номером ЖВД 604305, оценка уязвимости вокзала проведена и утверждена 09.04.2012. Дополнительная оценка уязвимости данного ОТИ проведена и утверждена 11.12.2014 г. План обеспечения транспортной безопасности вокзала Уссурийск утвержден 29.06.2015 г.
В ходе проверки плана обеспечения транспортной безопасности (далее - план ОТБ) вокзала Уссурийск установлено, что он разработан с многочисленными нарушениями требований Федерального закона N 16 и Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 11.02.2010 N 34 (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 3 Порядка План ОТБ разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В ходе проверки плана ОТБ вокзала Уссурийск, установлено, что он не содержит комплекса мер, направленных на защиту объекта транспортной инфраструктуры, а также этапы их реализации, что противоречит ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 16, а именно:
- план ОТБ вокзала Уссурийск разработан с нарушением п. 4 Порядка. В указанном документе фактически не указаны сведения, предусмотренные пп. 3, 6, 8, 9, 10, 11, 13, 14 п. 4 Порядка. В соответствующих разделах плана ОТБ содержатся лишь ссылки на организационно-распорядительные документы, являющиеся приложениями к плану ОТБ;
- в нарушение пп. 3 п. 4 Порядка в разделе N 3 Плана ОТБ вокзала Уссурийск вместо сведений о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности указано, что выписка из приказа о назначении ответственного за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожном вокзале ст. Уссурийск входит в состав документов Приложения N 2 к плану ОТБ;
- в нарушение пп. 6 п. 4 Порядка в разделе N 6 плана ОТБ вокзала Уссурийск вместо сведений о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности (пропускного режима) и порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности (внутриобъектового режима) указано, что Инструкция по организации пропускного и внутриобъектового режима на железнодорожном вокзале Уссурийск приведена в Приложении N 6; вместо мер, обеспечивающих предотвращение проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности железнодорожного вокзала Уссурийск содержатся ссылки на приложения N 6 и N 9 к плану ОТБ.
При этом приложение N 6 к плану ОТБ, содержащее Инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режиме фактически не содержит информацию о порядке доступа в зону транспортной безопасности ОТИ, порядок выдачи и уничтожения пропусков, о том, какая информация должна содержатся в пропусках, отсутствуют сведения о согласовании образцов пропусков с органами ФСБ, МВД и Росжелдором.
- пункт 6.2 плана ОТБ вокзала Уссурийск содержит информацию о постоянных и разовых пропусках, а Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме содержит информацию о постоянном, временном и разовом пропусках, при этом указывает, что необходимость в выписке разовых пропусков фактически отсутствует.
- порядок допуска лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности, изложенных в Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме (Приложение N 6) фактически содержит сведения о допуске в административное здание вокзала, которое согласно плану и дополнительной оценке уязвимости является зоной свободного допуска, при этом порядок допуска на пассажирские платформы которые относятся к зоне транспортной безопасности фактически отсутствует;
- в разделе N 8 плана ОТБ вокзала Уссурийск в качестве состава инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц в зону транспортной безопасности содержится информация о том, что на ОТИ имеются механический шлагбаум, периметральное заграждение по границе перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, металлического ограждения в виде цепи натянутой па опорах и информационные стенды с информацией о содержании п. 5.14 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 43.
- фактически периметральное ограждение зоны транспортной безопасности и другие перечисленные сооружения отсутствуют, при этом план не содержит сведений о том, что данные инженерные сооружения планируется установить, отсутствуют этапы реализации.
- в нарушение п. п. 8 п. 4 Порядка вместо мест размещения вышеприведенных инженерных сооружений указана ссылка на приложение N 17 к плану, которое также не содержит мест размещения указанных объектов;
- в разделе N 9 плана ОТБ вокзала Уссурийск содержится информация о составе сил транспортной безопасности, привлекаемых к досмотру, составе групп быстрого реагирования, маршруты и режим патрулирования, при этом конкретная информация о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, груза, багажа (досмотра), предусмотренная пп. 9 п. 4 Порядка отсутствует. Данный раздел также содержит ссылки на приложения, в которых требуемая информация отсутствует, например, в приложении N 13 маршруты патрулирования, предусмотренные п. 9.3.2 плана не обозначены;
- в нарушение пп. 14 и пп. 15 п. 4 Порядка в разделах 14 и 15 Плана 0ТБ отсутствуют сведения о порядке выдачи документов, дающих право для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры и порядок прохода (проезда) в зону транспортной безопасности. Имеется лишь ссылка на приложения N N 6,7,8, в которых указанная информация также отсутствует (например в приложении N 6 к плану (Правила пропускного и внутриобъектового режима) отсутствует порядок выдачи, хранения и уничтожения документов, дающих право прохода);
- в нарушение ст. 9 Федерального закона N 16, в плане ОТБ не определены этапы и сроки реализации данного плана.
В плане содержатся сведения, несоответствующие действительности, например: указано на возможность осуществления передачи информации с инженерно-технических систем в уполномоченные органы власти в режиме реального времени, что фактически не осуществляется ввиду отсутствия соответствующих технических систем. При этом указание на то, что данное оборудование планируется к установке и срок реализации данного намерения - отсутствуют.
По результатам проверки составлен соответствующий акт от 18.04.2016 г.
21.04.2016 г. заместителем Приморского транспортного прокурора Ярченко Ю.В. по результатам проверки возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, о чем в присутствии представителя общества ФИО3, действующей по доверенности от 01.10.2013 г. N 321-дю, вынесено соответствующее постановление.
Постановление направлено для рассмотрения в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО.
05.05.2016 г. заместителем начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ Ространснадзора ФИО4 вынесено определение о принятии дела к производству и назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 20 мая 2016 года в 09-00 по адресу: <...> каб. 309.
20.05.2016 г. вышеуказанным должностным лицом по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя общества по доверенности от 25.04.2014 N 88-ДЮ ФИО1 вынесено постановление N ПТБ-ЖТ-20/05/2016/90ВЛ, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей.
Несогласие общества с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, влечет наложение административного на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.09.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка, план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
Пунктом 3 Порядка установлено, что план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В пункте 4 порядка установлены сведения, которые должны быть отражены в Плане. Также указано, что План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
Статьей 9 Закона о транспортной безопасности установлено:
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2).
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морского порта осуществляется капитанами морских портов (часть 4).
Поскольку План обеспечения транспортной безопасности ОТИ разрабатывается на основании результатов оценки его уязвимости, то все сведения, которые отражаются в Плане, должны соответствовать и не противоречить проведенной оценке уязвимости. Обратное свидетельствует о нарушении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 11.15.2 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что при проведении Приморской транспортной прокуратурой проверки железнодорожного вокзала ст. Уссурийск Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов установлен факт нарушения ОАО "РЖД" пунктов 3, 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что нашло свое отражение в акте проверки от 18.04.2016 г. и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.04.2016 г.
Данные нарушения квалифицированы административным органом в соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, как нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Между тем, повторное совершение правонарушения по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ влечет привлечение к ответственности по части 2 данной нормы права, предусматривающей для юридических лиц штраф от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами настоящего дела подтверждается повторность выявленных нарушений, и не отрицается обществом.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, действия заявителя образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
В этой связи вывод суда первой инстанции, что совершенное обществом деяние надлежало квалифицировать по части 2 статьи 11.15.2 КоАП РФ, а не по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ является правильным.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 9 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Данный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлениях от 22.09.2014 по делу N 301-АД14-273, от 15.06.2015 по делу N 302-АД15-5450.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.10.2016 по делу № А73-7973/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Т.Д. Пескова |
Судьи | И.И. Балинская |
Е.И. Сапрыкина |